Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы отчислений в Пенсионный фонд России и пути их решения
Начиная с 2013 года индивидуальные предприниматели должны в два раза увеличить свои отчисления в Пенсионный фонд. Так, тариф страхового взноса в ПФР для самозанятого населения с 2013 года увеличен в два раза, однако в 2014 и в 2015 году дальнейшего роста отчислений не будет. Таким образом, Минтруд пошел на частичные уступки частным предпринимателям, которые последние месяцы били тревогу, грозя «уйти в тень» при кратном повышении налогового бремени[58]. Так, уже с 1 января по 1 февраля 2013 года в России закрыли дело 141 598 индивидуальных предпринимателей. По данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, на 1 января 2013 года в России было зарегистрировано 4 030 309 таких форм ведения бизнеса. Из них 3 888 614 ИП и 141 695 фермерских хозяйств. На 1 декабря 2012 года в ЕГРИП значилось 4 119 157 действующих предпринимателей: 3 975 081 ИП и 144 096 фермеров. В начале года динамика была положительной. В результате за год из реестра исключены 73 750 предпринимателей[59]. Напомним, что помимо отмены накопительной части пенсии «пенсионные реформаторы» также решили изменить систему отчислений в ПФР для малого бизнеса, чем привели в ужас предпринимателей. Согласно разработанному Минтрудом законопроекту, начиная с 2013 года самозанятое население (ИП, адвокаты, нотариусы, частные бухгалтера и так далее) будет платить фиксированные страховые взносы в ПФР и ФФОМС. Взносы в ПФР будут рассчитываться по формуле: в 2013 году: 2 х МРОТ х 12 х 26%, в 2014 году: 2, 5 х МРОТ х 12 х 26%, в 2015 году: 3 х МРОТ х 12 х 26%. При МРОТ в 5205 рублей сумма ежегодного платежа ПФР к 2013 году возрастает до 32 479 рублей 20 копеек, то есть в два раза по сравнению с нынешним уровнем. В 2015 году при увеличении взносов в три раза – превысит 50 тыс. рублей в год. Причиной повышения пенсионных отчислений для ИЧП стала обнаруженная Минтрудом несправедливость. Сейчас самозанятый гражданин в год платит в ПФР фиксированный платеж размером 14 300 рублей, тогда как наемный работник, по подсчетам Минтруда, в среднем – 112 000 рублей. По мнению Минтруда, платеж самозанятых в пенсионную систему совершенно неадекватен тем пенсионным правам, которые у них образуются, и той пенсии, которую они впоследствии получают. Как было выявлено экспертами (первыми из независимых экспертов тревогу забили в Высшей школе экономики), данные законодательные инициативы не могут восстановить справедливость, хотя бы потому, что после их внедрения в жизнь платить в ПФР вообще станет некому. Пострадают микропредприниматели – владельцы одной-двух торговых точек, где они сами себе директор, бухгалтер, снабженец, продавец и уборщица. Пострадают пенсионеры, неспособные прожить на пенсию в 8000 рублей и открывшие ИП (таких большинство в сфере прямых продаж или же бытовых услуг). Пострадают стартапы, зарабатывающие в провинции 10-15 тыс. рублей в месяц, а то и меньше. Но из-за того, что мощного предпринимательского лобби у данных категорий граждан нет, тема роста налоговой нагрузки на них до последнего времени никем не обсуждалась. При уровне доходов предпринимателя в 100 тыс. рублей фискальное бремя превысит 30%. Такой доход будет условным «порогом отсечения» для предпринимательской деятельности, а меньше этого уровня доход в сфере услуг получают порядка 33%, а в сегменте продаж – 54% микропредпринимателей. Таких обременений не имеет ни одна категория налогоплательщиков, и микробизнес будет вынужден уйти в тень. По оценкам экспертов государственный бюджет недополучит 10 млрд рублей. Некоторые законотворцы, все же предложили поправки к предложенному законопроекту, которые помогут сохранить микробизнес. Их суть сводится к тому, чтобы индивидуальные предприниматели с небольшими доходами, использующие упрощенную систему налогообложения и не имеющие наемных работников, уплачивали взносы во внебюджетные фонды, не превышающие 6% от фактически полученного дохода (но не меньше того, что платят сегодня)[60].
3.2. Разработка предложений по совершенствованию методов по оптимизации налогообложения на предприятии ООО «Коммуникации» Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта требует учета целого ряда факторов, к которым относятся следующие: степень влияния НДС на взаимоотношения фирмы с основными контрагентами, уровень рентабельности продаж, соотношение расходов и доходов предприятия, доля фонда оплаты труда в доходах, доля взносов в Пенсионный фонд РФ в доходах, величина выплат по временной нетрудоспособности. Каждый из указанных факторов может оказывать дифференцированное влияние на итоговый вектор, формирующий оптимальный выбор режима налогообложения предприятия. На первом этапе использования предложенного алгоритма необходимо оценить существующий уровень налоговой нагрузки предприятия при общей системе налогообложения, а также провести предварительные расчеты, связанные с анализом налоговой нагрузки при переходе на специальный режим налогообложения. Если предварительные оценки свидетельствуют о том, что величина налоговых расходов меняется незначительно, то стоит сохранить существующую систему налогообложения.[61] В случае если налоговое бремя предприятия окажется значительно меньше при переходе на УСН, следует перейти ко второму этапу оптимизационных расчетов. Чтобы выбрать оптимальный режим налогообложения, необходимо сравнить ожидаемую величину налоговых отчислений в рамках общего режима и упрощенной системы налогообложения недостаточно. Поэтому на втором этапе анализа нужно отследить влияние НДС на взаимоотношения контрагентов. Таблица 13 Расчет показателей за 2 квартал 2013 года при упрощенной системе налогообложения (доходы 6%)
Доля добавленной стоимости в цене – важный критерий для решения вопроса, оставаться ли на общем режиме и продолжать уплачивать НДС или переходить на упрощенную систему налогообложения. Он имеет принципиальное значение, когда большую часть покупателей составляют организации, которые являются промежуточными потребителями – плательщиками НДС. Проведенные в работе расчеты доказали, что чем выше доля добавленной стоимости в цене, тем меньше финансовые потери в форме не принятого к возмещению НДС у фирмы, которая покупает товар у неплательщика НДС.
Таблица 14 Расчет показателей за 2 квартал 2013 года при упрощенной системе налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов 15%)
Таблица 15 Сравнительная таблица систем налогообложения для организации
На третьем этапе оптимизационных вычислений, при условии, что на предыдущих этапах было принято решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, предлагается выбрать объект налогообложения. В отдельных случаях выбор объекта налогообложения становится достаточно сложной задачей. Для ее решения необходимо сравнить налоговые расходы, которые будет нести налогоплательщик при применении разных объектов.
Рис. 9. Соотношение сумм налогов при изменении режима налогообложения Один из способов разрешения данной ситуации – это провести расчет доли единого налога в доходах. Тот вариант, при котором она окажется меньше (т.е. меньшая часть дохода изымается в виде налога) и будет предпочтительнее. Доля единого налога для объекта «Доходы минус расходы» определяется исходя из предполагаемого уровня рентабельности. Было рассмотрено соответствие между различными уровнями рентабельности и долями единого налога в доходах при выборе объекта налогообложения «Доходы за вычетом расходов». Очевидно, что при рентабельности выше 40% выгоднее выбрать объект «Доходы». Причем независимо от величины ФОТ и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Таким образом, видно, что для ООО «Коммуникации» выгоднее выбрать форму доходы минус расходы, этот вывод нами был уже сделан немного раньше по результатам анализа.
|