Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Решения по обеспечению безопасности труда в организационно-технологической
ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС И ДР.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ Общие положения Состав и содержание проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР) установлены по СНиП 3.01.01.85* [22]. В данном разделе пособия рассматриваются только те решения, которые связаны с обеспечением безопасности труда при использовании кранов и подъемников. Установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ согласно ст. 2.18.8 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора России [15]. Исходными материалами для разработки проекта производства работ должны служить: • техническое задание на разработку проектно-технологической документации; • согласованный проект организации строительства; • техническое заключение о грунтах; • генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями; • необходимая рабочая документация, утвержденная к производству работ; • материалы и результаты технического обследования действующих, предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции; • требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства. Согласно ст. 9.5.18 «Правил...» Госгортехнадзора России [15] строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ, в котором предусматриваются: • соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовысотные характеристики крана); • схема установки и безопасной привязки кранов; • обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных конструкций, деталей и материалов;
• условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов; • условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути, на • перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов; • места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т. д.; • мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение Проект производства работ утверждается руководителем генподрядной строительно-монтажной организации, а по производству монтажных и специальных работ — руководителем соответствующей субподрядной организации по согласованию с генподрядной строительно-монтажной организацией. Утверждающие ППР лица должны быть аттестованы согласно требований ст. 9.4.2. «Правил...» Госгортехнадзора России [15]. Проекты производства работ по реконструкции, расширению и техническому перевооружению действующего предприятия, здания, сооружения должны быть согласованы и с руководителем или ответственным представителем этого предприятия. Проекты производства работ с использованием грузоподъемных кранов согласовываются с владельцами кранов. Согласно СНиП 12-03-2001 [9] опасные зоны, связанные с применением грузоподъемных машин, и решения, предусматривающие защиту от возникновения опасных зон в местах возможного нахождения людей, определяются в проекте организации строительства (ПОС). Отступления от решений ПОС при разработке ППР не допускаются без согласования организации, разработавшей ПОС. Проект производства работ должен быть передан на строительную площадку до начала выполнения тех работ, на которые он разработан (п. 3.9 СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») [22]. Чертежи проектов производства работ рекомендуется выполнять в масштабе 1: 50 — 1: 200, а отдельные детали в масштабе 1: 10 — 1: 20, строй-генплан в масштабе 1: 500. Проекты производства работ и технологические карты на строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы с использованием грузоподъемных кранов должны разрабатываться специализированными организациями. Проекты производства работ и технологические карты должны разрабатываться лицами, аттестованными согласно требований ст. 9.5.18 «Правил...» Госгортехнадзора России [15] и имеющими соответствующие удостоверения. Проекты производства работ с использованием грузоподъемных кранов согласовываются с владельцами кранов.
4.2. Стройгенплан Для башенных кранов показывают крайние стоянки и стоянки кранов в нерабочем состоянии (рис.4.1 -4.3). При совместной работе нескольких кранов на объекте (в том числе башенных, находящихся на одних или разных рельсовых крановых путях) или кранов с другими механизмами для производства строительно-монтажных работ для обеспечения совместной безопасной их работы определяются промежуточные стоянки. Промежуточные дополнительные стоянки показывают также при работе кранов (когда это требуется) с предельными массами грузов, на предельных вылетах и в стесненных условиях. Привязка крайних стоянок башенного крана производится к тупиковым упорам или концам рельсов, промежуточных стоянок кранов — к осям здания.
Рис. 4.1. Определение границ зон при работе башенный кранов: / — ограждение строительной площадки; 2 —-граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 —^ границы зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 4 — граница зоны обслуживания краном; 5 — башенный кран
Рис, 4.2. Определение границ зон при работе стрелового крана: .1 — ограждение строительной площадки; 2 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 — границы зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций на одной стоянке; 4 — то же, с учетом всех стоянок; 5 — стреловой кран
Для стреловых кранов, как правило, показываются все стоянки. При равных расстояниях между стоянками стреловых кранов может показываться шаг стоянок между начальной и конечной; при последовательном выполнении однотипных работ — между начальной и конечной стоянками — ось движения крана, на которой кран может устанавливаться в любом месте (рис.4.2). Стоянки крана обязательно показываются при выполнении работ в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от крайних проводов ЛЭП, при выполнении других работ повышенной опасности, производстве работ с предельными по грузоподъемности массами грузов. Для котлованов, траншей и других выемок, имеющих откосы или без откосов, должно предусматриваться сигнальное ограждение по ГОСТ 23407-78 [26]. Привязка кранов, подъемников и рельсовых крановых путей производится к осям здания (сооружения), а при реконструкции — к наружным поверхностям стен (рис.3.21). Ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания. Рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1, 3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены предохранительными или страховочными защитными ограждениями, а при расстоянии более 2 м — сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям ГОСТ 12.4.059-89[25]; проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего прохода менее 0, 7 м. Ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0, 6 м, а высота таких проходов в свету — не менее 1, 8 м. На стройгенплане показывают зону складирования материалов и конструкций с указанием размеров и площади зоны, а также места хранения грузозахватных приспособлений и тары (рис.4.1). Для стреловых кранов места хранения грузозахватных приспособлений и тары показывают на фрагменте одной стоянки крана. Стенды со схемами строповок и таблицей масс грузов должны предусматриваться в зоне разгрузки автотранспорта и на площадках складирования. Для стреловых кранов место установки такого стенда показывают на фрагменте одной стоянки крана. Количество стендов принимается в зависимости от количества разгрузочных площадок — в среднем один стенд на одну площадку. При необходимости кантовки на стройгенплане должна предусматриваться специально оборудованная площадка или соответствующее оборудование для кантовки. Передвижные вагончики или отдельные блок-контейнеры, используемые для административно-бытовых помещений, устанавливаются группами При разработке стройгенплана необходимо учитывать требуемые размеры проезда для завоза крана на площадку или с площадки и площади для монтажа и демонтажа крана. Временные дороги должны обеспечивать свободный проезд других строительных механизмов и пожарных машин ко всем строящимся и эксплуатируемым зданиям (в том числе и временным), местам открытого хранения строительных материалов, конструкций и оборудования. Вдоль зданий шириной до 18 м устраивается проезд с одной стороны, более 18 м проезды должны быть с двух сторон, а шириной более 100 м — со всех сторон здания. Проезды должны иметь покрытие, пригодное для движения пожарных автомобилей в любое время года [38]. При наличии тупиковых дорог должно быть предусмотрено устройство разворотных площадок размером не менее 12 х 12 м или петель. На территории строительства площадью 5 га и более должно быть предусмотрено не менее двух въездов с противоположных сторон. Ширина ворот на въездах на строительную площадку должна быть не менее 4 м. У въездов на строительную площадку должен устанавливаться информационный стенд пожарной защиты с нанесенными строящимися и вспомогательными зданиями и сооружениями, схемой движения транспорта, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи. На строительной площадке у выезда должно оборудоваться место очистки и мойки колес машин от грязи. В местах пересечения временных дорог и пешеходных дорожек с опасными зонами необходимо устанавливать дорожные знаки и знаки безопасности. В необходимых случаях для регулировки движения транспорта и работы крана специально назначаются сигнальщики. На дорогах должна предусматриваться установка знаков, ограничивающих скорость движения транспорта. На стройгенплане показывают место стоянки транспорта под разгрузкой и разрабатывают схему движения транспорта с расстановкой дорожных знаков, регламентирующих порядок движения транспортных средств в соответствии с «Правилами дорожного движения» (рис.4.3). Скорость движения автотранспорта на стройплощадке вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч — на поворотах. Место нахождения контрольных грузов башенных кранов для минимального и максимального вылета располагают за ограждением кранового пути. Положение контрольных грузов на строительной площадке должно соответствовать наибольшей грузоподъемности крана и/или наибольшему грузовому моменту. Если кран имеет постоянную грузоподъемность или перемещает только грузы с минимальной грузоподъемностью, на строительной площадке может быть один контрольный груз для