Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности деятельности и отчетность малых предприятий при применении упрощенной и вмененной системы налогообложения






В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого бизнеса: общепринятая и два особых режима:

1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;

2) система налогообложения вмененного дохода.[35]

В рамках данной работы интересно будет рассмотрение первого режима (УСН).

Упрощенная система налогообложения была введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ с целью поддержки малого и среднего предпринимательства. Многие организации стремятся перейти на данный налоговый режим. Ведь при его применении не нужно уплачивать налог на прибыль и НДС, а также налог на имущество организаций, что позволяет существенно сэкономить средства организации и направить их на развитие бизнеса. Проанализируем, так ли выгодно переходить на УСН и какие сложности могут возникнуть в отношениях с контрагентами

Порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ. Название данного специального налогового режима говорит само за себя. Цель создания УСН — предоставление возможности малым организациям, не обладающим специальными знаниями в области бухгалтерского учета и налогообложения, применять более простой (упрощенный) по сравнению с общим режимом налогообложения способ ведения налогового учета[36].

Итак, упрощённая система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта[37].

Право выбора системы налогообложения, учета и отчетнос­ти, включая переход к упрощенной системе или возврат к при­нятой ранее системе, предоставляется субъектам малого пред­принимательства на добровольной основе в порядке, предусмот­ренном федеральным законодательством (ФЗ от 29.12.1995 N 222-ФЗ (ред. от 31.12.2001, с изм. от 19.06.2003).

Применение упрощен­ной системы налогообложения, учета и отчетности предприяти­ями предусматривает замену уплаты совокупности установлен­ных законодательством РФ федеральных, региональных и мест­ных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период.

Для предприятий, применяющих упрощенную систему нало­гообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий по­рядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензион­ных сборов, отчислений в государственные социальные внебюд­жетные фонды.

Для предприятий, при­меняющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчет­ности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых опе­рации и предоставления необходимой статистической отчетности. Предельная численность работа­ющих для предприятий включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Объектом обложения единым налогом предприятий в упро­щенной системе налогообложения, учета и отчетности установлен совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государствен­ной власти субъекта РФ.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изде­лий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расхо­дов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за использование кредитными ресурсами банков (в пределах дей­ствующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную сто­имость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение авто­транспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, госу­дарственных пошлин и лицензионных сборов.

Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложе­ния, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на 1 год налоговыми органами по месту постановки предприятий и ин­дивидуальных предпринимателей на налоговый учет[38].

Малые предприятия составляют отдельную группу, которая пользуется особыми льготами при уплате налога на прибыль. Одна из льгот по налогу на прибыль предусмотрена только для тех из них, которые производят и одновременно перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, производят продовольственные товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также строят объекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Льгота заключается в том, что эти малые предприятия не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы, при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). В третий и четвертый год работы они уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). При этом в общую сумму выручки не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества, и доходы, имеющие особый порядок налогообложения (например, дивиденды по акциям, проценты по облигациям).

Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, в том числе созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Другая льгота заключается в том, что при определении налогооблагаемой прибыли малого предприятия из нее исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии.

Малые предприятия могут иметь льготы при осуществлении некоторых видов деятельности, выпускающие отдельные товары, в общем порядке. Например, по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, на благотворительные взносы. Малые предприятия могут иметь также льготы по налогу на прибыль в общем порядке при наличии работающих в них инвалидов. Если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, то ставка налога на прибыль понижается на 50%.

При определении прав на указанные льготы в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники, включая работающих по совместительству, а также не состоящих в штате работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Малые предприятия могут иметь льготы по НДС, если они выпускают товары, освобожденные от него. Кроме того, они освобождаются от НДС по лизинговым сделкам в полном объеме. Малые предприятия могут быть в числе тех, которые освобождены от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, например, если более 70% общего объема реализации составляют работы по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда. По остальным группам налогов и акцизов малые предприятия не имеют специальных льгот. К льготам, не связанным с налогообложением, относится право, которое имеют малые предприятия как субъекты малого предпринимательства, в отношении ускоренной амортизации основных производственных фондов[39].

