Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные элементы налогов
С убъект налога Н алоговая база О бъект налогообложения Н алоговый период И сточник налога Н алоговая ставка Е диница обложения Н алоговый оклад Н алоговые льготы
Посредством элементов в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура, в частности порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и др. условия налогообложения. По данным некоторых источников в теории налога (Е. Н. Евстигнеев) в Российском налоговом законодательстве слагаемые налоговых формул – элементы налогообложения – имеют универсальное значение, хотя налоги различны и число их велико. Те элементы, без которых налоговое обязательства и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными или обязательными элементами закона о налоге. К ним относятся, в соответствии со ст. 17 Кодекса: - налогоплательщики (субъект налога); - объект налогообложения; - налоговая база; - налоговый период; - налоговая ставка; - порядок исчисления налога; - порядок и сроки уплаты налога. Факультативные элементы – те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и др. Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно статьи 12 Кодекса к таким элементам относятся: - налоговые льготы; - налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных Кодексом; - порядок и сроки уплаты налога и сбора; - форма отчетности по этим налогам. Дополнительные элементы налогов =- те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относится: - предмет налога; - масштаб налога; - единица налога; - источник налога; - налоговый оклад; - получатель налога. на практике целесообразно применять все приведенные выше элементы для того, чтобы точно определить налог, порядок его исчисления и уплаты. Говоря о субъекте налога, важно отличать это понятие от понятия носитель налога. Субъект налога, или налогоплательщик, - это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы субъекта налогообложения. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Носитель налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. Субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет. Классическим примером переложения налога является косвенный налог, например НДС. При этом необходимо ответить, что носитель налога, или конечный плательщик, формально не несет юридической ответственности за уплату налога, хотя и является фактическим плательщиком через систему переложения налога. При взимании косвенных налогов субъектом налога выступает производитель или продавец товара, а носителем налога – покупатель, потребитель товара. Владелец товара, работ и/или услуг при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. В случаях, когда предложение товара значительно превышает платежеспособный спрос на него в силу перенасыщения рынка, когда спрос на товар падает из-за высокой доли косвенных налогов в цене, что делает товар недоступным основной массе потребителей и т.п. источником уплаты налога становится прибыль производителя или продавца. Для решения создавшейся проблемы налогоплательщик вынужден или снижать цену за счет уменьшения издержек производства или прибыли, или же сокращать объемы производства и реализации. В этом случае косвенные налоги выполняют регулирующую функцию, направленную на стимулирование предприятий к снижению издержек производства и повышению конкурентоспособности продукции. В налоговых правоотношениях также следует отличить налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов. Налоговые агенты – лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя (представительство по закону) или уполномоченного представител я (представительство по доверенности). Примером первого может служить обязанность родителей уплатить подоходный налог с доходов, полученных ребенком. В качестве второго вида представительства выступает юридическое или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы во всех взаимоотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Например, налогоплательщик может поручить третьему лицу уплату налогов в бюджет в счет погашения долга. Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты. Резиденты имеют постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность). Необходимое условие – проживание гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве, и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность). Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам. Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия. Когда временного критерия недостаточно, для определения места налогообложения лица используются дополнительные признаки: место расположения привычного местожительства, центр жизненных интересов, место обычного проживания, гражданство, а также по договоренности налоговых органов. Для определения налогового статуса юридических лиц используют тесты инкорпорации, юридического адреса, места центрального управления компанией и др., а также их комбинации. Например, в соответствии с тестом инкорпорации (Инкорпорация – 1. включение в свой состав, присоединение; 2. предоставление в соответствии с законом группе лиц статуса корпорации юридического лица; 3. систематизация законов государства, расположение их в определенном порядке без изменения содержания законов) лицо признается резидентом в стране, если оно в ней зарегистрировано. Все юридические лица, основанные (зарегистрированные) в нашей стране, по российскому законодательству являются резидентами и несут по налогу на прибыль полную налоговую обязанность. Поэтому если предприятие и не вело в России предпринимательскую деятельность вовсе, оно уплачивает налог с прибыли, полученной где бы то ни было. В целях стабильности экономической и налоговой политики государства юридические лица различаются не только по принципу резидентства, но и по другим основаниям. С позиции налогоплательщика важное значение имеют такие основания, как организационно-правовая форма, численность работающих, вид хозяйственной деятельности, подчиненность предприятия.
|