максимального вылета. При установке на один рельсовый путь нескольких кранов контрольные грузы с максимальной массой могут находиться внутри рельсовых крановых путей в промежутке между тупиковыми упорами двух кранов. При этом расстояние от тупикового упора до контрольного груза должно быть не менее 1 м. При кранах с одинаковой грузоподъемностью у пары кранов могут быть общие контрольные грузы. На стройгенплане показывают схему движения работающих людей на стройплощадке, пешеходные дорожки, входы в здание и спуски в котлован. Съезды в котлован или другие выемки выполняют с уклоном 0, 10, а в стесненных условиях — 0, 15. В случае если в котлован (или другую выемку) требуется заезд только стреловых кранов, уклон пандуса принимается с учетом максимального уклона, преодолеваемого краном в транспортном положении согласно паспорта крана. Рабочие спускаются в котлован по лестницам щи специально устроенным для рабочих пандусам. Не допускается спуск в котлован по пандусам, где производится движение транспорта. В случае совмещения на одном пандусе автодороги и пешеходной дорожки они должны быть разделены временным сигнальным ограждением или отбойным брусом. Входы в здание предусматриваются с торцов здания или противоположной от крана стороны здания. Шкаф электропитания крана, запирающийся на замок, устанавливается с наружной стороны ограждения кранового пути. К шкафу электропитания крана должен быть обеспечен свободный подход. Линия электропитания от распределительного щита до грузоподъемного крана должна быть самостоятельной, присоединение к этой линии других потребителей запрещается. При привязке башенных кранов необходимо учитывать размеры площадок для монтажа и демонтажа кранов, а также расположение монтируемых и демонтируемых кранов относительно строящегося или рядом расположенного здания (сооружения) или других препятствий. Места приема раствора и бетонной смеси на строительной площадке должны иметь твердое покрытие. На стройгенплане показывают места установки знаков безопасности при ограничении зоны обслуживания, а также наносят расположение прожекторных вышек и опор наружного освещения {рис. 4.4, 4.5). К площадкам укрупнительной сборки конструкций предъявляются такие же требования, как и к площадкам складирования материалов и конструкций. Кроме того, в зависимости от вида укрупняемых конструкций площадки должны иметь стеллажи, оборудование и приспособления для укрупнения и кантовки конструкций.
Рис. 4.4. Строительный генеральный план для случая ограничения зоны обслуживания башенного или рельсового стрелового кранов (вар.1): 1 — граница зоны, опасной для нахождения людей время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 2 — граница зоны обслуживания краном; 3 — то же, на участке принудительного ограничения поворота стрелы — линия принудительного ограничения; 4 — то же, на участке условного ограничения зоны обслуживания линия условного ограничения; 5 — линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном; 6 — знак №2, запрещающий пронос груза; 7 — знак №1, предупреждающий об ограничен зоны обслуживания; 8 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания (сооружения); 9 — место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 10 — место сбора строительных отходов 11 — площадка для кантовки колонн; 12 — площадка для складирования материалов и конструкции А - величина тормозного пути поворота стрелы плюс 0, 5 м (в ППР принимается 3, 0 м); а — принудительного ограничения поворота стрелы; а1 — угол привязки ограничения к оси рельсового пути; X — минимальное расстояние отлета перемещаемого груза; Lгp — наибольший габарит груз
Рис.4.5. Строительный генеральный план для случая ограничения зоны обслуживания башенного или рельсового стрелового кранов (вар.2): 1 — граница зоны обслуживания краном; 2 — граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 3 — линия условного ограничения зоны обслуживания краном; 4 — линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном; А — величина тормозного пути плюс 0, 5 м — в ППР принимается равным 3, 0 м; 5 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания (сооружения); б — площадка для приема раствора и бетонной смеси; L — наибольший габарит перемещаемого груза; X — минимальное расстояние отлета груза при его падении При небольшом объеме работ площадка укрупнительной сборки может находиться в зоне работы крана (кранов), с помощью которого (которых) возводится здание (сооружение). При больших объемах работ укрупнительная сборка конструкций производится на отдельной площадке с самостоятельными (не связанными с производством строительно-монтажных работ) кранами, необходимым оборудованием и временными сооружениями. Первичные средства пожаротушения размещаются на строительной площадке и строящемся объекте, складах и в административно-бытовых помещениях в соответствии с требованиями «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» [38]. Для уменьшения загрязнения окружающей среды строительные отходы должны собираться на стройплощадке в контейнеры. Контейнеры со строительными отходами должны устанавливаться в отведенном для них месте и вывозиться за пределы строительной площадки. Место сбора строительных отходов должно показываться на стройгенплане. Вблизи санитарно-бытовых помещений также устанавливаются контейнеры для сбора мусора и пищевых отходов. На стройгенплане должна быть показана схема удаления мусора с этажей. На стройгенплане показываются грузовые и грузопассажирские подъемники с их привязкой.
|