Рассмотрим преимущества УСН.

Преимущество первое. Применение упрощенной системы налогообложения позволяет сэкономить на налоговых платежах. Ведь налогоплательщики, применяющие данный спецрежим, освобождаются от обязанности по уплате ряда налогов: организация не является плательщиком налога на прибыль (ставка 20%), налога на имущество организаций (ставка до 2, 2%).

Перечисленные выше налоги заменяются уплатой одного налога, исчисляемого с суммы доходов налогоплательщика-«упрощенца» (по ставке 6%) либо с суммы доходов за вычетом расходов (по ставке 15%).

Кроме того, налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.

Отметим, что, так как организации, применяющие УСН, признаются плательщиками страховых взносов по видам обязательного социального страхования, на них возложена обязанность исчислять и уплачивать данные взносы и представлять отчетность в соответствующие внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС и ФСС России) в порядке, установленном законодательством РФ о страховых взносах.

Преимущество второе. Субъекты бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют возможность сдавать налоговую отчетность в минимальном объеме. Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представляется в налоговый орган один раз в год — по итогам налогового периода (календарного года): организациями — до 31 марта, а индивидуальными предпринимателями — до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Об этом говорится в пунктах 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ.

Налогоплательщики, перешедшие на «упрощенку», налоговый учет всех своих хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности ведут в Книге доходов и расходов.

Преимущество третье. Перейти на упрощенную систему налогообложения и прекратить ее применение организация может по собственному желанию.

Преимущество четвертое. Применение УСН дает возможность налогоплательщикам, выбравшим объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, списывать на расходы стоимость (оплаченных и введенных в эксплуатацию) основных средств гораздо быстрее, чем при применении общего режима — в течение налогового периода (календарного года).

Наряду с неоспоримыми достоинствами у упрощенной системы налогообложения есть и свои слабые места. Самое главное — сложности для контрагентов, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, заключающиеся в отсутствии возможности возместить уплаченный НДС при сделках с партнерами-«упрощенцами».

Другой минус упрощенной системы налогообложения — ограниченный перечень расходов, которые налогоплательщики могут учесть при определении налоговой базы. То есть при всем разнообразии сфер деятельности налогоплательщиков, применяющих УСН, и широком спектре расходов, осуществляемых в связи с этими видами деятельности, не все из данных расходов могут быть признаны в целях налогообложения.

Следующее ограничение — не все организации имеют право применять УСН. Список налогоплательщиков, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения, приведен в статье 346.12 НК РФ: организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; бюджетные учреждения; иностранные организации и т.д.

Применять упрощенную систему налогообложения могут как вновь зарегистрированные организации, так и уже работающие на ином режиме налогообложения. Для этого вновь зарегистрированным организациям следует подать заявление о переходе на УСН в налоговый орган в пятидневный срок со дня регистрации налогоплательщика. Причем рассматриваемые налогоплательщики вправе применять «упрощенку» с даты постановки их на учет, указанной в соответствующем свидетельстве.

Организации, решившие сменить режим налогообложения и перейти на УСН, имеют право это сделать только с начала календарного года. Для этого они должны подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в налоговый орган по месту нахождения организации в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего переходу на УСН. Основание — пункт 1 статьи 346.13 НК РФ. Данное заявление носит уведомительный характер. В нем организации указывают размер своих доходов за девять месяцев текущего года, среднюю численность работников за тот же период и остаточную стоимость основных средств и НМА по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Для организаций, применяющих общий режим налогообложения и решивших со следующего года перейти на УСН, на сегодняшний день Налоговым кодексом установлено ограничение размера доходов, полученных по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на «упрощенку».

Существует три основных критерия, которых должны придерживаться налогоплательщики для сохранения права на применение УСН.

Во-первых, размер дохода за календарный год в период применения УСН не должен превышать 60 млн. руб.

Во-вторых, средняя численность работников налогоплательщика не может быть более 100 человек.

В-третьих, стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб.

