Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 2. 5.Понятие трудоустройства, его формы и значение.






5.Понятие трудоустройства, его формы и значение.

6.Правовой статус безработного.

7. Пособие по безработице, его размеры, порядок и сроки вып-
латы.

8. Права и обязанности органов службы занятости.

9. Общественные работы, порядок их организации и направле-
ние на них.

10.Система подготовки и переквалификации безработных с по­мощью службы занятости.

11.Специфика трудоустройства слабо защищенных категорий (инвалидов, молодежи и др.).

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

Включение в предмет трудового права группы отношений, связанных с обеспечением занятости, обусловлено формированием в новых экономических условиях России рынка труда и появлением такого негативного явления, как безработица.

При изучении данной темы прежде всего следует учитывать, что Конституция Российской Федерации (ст. 37), провозглашая принцип свободы труда, не закрепляет возможность получения каждым гарантируемой работы. Вместе с тем, предоставляя каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию Конституция гарантирует право на защиту от безработицы.

Конкретизация указанного права и порядок его реализации оп­ределяется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другими федеральными законами, подзаконными нормативными актами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для характеристики законодательства о занятости и определения его значения студентам следует внимательно изучить Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Фе­дерации», который определяет правовые, экономические и орга­низационные основы государственной политики в области заня­тости населения, статьи Федерального закона «О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности», определяющие права профсоюзов в сфере занятости, положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федера­ции», определяющие порядок трудоустройства инвалидов, и др.

Легальное определение занятости закреплено в статье 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации». Одновременно в Законе определяется круг лиц, которые считаются занятыми. Все категории занятых граждан можно разделить на три группы: 1) ли­ца, осуществляющие трудовую деятельность (в широком смысле) как в сфере общественного, так и личного труда; 2) занятые иными видами общественно полезной деятельности; 3) лица, не осущес­твляющие какой-либо деятельности, но признаваемые занятыми в силу Закона.

Понятие безработного закреплено в статье 2 Закона «О занятос­ти населения в Российской Федерации». Здесь же в общем виде определяется и порядок признания гражданина безработным. Бо­лее подробно процедура регистрации граждан в качестве безработ­ных определяется постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 22.04.97 №'458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан».

Далее следует внимательно изучить основные направления го­сударственной политики в области занятости, которые закрепля­ются в статье 5 Закона «О занятости населения в Российской Фе­дерации». Все направления государственной политики в области занятости могут быть разделены на меры общего характера, нап­равленные на нормальное функционирование рынка труда в це­лом и меры специального характера, направленные на предотвра­щение негативных последствий безработицы и обеспечение заня­тости социально незащищенных категорий населения.

На основе анализа положений Трудового кодекса, обеспечиваю­щих реализацию прав граждан в сфере труда и положений Закона

«О занятости населения в Российской Федерации», необходимо оп­ределить соотношение права на труд с правом на обеспечение заня­тости. При этом следует учитывать, что право на обеспечение заня­тости в ряде случаев выступает гарантией реализации права на труд.

При рассмотрении вопроса о критериях массового увольнения (высвобождения) работников необходимо помнить, что в соответ­ствии со статьей 82 Трудового кодекса критерии массового увольне­ния определяются в отраслевых и (или) территориальных соглаше­ниях. При отсутствии таких соглашений при определении критери­ев массового высвобождения работников следует руководствоваться постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 № 99 «Об организации работы по содей­ствию занятости в условиях массового высвобождения». Одновре­менно следует выяснить правовые гарантии увольнения работников в связи с ликвидацией организации и сокращением численности и штата работников, закрепленные в Трудовом кодексе.

Рассматривая понятие и формы трудоустройства, следует внима­тельно изучить учебную литературу поданному вопросу. Необходи­мо усвоить, что трудоустройство понимается в широком и узком смысле, а организационно-правовые формы трудоустройства делят­ся на обилие и специальные. Следует учитывать, что в некоторых случаях отношения по трудоустройству могут включать не только процесс подыскания подходящей работы и устройства на нее, но и процесс профессиональной подготовки для будущей работы.

Для характеристики правового статуса безработного по Закону «О занятости населения в Российской Федерации» следует выяс­нить, какие категории граждан могут быть признаны безработны­ми. На основе анализа Главы 11 Закона «О занятости...» определить перечень (Основных (статутных) прав безработных. При этом следует учитывать, что некоторые права безработных закреплены и в других главах Закона (например, право на пособие по безработице и др). Для определения порядка трудоустройства безработных не­обходимо выяснить что такое подходящая работа и каковы крите­рии отнесения той или иной работы к подходящей в зависимости от категории безработного.

При рассмотрении вопроса о порядке и сроках выплаты посо­бия по безработице необходимо внимательно изучить положения Главы VI Закона «О занятости». Следует обратить внимание на по­рядок определения размера пособия, учитывая, что он зависит от нескольких факторов: основания увольнения с последнего места работы, поиск работы впервые или после длительного оставления трудовой деятельности, заработок по последнему месту работы. Закон закрепляет также перечень случаев, при которых выплата пособия может быть приостановлена, прекращена, отложена или размер пособия может быть снижен. Следует изучить и другие со­циальные гарантии и компенсации, на которые вправе претендо­вать безработный.

Изучая вопрос о правах и обязанностях органов государственной службы занятости, нужно внимательно изучить положения статьи 15 Закона «О занятости...», постановление Правительства Российс­кой Федерации от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости», а также постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положе­ния о Федеральной службе по труду и занятости». Следует также учитывать, что законодательством допускается деятельность него­сударственных организаций по трудоустройству граждан.

Рассматривая вопрос об организации общественных работ, сле­дует изучить положения статьи 24 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» и постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 14.07.97 № 875 «Об утверждении Положе­ния об организации общественных работ».

Систему подготовки и переподготовки безработных можно ус­ловно разделить на два вида: профессиональная подготовка в обра­зовательных учреждениях и подготовка безработных непосред­ственно на производстве.

К настоящему времени Минтруд России утвердил Положение об организации профессиональной подготовки, повышения ква­лификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения; Перечень профессий и специальностей для обучения безработных.

Необходимо усвоить, что такое квотирование рабочих мест, по­рядок установления квоты для некоторых категорий безработных и определить ответственность работодателей за невыполнение квоты. Следует учитывать, что по вопросам квотирования рабочих мест для отдельных категорий безработных граждан, субъекты Российской Федерации принимают нормативные акты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал