![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Своеобразие общего и речевого развития детей с нарушением слуха
У глухих слабослышащих детей даже при специальном формировании речи в условиях организованного обучения процесс её усвоения оказывается замедленным. В самой структуре речевой деятельности и приобретаемой языковой системе длительное время сохраняются специфические отклонения. К ним относятся различного рода фонетические дефекты, обеднённый словарный состав, аграмматизмы, низкий уровень языковых обобщений и др. При характеристике речевого развития детей с нарушениями слуха обычно указываются два отличительных признака, а именно: её отсутствие (немота) или глубокое недоразвитие (предполагающее нарушение всех уровней языковой системы). Для слабослышащих, потерявших речь в раннем возрасте, в большинстве случаев характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность восприятия слов на слух приводит к бедности и искаженности словарного запаса, к ограниченности значений слов, даже употребляемых в речи. Так, наряду с многозначностью, расширенностью значений ряда слов словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.), смешиваются названия целого предмета и его частей, наблюдается взаимозамещение названий предметов и действий (рисовать - карандаш: раскладушка - лежать; обложка - тетрадь и т.п.). Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением. Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован в той степени, какаяхарактерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. К числу наиболее типичных ошибок грамматического оформления речи относятся нарушения синтаксических связей согласования и управления. Чаще всего страдает глагольное управление. Дети выбирают не ту падежную форму существительного, которую требует глагол (ответил мальчика). К достаточно распространенным явлениям следует отнести неправильное использование предлогов: -замена предлогов («Шел на мостику», «Снял от себя») -пропуски предлогов («Лезет дерево», «Дедушка остался детьми») -включение лишних предлогов («Кормит с морковкой»). Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций. Чрезвычайно распространены в предложениях слабослышащих ошибки в пользовании морфологическими особенностями языка. Для них характерны недоговаривание тех частей слов, которые не стоят под ударением, поэтому мало доступны слуху. Следовательно, когда слова «Одеваются» и «Одеваюсь» произносятся как «Одева» или «Одевай», невозможно понять то новое значение, которое привносится изменением окончания слов. Дополнение слов лишними предлогами, звуками, искажение или отсутствие окончаний — все это свидетельствуют о том, что невозможность полноценно воспринимать слова является одной из причин недостаточного овладения морфологическим составом. Заметную группу ошибок морфологического уровня составляют также неправильные употребления частей речи или их форм. К примеру, ребенок заменяет существительное глаголом («Мы разучивали песни, стихи, танцевать»), путает разряды местоимений («Я не буду смотреть телевизор, потому что у себя болит голова»), выбирает не ту видо-временную форму глагола, которая требуется по контексту («Мальчик сердится и ушел»), ошибается в выборе личной формы глагола. Что касается синтаксического уровня, то и здесь можно обнаружить ряд характерных особенностей. Под влиянием обучения, дети научаются составлять предложения из 3-5 слов. Однако и эти предложения не всегда напоминают правильную, хорошо оформленную речь. В таких предложениях может недоставать то сказуемого, то подлежащего. Отсутствие слова, необходимого для обозначения действия, приводит к выпадению сказуемого. Большую сложность представляют местоимения. В речи слабослышащих личные местоимения встречаются крайне редко. Можно услышать «Я» и «Ты», хотя они употребляются без достаточного осознания их значений. Остальные местоимения заключают еще более отвлеченную и обобщенную степень. Поэтому либо совсем не встречаются, либо употребляются неправильно («Дает ему цыплята крошечку»). Огромную трудность представляет для слабослышащих усвоение служебных категорий. Сложность в усвоении предлогов и союзов на ранних этапах обучения наблюдается или в выпадении предлогов, или в их неправильном употреблении. Некоторые случаи пропусков предлогов могут быть до некоторой степени обусловлены невозможность расслышать их при восприятии общего речевого потока. Однако, если в некоторых случаях можно объяснить пропуск недослышанием, то такое объяснение неудовлетворительно, когда идет замена одного предлога другим («Мальчик влез в елку», «Пилят на дерево»). Фонетическая сторона речи изобилует многочисленными ошибками в звукопроизношении, в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети со сниженным слухом часто смешивают в произношении слова, фонетически сходные, но различные в смысловом отношении. Затруднения в дифференциации звуков на слух порождают многочисленные нарушения звукопроизношения. Характерными недостатками при этом являются следующие: а) смешение звуков, чаще звонких с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; б) часто встречается замена одних звуков другими, например свистящих с-з взрывными т-д и т. п.; в) дефекты смягчения; дефекты озвончения; г) отсутствие одного из составных звуков в связи с поздним формированием аффрикат; д) искаженное произнесение звуков. Наряду с этим слабослышащие дети не овладевают произношением сложных по артикуляции звуков.
Характерным является отклонение в психическом развитии: - снижение ориентировки в пространстве -отсутствие в раннем возрасте эмоциональной реакции на близких людей -непостоянный комплекс оживления у младенцев с нарушенным слухом - своеобразное развитие ощущения, восприятия, представлений - ослабленный интерес к предметам и явлениям Недостаточность сенсорного восприятия отрицательно сказывается на развитии памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сфере. Также отстает от нормы Восприятие и различение цвета, формы, размера, количества, температуры, веса и усвоение их сенсорных эталонов у детей по сравнению с нормой также отстают при нарушенном слухе.Труднее всего у этих детей формируются ощущение и восприятие пространства и времени Абсолютно безречевых детей даже в среде глухих нет. У всех есть определённые предпосылки для речевого развития. Эти предпосылки (голосовые реакции, неотнесённый и отнесённый лепет, непроизвольное и произвольное артикулирование, прослеживание и соотнесение неречевых предметных и собственно речевых действий, приближённое произнесение коротких слов и фраз, адекватное восприятие лица говорящего, использование примитивных указательных жестов и присвоение жестов глухих родителей) являются основными, базовыми компонентами языковой способности, которая формируется в ходе развивающегося общения и на основе ранних форм предметной деятельности. Эта способность не является врождённой, а сама базируется на других фундаментальных психических способностях, таких, как двигательная, сенсорно-перцептивная, ритмическая, символическая, подражательная, умственная, коммуникативная.
|