Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История возникновения и развития налогов и налогообложения в Древнем мире (IV-е тысячелетие до н.э. – V в. н.э.).Стр 1 из 30Следующая ⇒
ТЕМА 1. Теоретические основы налогообложения
В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ «Мы обязаны прекратить бессмысленное соревнование между народом и властью – когда власть порождает законы, а народ изобретает способы их обхода. Творческая активность людей должна направляться не на так называемую «оптимизацию» налоговых схем, а на развитие собственного дела на базе использования тех норм, которые мы с вами им предлагаем». Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимо от политического строя общества, природы и задач государства. Ведь необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Вопрос о налоге есть вопрос, о государстве. Теория налога и практика налогообложения развивалась вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов. На ранних этапах развития человеческого общества государственные доходы и расходы носили натурально-вещественный характер. В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме. По образному выражению К.Маркса: «Налоги – это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией». В условиях становления основ механизма рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм (современный этап развития российской экономики), особо актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги, которые по мере социально-экономического развития общества становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики и международных экономических отношений, движения капиталов. Одновременно налоги должны восприниматься налогоплательщиками как форма участия в решении общенациональных задач.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МИРЕ
История возникновения и развития налогов и налогообложения в Древнем мире (IV-е тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). Точный момент возникновения налогов как экономическое явление науке установить пока не удалось. Однако не будет большим прегрешением перед истиной утверждать, что они возникли вместе с возникновением государств в современном понимании этого понятия. В древнее время первые налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (война, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). Например, в Афинах и Римской империи в мирное время налоги не взимались, они вводились при наступлении войны. Обложение налогом осуществлялось в зависимости от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано в первую очередь со строительством ирригационных сооружений в долине Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в V в. до н.э. взималась натуральная подушная подать. По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником доходов государства. Другие источники государственных доходов: военная добыча, доходы от использования государственного имущества, доходы от государственных монополий. Например, в восточных деспотиях налоги взимались в виде арендной платы за проживание и возделывание земель, являющихся собственностью главы государства.
|