![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация работы по речевому развитию детей с нарушениями слуха.
Работа по речевому развитию детей с нарушениями слуха в специальных дошкольных учреждениях осуществляется в разнообразных условиях и тесно связана с режимными моментами, играми и другими видами детской деятельности, фронтальными и индивидуальными занятиями. Распределение общего программного речевого материала в разных видах деятельности и применение требований к словам и фразам ребенка в изменяющихся условиях обеспечивают большую плотность процессов общения и частое повторение речевых единиц. Это способствует непроизвольному запоминанию речевых средств и приближает путь специального обучения к естественному ходу речевого развития. Общие задачи по речевому развитию дошкольников с нарушениями слуха решаются совместно всеми работниками коррекционного учреждения, но они конкретизируются за счет различных требований к работе над речью детей на разных видах занятий и в их бытовой деятельности. Специфика организации работы по развитию речи выражается в том, что такие занятия проводятся по строго установленному расписанию на всю рабочую неделю, ежедневно в одно и то же время и в одном и том же месте. Обычно для этого предназначается помещение в виде класса или оформляется часть групповой комнаты, где фиксируется звукоусиливающая аппаратура. Перед глазами детей всегда должны быть классная доска и наборное полотно для табличек и картинок. Кроме того, нужен в классе рабочий уголок для проведения индивидуальных занятий с аппаратурой и зеркалом. В течение несколько занятий учитель- дефектолог приучает детей усаживаться на одни и те же постоянные места, на которых закрепляют таблички с их именами. Но эти места могут со временем специально меняться, для чего перемещаются и таблички. На более продвинутых этапах обучения, такая пересадка проводится уже на основе различного рода словесных инструкций: Дима, сядь рядом с Леной. Тома, сядь около шкафа. Начало, конец и промежуточные этапы занятия могут отличаться разного рода сигналами (звуковыми, зрительными, речевыми). Для этого педагоги применяют барабан, бубен, картинки с изображением каких-то действий или места пребывания детей, таблички со словесными инструкциями (встаньте, сядьте, идите к тете Вале и т. п.). Начало, продолжительность, окончание занятий в течение дня фиксируются привлечением внимания детей к часам, к календарю. Это способствует регулированию их поведения, активизирует внимание, познавательную деятельность, ликвидирует элементы неуправляемости. Обычно занятия по развитию речи проводятся с группой детей (6-8 человек). В течение занятия каждый из детей должен заниматься не только сидя за партой, но и рядом с педагогом у учительского стола. Детей поочередно поднимают с места и вызывают к столу, наборному полотну или доске. Делается это не только для того, чтобы закрепить имена или отработать глаголы, но и подать образец для подражания, что повышает эффективность всего педагогического процесса. Характерной особенностью занятий по развитию речи является обучение разным формам словесной речи ведется в единстве. Содержание работы охватывает обиходно-разговорную речь, словарь и фразеологию, описательно-повествовательную речь и чтение. Но в зависимости от этапа обучения и достигнутого уровня речевого развития детей работа по разным направлениям не равна по объему и учебному времени. На одних занятиях большее место занимает работа над диалогической речью, а для чтения и анализа предлагается коротенький текст. В других случаях значительное время уделяется составлению рассказа, а разговорная речь касается лишь организационных моментов занятия. Важно только иметь в виду, что на каждом занятии должны сочетаться разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо и на соответствующих этапах дактилирование). Такой комплексный подход придает процессу овладения речью целостный характер, обеспечивает взаимообогащение разных видов и форм речи друг другом. Таким образом, эффективность проведения работы по развитию речи в значительной степени определяет овладение детьми содержанием других разделов программы, а в конечном итоге и уровень познавательного, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника. Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций (приложение). Составляя сетку занятий, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения. Для предупреждения расстройств зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий. Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования: § к освещению и учебному оборудованию; § к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами. Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя: § рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы; § специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения. Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией. Для детей с нарушением рения характерны различные по видам и степени тяжести проявления речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР). Организация коррекции этих недостатков осуществляется по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями: § организация превентивных мероприятий; § ранняя диагностика и коррекция нарушений; § комплексная коррекция; § активное включение в работу различных анализаторов.
|