Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 3. 10. Понятие, стороны и порядок заключения коллективного до- говора.
10. Понятие, стороны и порядок заключения коллективного до- 11. Структура и содержание коллективного договора. 12. Действие коллективного договора и контроль над его выполнением. 13. Ответственность сторон коллективно-договорного регулирования за нарушение соглашений и коллективных договоров.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Определяя цели и задачи трудового законодательства, Трудовой кодекс в ст. 1 указал, что его основными задачами являются, в частности, создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. Поэтому одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является социальное партнерство, суть которого заключается в праве работников, работодателей, их объединений на участие в договорном регулировании условий труда и его оплаты. Включение в ТК РФ нового раздела «Социальное партнерство в сфере труда» свидетельствует о его признании в качестве самостоятельного правового института, становление и развитие которого определяется достаточной правовой базой, созданной в России в период с 1991 года по настоящее время. Студенты должны учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ в этот раздел внесен целый ряд уточнений и дополнений, поэтому нужно обращаться к Трудовому кодексу, в котором учтен соответствующий закон. Изучение вопросов темы надо начать с уяснения понятия социального партнерства (ст. 23) и его принципов (ст. 24). При этом студентам нельзя ограничиваться лишь перечислением указанных принципов, надо обязательно раскрыть их содержание. Очень важно знать уровни социального партнерства (ст. 26, 35), а также его формы (ст. 27). В главе 4 ТК РФ (ст. 29—34) дана подробная характеристика представителей в социальном партнерстве — работников и работодателей, которые правомочны вести коллективные переговоры, заключать или вносить изменения в коллективные договоры и соглашения. Студентам необходимо учесть, что в развитие статьи 33 ТК РФ Государственная Дума приняла 30 октября 2002 г. Федеральный закон «Об объединениях работодателей», в котором определен правовой статус экономически сильной стороны в коллективных трудовых отношениях работодателей и работников. Студентам необходимо хорошо знать многоуровневую организационно-правовую структуру органов социального партнерства и раскрыть ее значение (ст. 35 ТК). Данная статья является новой, дополнительно включенный в главу 5 ТК Федеральным законом от 30 июня 2006 г. Надо уметь раскрыть намеченные в ней меры по повышению роли и обеспечению условий для активного участия комиссий в регулировании социально-трудовых отношений на всех уровнях их деятельности. Особое внимание следует обратить на процедуру ведения коллективных переговоров (ст. 36—38 ТК РФ). Одним из практически сложных является вопрос о порядке ведения переговоров и заключении коллективного договора при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций. Надо знать, как преодолеваются указанные сложности в соответствии со ст. 37 Трудового кодекса. Поскольку статьи 36 и 37 ТК РФ по существу даны в новой формулировке и значительны по своему объему, студентам важно усвоить, в каком порядке ведутся коллективные переговоры, при каких обстоятельствах и каким способом создается единый представительный орган и каковы его полномочия. Следует также внимательно изучить статьи 38 и 39 ТК. После изучения общих положений о порядке ведения коллективных переговоров как одной из важнейших форм социального партнерства студенты должны внимательно изучить и такие его формы, как коллективные договоры и соглашения. При этом следует учитывать, что в основе правового регулирования названных форм социального партнерства, как, впрочем, и всех других форм, перечисленных в ст. 27 ТК, лежат нормы Международной организации труда, закрепившие в числе основополагающих принципов и прав в сфере труда свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, соглашения. При изучении понятия коллективного договора (ст. 40 ТК) следует учесть изменения, внесенные в части 1 и 5 этой статьи. Изменения внесены и в ст. 41, определяющую структуру и содержание коллективного договора. Студентам надо раскрыть классификацию коллективно-договорных условий, особо обратить внимание на понятие и значение нормативных положений, по существу норм трудового права, устанавливаемых в договорном порядке. Внимательно следует отнестись к вопросу о действии коллективного договора (ст. 43 ТК, в которой содержатся существенные уточнения, в частности, по вопросу о сфере действия коллективного договора, который был весьма спорным). Много изменений внесено в регулирование вопросов, связанных с понятием соглашения, его видами, порядком его заключения и действия (ст. 45—48 ТК). Необходимо очень внимательное отношение к уяснению этих вопросов, уметь раскрыть их содержание. Особо следует выделить и хорошо знать содержание ст. 48, определяющей сферу действия соглашения, сроки его действия. Кроме того, в этой статье урегулирован очень важный вопрос — о порядке и условиях присоединения работодателя к соглашению, которые надо четко раскрывать. Студентам следует внимательно познакомиться с содержанием Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005—2007 годы. Важно не упустить изучение и других вопросов, урегулированных в статьях 49—51. При изучении данной темы студентам необходимо учитывать, что одной из форм социального партнерства является также участие работников в управлении организацией. Поэтому, опираясь на положения ст. 52 и 53, надо уметь дать характеристику права работников на соответствующее участие и раскрыть основные его формы. Одной из важнейших форм такого участия является учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором. Очень важно уметь раскрыть процедуру учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при решении вопросов, предусмотренных в статьях 372, 373 ТК. В заключение студентам следует усвоить виды ответственности сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллективных переговорах, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора и соглашения. По данному вопросу необходимо обратиться к соответствующему разделу Кодекса РФ об административных правонарушениях, принятому Государственной Думой 20.12.2001 г. с учетом внесенных изменений и дополнений.
|