Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 3. 10. Понятие, стороны и порядок заключения коллективного до- говора.






10. Понятие, стороны и порядок заключения коллективного до-
говора.

11. Структура и содержание коллективного договора.

12. Действие коллективного договора и контроль над его выполнением.

13. Ответственность сторон коллективно-договорного регули­рования за нарушение соглашений и коллективных договоров.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

Определяя цели и задачи трудового законодательства, Трудовой кодекс в ст. 1 указал, что его основными задачами являются, в частности, создание необходимых правовых условий для достиже­ния оптимального согласования интересов сторон трудовых отно­шений, интересов государства. Поэтому одним из основных прин­ципов правового регулирования трудовых отношений и иных не­посредственно связанных с ними отношений является социальное партнерство, суть которого заключается в праве работников, рабо­тодателей, их объединений на участие в договорном регулирова­нии условий труда и его оплаты.

Включение в ТК РФ нового раздела «Социальное партнерство в сфере труда» свидетельствует о его признании в качестве самосто­ятельного правового института, становление и развитие которого определяется достаточной правовой базой, созданной в России в период с 1991 года по настоящее время.

Студенты должны учитывать, что в соответствии с Федераль­ным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ в этот раздел внесен це­лый ряд уточнений и дополнений, поэтому нужно обращаться к Трудовому кодексу, в котором учтен соответствующий закон.

Изучение вопросов темы надо начать с уяснения понятия соци­ального партнерства (ст. 23) и его принципов (ст. 24).

При этом студентам нельзя ограничиваться лишь перечислени­ем указанных принципов, надо обязательно раскрыть их содержа­ние.

Очень важно знать уровни социального партнерства (ст. 26, 35), а также его формы (ст. 27).

В главе 4 ТК РФ (ст. 29—34) дана подробная характеристика представителей в социальном партнерстве — работников и работо­дателей, которые правомочны вести коллективные переговоры, заключать или вносить изменения в коллективные договоры и сог­лашения.

Студентам необходимо учесть, что в развитие статьи 33 ТК РФ Государственная Дума приняла 30 октября 2002 г. Федеральный закон «Об объединениях работодателей», в котором определен правовой статус экономически сильной стороны в коллективных трудовых отношениях работодателей и работников.

Студентам необходимо хорошо знать многоуровневую органи­зационно-правовую структуру органов социального партнерства и раскрыть ее значение (ст. 35 ТК). Данная статья является новой, дополнительно включенный в главу 5 ТК Федеральным законом от 30 июня 2006 г. Надо уметь раскрыть намеченные в ней меры по повышению роли и обеспечению условий для активного участия комиссий в регулировании социально-трудовых отношений на всех уровнях их деятельности.

Особое внимание следует обратить на процедуру ведения кол­лективных переговоров (ст. 36—38 ТК РФ). Одним из практичес­ки сложных является вопрос о порядке ведения переговоров и заключении коллективного договора при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций. Надо знать, как преодолеваются указанные сложности в соответствии со ст. 37 Трудового кодекса.

Поскольку статьи 36 и 37 ТК РФ по существу даны в новой фор­мулировке и значительны по своему объему, студентам важно ус­воить, в каком порядке ведутся коллективные переговоры, при ка­ких обстоятельствах и каким способом создается единый предста­вительный орган и каковы его полномочия. Следует также внима­тельно изучить статьи 38 и 39 ТК.

После изучения общих положений о порядке ведения коллек­тивных переговоров как одной из важнейших форм социального партнерства студенты должны внимательно изучить и такие его формы, как коллективные договоры и соглашения. При этом сле­дует учитывать, что в основе правового регулирования названных форм социального партнерства, как, впрочем, и всех других форм, перечисленных в ст. 27 ТК, лежат нормы Международной органи­зации труда, закрепившие в числе основополагающих принципов и прав в сфере труда свободу объединения и действенное призна­ние права на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, соглашения.

При изучении понятия коллективного договора (ст. 40 ТК) сле­дует учесть изменения, внесенные в части 1 и 5 этой статьи.

Изменения внесены и в ст. 41, определяющую структуру и со­держание коллективного договора. Студентам надо раскрыть клас­сификацию коллективно-договорных условий, особо обратить внимание на понятие и значение нормативных положений, по су­ществу норм трудового права, устанавливаемых в договорном по­рядке.

Внимательно следует отнестись к вопросу о действии коллек­тивного договора (ст. 43 ТК, в которой содержатся существенные уточнения, в частности, по вопросу о сфере действия коллектив­ного договора, который был весьма спорным).

Много изменений внесено в регулирование вопросов, связан­ных с понятием соглашения, его видами, порядком его заключе­ния и действия (ст. 45—48 ТК). Необходимо очень внимательное отношение к уяснению этих вопросов, уметь раскрыть их содер­жание. Особо следует выделить и хорошо знать содержание ст. 48, определяющей сферу действия соглашения, сроки его действия.

Кроме того, в этой статье урегулирован очень важный вопрос — о порядке и условиях присоединения работодателя к соглашению, которые надо четко раскрывать.

Студентам следует внимательно познакомиться с содержанием Генерального соглашения между общероссийскими объединения­ми профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005—2007 годы.

Важно не упустить изучение и других вопросов, урегулирован­ных в статьях 49—51.

При изучении данной темы студентам необходимо учитывать, что одной из форм социального партнерства является также участие работников в управлении организацией. Поэтому, опираясь на по­ложения ст. 52 и 53, надо уметь дать характеристику права работни­ков на соответствующее участие и раскрыть основные его формы. Одной из важнейших форм такого участия является учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором. Очень важно уметь раскрыть процедуру учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при решении вопросов, предусмотренных в статьях 372, 373 ТК.

В заключение студентам следует усвоить виды ответственности сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллек­тивных переговорах, а также за нарушение или невыполнение кол­лективного договора и соглашения.

По данному вопросу необходимо обратиться к соответствующе­му разделу Кодекса РФ об административных правонарушениях, принятому Государственной Думой 20.12.2001 г. с учетом внесен­ных изменений и дополнений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал