Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение детей с нарушениями слуха






В работе над произношением используется аналитико-синтетический полисенсорный метод (с использованием сохранных анализаторов — зрительного, кожного и связанных с ним тактильно-вибрационных ощущений) с элементами концентрического подхода при ведущей роли развиваемой слуховой функции, с обязательным использованием звукоусиливающей аппаратуры. Данный метод предполагает проведение обучения произношению на осмысленных звуковых комплексах: словах и фразах, подобранных по степени их фонетической трудности, т. е. при учете определенной последовательности в отработке фонетических позиций звука в составе слова, фразы. Например, звук с сначала отрабатывается в начальной позиции — самолет, затем в конечной — нос, следующая позиция — между гласными колбаса и, наконец, в стечениях с другими согласными звуками в начале слова, в середине и в конце: стол, листок, куст.

Обучение произношению, согласно аналитико-синтетическому методу, проводится также и на элементах слов (слогах и отдельных звуках). Слово или фраза, произнесенные целиком, разлагаются на составные элементы: слоги и звуки. При этом над новым звуком, выделенным из состава слова, ведется работа по его вызыванию на основе подражания или специальными приемами. Затем звук вводится в слоги и снова в слово (слово — слоги — звук — слоги — слово). Например, в процессе обучения произношению при предъявлении учащимся слова шапка с новым звуком ш последовательность в работе будет представлена следующим образом:

шапка шап ка ша ш а ш

ш шап ка шапка

Примечание.

Графическое изображение ш означает длительное произнесение данного звука. После того как ученик усвоил артикуляцию данного звука, ему предлагаются различные слова с этим звуком, затем слова включаются в предложения. В ходе всех этих упражнений при широком использовании развиваемого слухового восприятия закрепляется нужная артикуляция.

Такой путь является необходимым как этап в процессе обучения произношению при предъявлении учащимся слова с новым звуком (например, со звуком ш в приведенном выше примере).

Вместе с тем этот метод используется и в тех случаях, когда ученику не удается правильное произношение слова в особо трудных фонетических позициях. Например, учащийся умеет правильно произносить звук с в начальной позиции (собака), в конечной позиции (нос) и между гласными (лиса). При произнесении сочетаний этого звука с другими согласными (типа сп, cт, ск) ученик испытывает затруднения и сбивается на ошибочное произнесение, при котором между звуком с и последующим согласным звуком появляется призвук. При таком произнесении слова спасибо, стул, стол звучат как «сыпасибо», «сы-тул», «сытол».

В данных случаях эти слова требуют разложения на составные элементы, отработку их с последующим соединением этих элементов в целое слово. Например:

спасибо

с па

с па с и бо

с па с ибо

с пас ибо

спасибо

Элементы концентрического подхода, принятого при обучении глухих учащихся, используются при формировании произносительных навыков у слабослышащих учащихся. Так, при поступлении в школу учащихся, не имеющих дошкольной подготовки (с тяжелым нарушением слуховой функции, с глубоким речевым недоразвитием), формирование произносительных навыков в первоначальный период обучения может происходить с использованием в той или иной мере сокращенной системы фонем, разработанной Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезиной. От учащихся требуется точное воспроизведение в словах 17 основных звуков, которые составляют сокращенную систему фонем. К ним относятся гласные звуки а, о, у, э, и, а также согласные звуки п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л (I), р. Эти звуки достаточно четко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвоения, чем другие звуки, близкие к каждому из них. Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах соответственными основными звуками.

Как видно из представленной таблицы, дети должны с самого начала точно произносить слова, состоящие из основных звуков, например лопата, стул, самолет. Вместе с тем, слова, включающие заменяемые звуки (например, дай, спасибо), могут временно произноситься учащимися приближенно: «тай», «спа-сипо», «маш». Постепенно, с широким использованием слухового восприятия ведется систематическая работа по уточнению произношения слов.

Элементы концентрического подхода применяются до начала специальной коррекционной работы над звуками ш, р, ц, д. Это значит, что на месте звуков д, ц (при отсутствии правильной их артикуляции) учащиеся произносят соответственно звуки т, с (замены, предусмотренные в сокращенной системе фонем). Что касается звука ш, то его замена в сокращенной системе фонем не предусмотрена, поскольку он входит в число основных звуков. Поэтому на месте звука ш учащиеся могут произносить лабиализованный звук с (губы выдвинуты вперед).

Потребность в употреблении слов со звуком р (например, числительных три, четыре, тринадцать и т. д.) заставляет включить их в устную речь детей, не дожидаясь того времени, когда будет усвоена правильная артикуляция этого звука. В этом случае учащиеся могут временно заменить звук р звуком л или полумягким звуком (тогда слова три, четыре будут звучать как «тли», «четыле») или фрикативным р.

Из всех указанных замен предпочтение отдается замене звука р фрикативным р. Это объясняется тем, что артикуляция фрикативного звука р создает наиболее благоприятные условия для правильной постановки звука р: язык широкий, передний край его поднят к альвеолам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам (в отличие от замены звуком л, при котором узкий язык поднят кверху и боковые края языка не прижаты к верхним коренным зубам. Такая артикуляция может спровоцировать появление боковой артикуляции звука р).

Особое значение имеет применение сокращенной системы фонем при коррекции дефекта, охватывающего группу звуков, когда устранение данного дефекта идет поэтапно. Например, дефект сонантность «поражает» большую группу согласных звуков: с, i, х, з, ж, ц, ч, щ, с’ з’ х’ г, г’. В этом случае в первую очередь надо получить правильную артикуляцию звука с. После ее усвоения следует ввести замены: на месте звуков с, з, ц, з' — звук с, на месте звука ш — с лабиализованное, звуки х и х' заменить звуком к. Осуществление следующего этапа работы в коррекции сонантности (постановка звуков ш и х) возможно в том случае, когда закреплено произношение слов с указанными выше заменами.

Согласные звуки в речевом потоке могут встречаться в различных позициях, в начале слова, слога; в середине слова, слога; обратного слога; в конце слова; в стечении с другими согласными. Глухие согласные надо отрабатывать во всех трёх позициях. Для звонких согласных необходимо предусматривать две позиции – в начале и в середине слога. Третья позиция – положение звука на конце слова (слога) – на звонкие согласные не распространяется, так как они по законам русской орфоэпии произносятся здесь как глухие.

Обучаясь произношению, дети с нарушенным слухом должны упражняться в умении изменять артикуляцию согласного в зависимости от последующего гласного. При составлении комплекса упражнений на закрепление артикуляции того или иного согласного звука необходимо предусматривать наиболее употребительные в речи сочетания его с другими согласными.

Звуки [С], [Ш], [Ф].

I.Постановка звуков.

Длительное изолированное произнесение звуков

С____, Ш______, Ф______.

II. Автоматизация звуков.

1. Обратный слог с различными гласными Ас, ос, ус; квас, нос, мусс.

Аш, ош, уш, наш, ковш, душ.

Аф-шкаф

2. Прямой слог с различными гласными:

Са, со, су и др.

Санки, сумка

3. Между гласными звуками:

Аса – коса, роса и др.

4. Наиболее употребительные сочетания с другими согласными:

Спа – спасибо Ска – скамейка Сла – сладкий

Дифференциация

1. По звонкости и глухости: С-з, ш-ж, ф-в.

2. По твёрдости и мягкости: Са-си, ас-ась, Фо-фё, аф-афь

3. По встречающимся в речи слабослышащих заменам: С-т, с-ш.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал