![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б) Борьба Ивана IV за единство в стране.
Но единства как раз в государстве и не было. Здесь студентам следует обратить внимание на то, какие политические силы противостояли власти монарха: - слой потомственной аристократии – боярство и - Русская Православная Церковь, накопившие в своих руках несметные богатства чаще всего благодаря вотчинному землевладению, независимо существующие от государства и потому не желавшие подчиняться ему. Реформы и преобразования времен правления Ивана IV Грозного целесообразно рассмотреть через борьбу его по двум направлениям: - линии взаимоотношений его с боярством и - линии взаимоотношений с Церковью. Как известно, на первом этапе своего руководства страной Иван IV пытался договориться с боярством «мирно», опираясь на другие менее знатные, но богатые слои населения (дворян и горожан), для чего и был созван Земский Собор, создана Избранная Рада. Однако, реформы Избранной Рады, фактически, направленные на усиление самодержавной власти монарха (расширение госаппарата, создание войска, подчиненного лично царю, корректировка Судебника, губная реформа), насторожили и напугали боярство, боясь потерять власть и влияние в стране, оно перешло в «наступление», которое Ивану Грозному пришлось «осадить» введением опричного террора. Второй период правления ознаменован введением опричнины. Здесь важно показать, что сокрушительный удар был нанесен Иваном Грозным по основе экономической и политической независимости боярства – вотчине, для этого страна и была разделена на две части: земщину и опричнину, для этого и приступили к планомерному истреблению боярства – наиболее строптивых просто уничтожили вместе со всем их семейством и «всеми тварями: от двуногих до четвероногих»; других переселили в земщину, не забыв отобрать у них вотчины, предоставив взамен поместья. Одним ударом Иван Грозный поставил боярство в зависимость от государственной власти: «пока служишь – можешь пользоваться землями, плохо служишь – отберу». Однако, опричнина, как известно, нанесла огромный вред государству, вызвав экономическую разруху (было уничтожено веками складывавшееся вотчинное хозяйство – основа экономики страны). Решить экономические проблемы пытались через усиление эксплуатации крестьян, что вызвало массовое бегство крестьян на окраину страны (т.к. открыто выражать недовольство боялись) и усиление кризиса, который из экономического перерос в социальный и политический. Затем неплохо остановиться на оценке политики опричнины в исторической литературе. Нельзя не проанализировать борьбу Ивана IV с Церковью. Прежде всего, следует остановиться на характеристике источников богатства Церкви. Показать положение Церкви в обществе. Не забыть отметить, что 40 % земли в государстве принадлежало этой организации, и эти территории не облагались налогом, так как у Церкви были тарханы. Студентам необходимо выяснить осторожную позицию (почему?) Ивана Грозного по отношению к Церкви. Следует рассмотреть, как Иван Грозный использовал движение нестяжателей и иосифлян для ослабления позиций и авторитета Церкви. Нельзя обойти вниманием роль Стоглавого Собора в этой политике, познакомить студентов с законами, ограничивающими рост церковного землевладения и богатства, принятыми Иваном IV после Собора. При подведении итогов, следует выделить, что это был первый шаг в наступлении государства на позиции Церкви в стране, которое было затем продолжено Алексеем Михайловичем, Петром I, Петром III, Екатериной II, большевиками.
|