Организации, нарушившие хотя бы одно из перечисленных выше условий, теряют право применения УСН с начала того квартала, в котором допущено нарушение. С этого же отчетного периода налогоплательщики должны рассчитывать и уплачивать налоги по общему режиму налогообложения в порядке, который предусмотрен для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей). Пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором такие налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения, они не уплачивают.

Вновь перейти на УСН поименованные налогоплательщики могут только через год, после того как ими было утрачено право на применение УСН. А добровольно поменять режим налогообложения с упрощенного на иной налогоплательщики могут с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором предполагается переход на иной режим налогообложения.[40]

С 1 января 2010 года вступили в силу сразу несколько существенных поправок к Налоговому Кодексу РФ, касающихся индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН).

Одно из изменений — увеличение лимита доходов, в рамках которого может применяться УСН, до 60 000 000 рублей. Лимит действует для обеих схем налогообложения и регламентируется поправками к гл. 26.2 НК РФ, вступившими в действие в 2010 году.

Другой, заслуживающей внимания новостью, является письмо Минфина РФ № 03-05-04-01/06 от 01.02.2010, которое разъясняет порядок освобождения от уплату налога на имущество физических лиц ИП, применяющих УСН. Согласно указанному разъяснению ИП освобождается от уплаты этого вида налога в случае предоставления документов, фактически подтверждающих использование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода. Такими документами могут являться платежные документы или договора с любыми контрагентами, срок действия которых приходится на указанный налоговый период. Четкий срок предоставления документов, дающих право на освобождение ИП от налога на имущество физических лиц, так же не определен, однако он должен быть достаточным для того, чтобы налоговые органы могли беспрепятственно довести до налогоплательщика соответствующее уведомление в срок до 1 августа 2010 года.

И, наконец, еще одно небольшое послабление — начиная с 2010 года индивидуальные предприниматели, использующие УСН по схеме " доходы минус расходы", не обязаны заверять книгу доходов и расходов в своих налоговых органах, поскольку это не предусмотрено положениями Налогового Кодекса РФ. Соответствующее разъяснение дано в письме ФНС РФ № ШС-22− 3/84@ от 03.02.2010 г.

Также отметим, что в настоящее время Министерство финансов рассматривает законопроект об отмене этого налогового режима с 2014 года. Переход с ЕНВД на другие системы налогообложения будет осуществляться постепенно. Индивидуальным предпринимателям, ранее использовавшим ЕНВД, уже с 1-го января 2011 г. предложено перейти на патентную систему налогообложения.

Большинство компаний и предпринимателей, работающих на «вмененке», смогут оставаться на ней и в 2012 году, а отмена ЕНВД будет происходить только с 2014 года. Это следует из проекта закона, который недавно поступил в Госдуму.

Итак, в 2012 год для розницы и общепита вводится ограничение по численности – 50 человек. ЕНВД будут считать пропорционально отработанным дням в месяце.

В 2013 году отменяется ЕНВД для розницы и общепита, а в 2014 год ЕНВД будет полностью отменен[41], с целью увеличения собираемости налогов.

В главу 26.2 НК РФ внесены существенные изменения, непосредственно затрагивающие интересы «упрощенцев». Кроме этого, вводится новый специальный налоговый режим - патентная система налогообложения.

Новшества, внесенные Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ), затронули такие налоги, как НДС и НДФЛ, а также следующие спецрежимы: ЕСХН, УСНО, ЕНВД. Кроме этого, введен новый спецрежим - патентная система налогообложения (ПСН). Также внесены изменения:

· в БК РФ;

· в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»(далее - Федеральный закон № 167-ФЗ);

· в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ);

· в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и др.

Отметим, что принять данный закон планировалось в 2010 году и уже с 2011 года ввести ПСН на территории РФ. Но реализовать эти планы не удалось, и 9 февраля 2011 года был внесен новый законопроект, принять который предполагалось в 2011 году. Но ввести ПСН с 2012 года также не получилось: данный законопроект был принят 17 мая 2011 года в первом чтении, а уже во втором и третьем - только 6 июня 2012 года.

За эти годы отдельные положения законопроекта изменились, но цель осталась прежней: налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования УСНО на основе патента, а также ЕСХН, УСНО и ЕНВД, устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения[42].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал