Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






России.






1) Налогообложение в дореволюционной России в допетровскую эпоху (IХ-ХVII вв.).

С объединением Древнерусского государства (конец1Х в.) основным источником дохода казны стала дань – прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (? -912). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию.

По мере роста и усиления Киевского государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение по «дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов, счет «на дым» сохранялся в России до XVII в.:

- (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать),

- в Закавказье – до начала ХХ века.

Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами – «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения – плуг или соха, а шляг – арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» - система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань, как прямая подать существовала в ХI – XII вв. и первой половине XIII века.

Во времена Золотой Орды (1243-1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были;

- «выход» («царева дань»),

- налог непосредственно монгольскому хану;

- торговые сборы («мыт», «тамка»);

- извозные пошлины («ям», «подводы»);

- взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский), платили ее русские князья, начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 – 1246) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В XIV-XV веках помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну – в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440-1505), в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво – медовая дань. В XV-XVI веках существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков – яеуся.

К XIV в. в русском государстве сложилась система кормлений – предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю. Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю. Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины собирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени – сбору урожая.

С конца Х века взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем – князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 году, а мостовщина и перевоз – в 1753 году.

В период княжеской раздробленности (XIII – XIV века), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлины взимались за право иметь склады, торговая – за право устраивать рынки. Судебная пошлина «вира» взимались за убийство, пошлина «продажа» - за другие преступления. К началу XVII века данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани – прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI века налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначенные на покупку огнестрельного оружия, емчужны е – на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников – людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. В 1679 году полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530 – 1584, первый русский царь с 1547 года) установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети – центральные государственные учреждения, ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины).

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне Грозном пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окруженных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 года проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Федоровича (1596 – 1645, первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. (Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.) Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождалась гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII века эти привилегии стали подвергаться ограничениями.

В XV-XVI веках (период становления русского централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну великого Московского князя (впоследствии царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха – единица обложения в Московском государстве с ХIII века до середины XVII века, когда соха стала заменяться новой податной единицей – «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялись.

2) Налоговая реформа Петра I (XVIII век).

Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подати на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики – чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены:

- подушная подать;

- гербовый сбор;

- налоги с постоялых дворов;

- налоги с печей;

- налоги с плавных судов;

- налоги с арбузов;

- налоги с орехов;

- налоги с продажи съестного;

- налоги с найма домов;

- ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения – горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организованная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

3) Налоговые реформы первой половины ХI - начала ХХ века.

При Александре I (1777 – 1825) изменения в акты законодательства вносились в части след. фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследства; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.

Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 года была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 года винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог: питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.): акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.

4) Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа в 1922 – 1929 гг.

Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти было эмиссии бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин) - центральный орган государственного управления отдельной сферы деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.

Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».

В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы. Так, Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и обороны страны». Взимался этот налог по раскладочной системе: губерния, город, уезд, волость, плательщик. Раскладка должна была производиться только на богатую часть городского населения и богатых крестьян. Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождались. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик – вместо 10 было собрано около 1, 5 млрд. руб.

Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю. На основании декретов 1919-1922 годов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

НЭП начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств с/х налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

5) Налоговая реформа 1930 – 1932гг.

В 1930 году в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформы была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымались в доход государства. Т.О. доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.

6) Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941-1965гг.

Во время Великой Отечественной войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР 1944 года введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов - на холостяков, одиноких и малосемейных граждан – был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990 годов.

Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; с/х налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

Кстати, налогообложение киноиндустрии впервые было введено еще в царской России. Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения налоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составляли, например в 1954 году до 40% доходной части бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. Это объяснялось различной природой форм собственности, т.к. ресурсы предприятий и организаций были всенародной собственностью, а колхозов – групповой, колхозно-кооперативной.

В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С.Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с з/п трудящихся. Для этого был принят спец. законодательный акт – Закон СССР 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

7. Реформы налоговой системы в СССР в 1985 – 1991 годах.

В 1986 году в СССР была разрешена индивидуально трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствие с положениями Закона СССР 1987 года «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Граждане до начала занятия И.Т.Д. обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Доходы от занятия И.Т.Д. облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов.

Граждане, имевшие патенты на право заниматься И.Т.Д., освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности. С 1987 года стала формироваться правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предпринимателей с участием иностранных организаций. В последующие годы были изданы ряд законов, которые в 1990 году были систематизированы в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил след. общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц).

В 1991 году налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги, параду суверенитетов способствовал «налоговый сепаратизм». Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения, согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

В 1990 году в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. – Министерство РФ по налогам и сборам, с 2004г. - Федеральной налоговой службой). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

8) Становление налоговой системы современной России.

Основы налоговой системы и система налогового законодательства РФ формировались в октябре – декабре 1991 года.

Законами РФ от 11 и 18 октября 1991 года были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6 – 7 декабря 1991года приняты законы о НДС, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 года. Кроме того, в 1992 году было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 года принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства РФ, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 года о соответствующих налогах.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел РФ Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 года в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство РФ по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов РФ. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал