Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логопедическое обследование детей с нарушениями слуха.
Логопедическое обследование слабослышащих детей должно быть направлено на возможно более полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений и их патогенеза в целях постановки дифференцированного диагноза, позволяющего применить дифференцированные и этиопатогенетически обоснованные методы коррекционного воздействия. В процессе обследования слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии. При наличии у слабослышащих речевого недоразвития необходимо исследование как импрессивной, так и всех сторон экспрессивной речи. Если помимо недоразвития речи имеются и какие-то другие ее нарушения, не связанные непосредственно с состоянием слуховой функции (например, заикание, ринолалии и пр.), то обследование дополняется также и выявлением симптоматики названных расстройств. Во всех этих случаях логопедическое обследование слабослышащих не имеет существенных отличий от обследования детей с нормальным слухом. Основная специфика заключается в самом характере проведения с необходимостью учета неполноценности слуховой функции ребенка. Так, в ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятным, что приведет к ошибочной диагностике. Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования). При сильном снижении слуха средства могут быть комбинированными (например, одновременное усиление громкости голоса и сокращение расстояния до уха ребенка). Для слабослышащих с выраженным недоразвитием речи наиболее существенным будет обследование нарушений слуховой дифференциации звуков речи. Во избежание возможных ошибок при оценке состояния слуховой дифференциации звуков у ребенка при обследовании логопеду необходимо закрыть лицо экраном, чтобы исключить возможность зрительного восприятия. При несоблюдении этого условия ребенок может различать звуки по особенностям артикуляции (т. е. зрительно), что позволит ему безошибочно показывать называемые логопедом парные картинки типа «миска — мишка». Естественно, что это создаст иллюзию сохранности слуховой дифференциации данной пары звуков, а значит, приведет к ошибочному заключению.
1.Понаблюдать за ребенком на занятие, уроке, в режимные моменты; 2.Постараться установить контакт; 3.Выяснить у родителей все о развитии ребенка, его заболевании. Дети с нарушением зрения представляют большую разнообразную группу, как по характеристике состояния здоровья, так и по происхождению заболевания и условиям социального развития. Особое значение придается организации места проведения логопедического обследования, выбору адекватных методик и соответствующему наглядному материалу. Специфические требования к проведению обследования. 1. Ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5-10 мин. В младшем и 15-20 мин в старшем дошкольном и мл. школьном возрастах). 2. Смена видов деятельности на деятельность не связанную с напряжением зрит ап-та., наблюдением. 3. Особое требование к наглядному материалу. 4. Соответствующая освещенность кабинета. В качестве наглядного материала могут быть использованы реальные объекты, также предметы с объемными формами, рельефными изображениями, силуэты и др. картинки выполненные в различной цветовой гамме. Стимульный материал должен быть контрастным по отношению к фону (контрастность составляет 60-100%). Дети различают лучше черные объекты на белом фоне, чем наоборот. Цвет стимульного материала должен соответствовать реальному цвету объектов. На изображениях должны быть четко выделены передний, средний и дальний планы. В цветовой гамме желательно использовать желтые, красные, оранжевые и зеленые тона. Расстояние от глаз ребенка до предметов должно составлять 30-35 см.(для слабовидящих) и для слепых детей в зависимости от остроты остаточного зрения. Еще одной особенностью явл. Увеличение времени на манипулирование со стимульным материалом, в зависимости от особенностей зрительной патологии в 2-10 раз. При обследовании двигательных навыков учитывается общая результативность выполнения а не быстрота и точность движений (это касается обследования артик-й моторики, мелкой и общей). Время отведенное на выполнение упр-й увеличивается. При обслед-и речи предварительно выясняется у ребенка сформированность реальных представлений соответствующих словесному материалу. Часто у детей с нар-ми з-я отсутствуют полноценные представления о многих окружающих предметах. Следовательно очень часто оказывается ограниченным словарный запас, не сформированным грамматический строй, связная речь бедна. При использовании игр предварительно выясняется знает ли ребенок их названия, части. Нужно учитывать при обследовании отсутствие процесса подражания у слепых детей и трудности его формированияу детей с глубоким н.з.. Следует производить на самом ребенке, используя его двигательно-мышечную память и совместные действия со взрослым. После окончания обс-я на каждого р-ка заполняется речевая карта и составляется план индивидуально-коррекционной работы на год.
|