Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оформление и создание слайдов
Таблица 5
Восприятие активизируется и демонстрацией материалов по теме выступления. Привлечь и удержать внимание помогают видеосюжеты, слайды, графики, схемы и диаграммы. Существует ряд способов повышающих восприятие аудиторией презентации лекции. Рассмотрим некоторые из них. «Визуальный скандал». Суть такого приема заключается в том, что при выборе визуального средства — цвета, размера, слова и т.д. — выбирают крайние его характеристики: если цвет— то самый насыщенный, если размер— то самый большой, если слово — то самое броское. То же относится к шрифтам, рисункам, фотографиям, другим материалам. Чтобы завладеть вниманием человека, нет иного выхода, как создавать «визуальные скандалы». Выбор шрифта. Так, обычно возникает вопрос выбора шрифта. Здесь играют роль высота, ширина букв, толщина их отдельных элементов. Эмпирически считается оптимальным соотношение толщины к высоте 1: 5. Не меньшее значение имеет фон, на котором размещаются буквы. Согласно имеющимся данным, интенсивность воздействия убывает по такой шкале: 1 — желтый на черном; 2 — белый на синем; 3 — черный на оранжевом; 4 — оранжевый на черном; 5 — черный на белом; 6 — белый на красном; 7 — красный на желтом; 8 — зеленый на белом; 9 — оранжевый на белом; 10 — красный на зеленом. Воздействие цвета на человека. Давно замечено, что цвет окружающих нас объектов (предметов) влияет на наше самочувствие и, следовательно, может быть использован для соответствующих целей. Так, установлено, что красный цвет— возбуждает, голубой — успокаивает, желтый — возбуждает желание действовать, прилагать усилия, оранжевый — вызывает радостные чувства, зеленый — создает приятное настроение, черный — угнетает, вызывает печаль, белый — утомляет, вызывает усталость. «Сверкающая фраза». Для привлечения внимания аудитории имеет значение манера расположения шрифтов, чередование букв разного размера и т.п. Однако главное — это слова. Если на плакате есть «сверкающая фраза», успех обеспечен. Специалисты по рекламе называют такую фразу «ударной строкой». «Сверкающая фраза» — это, парадоксальное на первый взгляд, словосочетание, сразу привлекающее к себе внимание. Лучше всего «сверкающая фраза» срабатывает, когда она короткая, из двух-трех слов. Здесь нужно учитывать одно очень важное обстоятельство: «сверкающая фраза» должна схватываться одним взглядом, тогда и воздействие ее максимальное. Не рекомендуется предъявлять аудитории все наглядные средства сразу — они отвлекут, распылят внимание слушателей. Иллюстрацию, диаграмму, картину показывают в нужный момент, а затем убирают, чтобы подготовить аудиторию к восприятию следующего материала (если, конечно, тот не опирается на данную иллюстрацию). Цифры и факты. Качество восприятия устной речи в значительной степени зависит от объема оперативной (кратковременной) памяти человека. Как показывают наблюдения, объем оперативной памяти ограничен и характеризуется так называемым магическим числом 7 (±2). В среднем именно таково предельное количество объектов, которые человек может запомнить после однократного восприятия. Объектом может быть любое монолитное по смыслу единство— слово, число, смысловая часть лекции и т.п. Исходя из этого можно рекомендовать, например, чтобы лекция охватывала не более 7 различных принципиальных вопросов, то есть состояла не более чем из 7 смысловых частей. Что касается восприятия и запоминания числовых данных, то здесь необходимо учитывать существование так называемого антицифрового барьера. В речи, независимо от ее продолжительности, не должно приводиться более 20 цифр, объединенных в смысловые группы (не более 7) по 2—3 цифры в каждой. Для облегчения их восприятия и запоминания числа следует округлять. Например, вместо «роста на 46 процентов» можно вести речь о «росте почти в полтора раза» (разумеется, такое округление допустимо лишь при условии, что при этом не искажается принципиальная сторона дела).
Основные требования к схемам, диаграммам, таблицам при подготовке слайдов
Схемы и диаграммы Схемы и диаграммы - исключительный помощник при проведении учебных занятий. Круговые диаграммы - изумительно простой способ показать, какая доля от общего количества идет на каждое из направлений. Столбчатые схемы и гистограммы мгновенно показывают соотношение размеров. Графики же просто вне конкуренции, когда надо показать тенденции и меняющиеся соотношения. Продуманное использование схем и диаграмм часто решает сложнейшие проблемы передачи фактов и данных. Но, к сожалению, несмотря на изначальную простоту схем, они могут быть бесконечно усложнены. Добавляются дополнительные линии и штрихи, вводится все больше фактов и данных, пока самое красивое и простое выражение процесса, пропорции или связи не становится непонятным. Правило, касающееся схем, таково: убрать все, что только возможно. Bы можете дополнить схему и диаграмму пояснениями во время занятий, что часто усиливает эффект демонстрации; и вы всегда можете - обычно с пользой для себя - подготовить последовательность простых схем или диаграмм вместо одной сложной. Но очень часто все, что вам надо сделать - исключить необязательную информацию и найти более простой способ подачи действительно важных фактов
Таблицы данных В целом демонстрации таблиц с данными на слайдах следует избегать. Заключенная в них информация гораздо лучше представляется графически - на схемах или диаграммах. Дело не только в том, таблицы могут быть слишком запутанными, - они могут быть и слишком интересными, так что студенты начнут выискивать там всевозможную любопытную информацию, которая не имеет никакого отношения к тому, что вы собирались этой таблицей проиллюстрировать, и не слушать то вы говорите. Если вы посчитали необходимым показать таблицы, то: во-первых, выделите цифры, к которым вы хотите привлечь внимание аудитории (но это срабатывает только тогда, когда на схеме всего несколько данных, имеющих, значение) во-вторых, заретушируйте все вертикальные или горизонтальные колонки или ряды, кроме тех, которые соответствуют теме занятий. И если вы прибегнете к этой уловке, вы всегда можете использовать вместе с ней и первую, выделяя определенные данные внутри ряда или колонки. Контрольный список действий 1. Перед выбором каждого слайда подумайте, можно ли вообще обойтись без него. 2. Помните, слова - не визуальное средство. Спросите себя: " Что покажет этот слайд аудитории? " 3. Не помещайте на слайд слов больше, чем вы бы написали на майке. 4. Убедитесь, что слова изображены достаточно крупно, чтобы их можно было прочитать с самой дальней точки в зале. 5. Проверьте, не пропустили ли вы какую-нибудь иллюстрацию, которая помогла бы вам объяснить сложные идеи или процессы. 6. Спросите себя, какой рисунок должен запомниться аудитории, а затем сделайте слайд для его иллюстрации, используя методы оказания визуального воздействия. 7. Используйте в слайдах цветовой код, но не допускайте " цветовой маскировки". 8. Сохраняйте простоту схем и чертежей. 9. Лучше сделать серию слайдов, чем заталкивать все в один. 10. Используйте выделение и ретушь, чтобы подготовить сложные фотографии или диаграммы.
|