Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1.5. Правоотношения в сфере труда
I. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте таблицу, в которой выделите организационные и имущественные элементы трудового правоотношения.
2. Охарактеризуйте основания возникновения трудового правоотношения, заполнив таблицу.
3. Подготовьте письменные сообщения по следующим темам: • Общая характеристика правоотношений, связанных с трудовыми. • Субъекты и содержание организационно-управленческих правоотношений. • Субъекты и содержание правоотношений надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. • Субъекты и содержание правоотношений по материальной ответственности сторон трудового договора. • Субъекты и содержание правоотношений по трудоустройству и занятости. • Субъекты и содержание социально-партнерских отношений. • Субъекты и содержание правоотношений по подготовке кадров, профотбору, повышению квалификации на производстве. 4. Ответьте на вопросы: a) Воспроизведите систему правоотношений по трудовому праву. b) Какие правоотношения являются центральными, главенствующими в системе трудового права? c) Какие правоотношения относятся к иным правоотношениям в системе правоотношений? d) Дайте понятие трудового правоотношения. e) Назовите элементы трудового правоотношения? f) Назовите субъектов трудового правоотношения. g) Каково содержание трудового правоотношения. h) С какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотношений? i) 9. Что значит: " трудовая право-дееспособность (правосубъектность)" физических лиц. j) Возможно ли ограничение трудовой правосубъектности? k) В чем отличие трудового правоотношения от смежных правоотношений, возникающих из договоров гражданского права (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.)? 5.*По каждому классу правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми правоотношениями, назовите субъекты, объект и юридические факты, обуславливающие их возникновение. II. План практического занятия (Форма обучения: очная) 1.Понятие и система правоотношений в трудовом праве. 2.Понятие трудового правоотношения, его субъекты. 3.Содержание трудового правоотношения. 4.Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. 5.Общая характеристика правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми: а) правоотношения по организации труда и управлению трудом; б) правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству; в) организационно-управленческие правоотношения в сфере г) правоотношения по социальному партнерству; д) правоотношения по профессиональной подготовке кадров е) правоотношения по надзору и контролю за охраной труда, ж) правоотношения по материальной ответственности сторон з) правоотношения по разрешению трудовых споров. и) правоотношения по обязательному социальному страхова-
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Приступая к изучению данной темы, следует прежде всего вспомнить понятие правоотношения из обшей теории права. Затем дать общую характеристику всех отношений, регулируемых нормами трудового права, обратив внимание на главенствующую роль трудового отношения в системе отношений, являющихся предметом трудового права как отрасли права. Всем отношениям, составляющим предмет трудового права, соответствуют такие же виды правоотношений. Из всех видов правоотношений главным, определяющим является трудовое правоотношение как правовая связь работника с работодателем. В учебной литературе достаточно подробно раскрывается понятие трудового правоотношения. Трудовое правоотношение — это добровольная юридическая связь работника с работодателем (организацией) по поводу его труда, по которой работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию в данной организации с подчинением его внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется оплачивать его по трудовому вкладу и создавать условия труда в соответствии с законодательством, коллективным и трудовым договором. Из данного определения видно, кто является сторонами трудового правоотношения. Это, с одной стороны, работник, а с другой •— работодатель. В этой связи студент самым тщательным образом Должен проанализировать ст. 20 ТК РФ, посвященную сторонам трудовых отношений, так как она дается в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения в работодателем. В соответствии с действующим законодательством вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16 лет, а в случаях и в порядке, которые установлены ТК РФ, — также лица, не достигшие указанного возраста. Работодатель — физическое лицо, либо юридическое лица (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Законодатель в ч. 5 ст. 20 ТК РФ указывает, какие физические лица могут выступать в качестве работодателей. Необходимо иметь в виду, что заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста 18 лет при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме. Трудовое правоотношение следует отличать от других смежных правоотношений в сфере гражданского права, связанных с трудом. Необходимо хорошо изучить эти отличительные черты. Хорошо надо изучить вопрос о содержании трудового правоотношения. В трудовом правоотношении его содержание составляют конкретные трудовые права и обязанности, которые приобретают его субъекты с момента возникновения данного правоотношения. В этой связи следует изучить основные права и обязанности работника (ст. 21 ТК РФ), а также основные права и обязанности работодателя (ст. 22 ТК РФ). Одним из сложных вопросов данной темы является вопрос об основаниях возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. Впервые Трудовой кодекс РФ отводит самостоятельную статью 16, посвященную основаниям возникновения трудовых правоотношений. Главным основанием возникновением трудового правоотношения является трудовой договор. В случаях и в порядке, которые установлены ч. 2 ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают на основании сложного юридического состава, т.е. необходима совокупность нескольких юридических фактов. Например, избрание на должность; избрание по конкурсу для замешения соответствующей должности; назначение на должность или утверждение в должности; направление на работу уполномоченными в соответствие с федеральным законом органом в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора. Трудовые правоотношения между работником и работодателем могут возникать также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Следовательно, задача студента дать анализ статьям 16—19 ТК РФ. Трудовое правоотношение может изменяться также в силу юридических фактов-действий, к тому же они должны быть правомерными. Законодатель четко устанавливает, в каких случаях трудовое правоотношение может измениться, т.е. иметь место перевод на другую работу. Что касается прекращения трудового правоотношения, то в его основе могут лежать юридические факты — как действия, так и события, не зависящие от воли самих субъектов. Трудовым правом регулируются не только трудовые правоотношения, но и некоторые иные правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми. Студент должен знать каждый вид таких правоотношений, уметь показать их связь с трудовыми правоотношениями, назвать субъекты каждого вида правоотношения и дать характеристику основных прав и обязанностей субъектов. Необходимо усвоить, что непосредственно связанные с трудовыми правоотношения могут быть предшествующими, сопутствующими и в некоторых случаях приходить на смену по отношению к главному виду основных — трудовому правоотношению. При изучении данной темы следует иметь в виду, что в литературе высказаны различные точки зрения относительно понятия трудового правоотношения, классификации оснований возникновения таких правоотношений и видов правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми. Студент вправе придерживаться любой точки зрения, но он должен привести аргументы для обоснования своей позиции.
|