Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 2. 5.Понятие трудоустройства, его формы и значение.
5.Понятие трудоустройства, его формы и значение. 6.Правовой статус безработного. 7. Пособие по безработице, его размеры, порядок и сроки вып- 8. Права и обязанности органов службы занятости. 9. Общественные работы, порядок их организации и направле- 10.Система подготовки и переквалификации безработных с помощью службы занятости. 11.Специфика трудоустройства слабо защищенных категорий (инвалидов, молодежи и др.).
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Включение в предмет трудового права группы отношений, связанных с обеспечением занятости, обусловлено формированием в новых экономических условиях России рынка труда и появлением такого негативного явления, как безработица. При изучении данной темы прежде всего следует учитывать, что Конституция Российской Федерации (ст. 37), провозглашая принцип свободы труда, не закрепляет возможность получения каждым гарантируемой работы. Вместе с тем, предоставляя каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию Конституция гарантирует право на защиту от безработицы. Конкретизация указанного права и порядок его реализации определяется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другими федеральными законами, подзаконными нормативными актами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Для характеристики законодательства о занятости и определения его значения студентам следует внимательно изучить Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области занятости населения, статьи Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», определяющие права профсоюзов в сфере занятости, положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющие порядок трудоустройства инвалидов, и др. Легальное определение занятости закреплено в статье 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации». Одновременно в Законе определяется круг лиц, которые считаются занятыми. Все категории занятых граждан можно разделить на три группы: 1) лица, осуществляющие трудовую деятельность (в широком смысле) как в сфере общественного, так и личного труда; 2) занятые иными видами общественно полезной деятельности; 3) лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но признаваемые занятыми в силу Закона. Понятие безработного закреплено в статье 2 Закона «О занятости населения в Российской Федерации». Здесь же в общем виде определяется и порядок признания гражданина безработным. Более подробно процедура регистрации граждан в качестве безработных определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.97 №'458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Далее следует внимательно изучить основные направления государственной политики в области занятости, которые закрепляются в статье 5 Закона «О занятости населения в Российской Федерации». Все направления государственной политики в области занятости могут быть разделены на меры общего характера, направленные на нормальное функционирование рынка труда в целом и меры специального характера, направленные на предотвращение негативных последствий безработицы и обеспечение занятости социально незащищенных категорий населения. На основе анализа положений Трудового кодекса, обеспечивающих реализацию прав граждан в сфере труда и положений Закона «О занятости населения в Российской Федерации», необходимо определить соотношение права на труд с правом на обеспечение занятости. При этом следует учитывать, что право на обеспечение занятости в ряде случаев выступает гарантией реализации права на труд. При рассмотрении вопроса о критериях массового увольнения (высвобождения) работников необходимо помнить, что в соответствии со статьей 82 Трудового кодекса критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. При отсутствии таких соглашений при определении критериев массового высвобождения работников следует руководствоваться постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». Одновременно следует выяснить правовые гарантии увольнения работников в связи с ликвидацией организации и сокращением численности и штата работников, закрепленные в Трудовом кодексе. Рассматривая понятие и формы трудоустройства, следует внимательно изучить учебную литературу поданному вопросу. Необходимо усвоить, что трудоустройство понимается в широком и узком смысле, а организационно-правовые формы трудоустройства делятся на обилие и специальные. Следует учитывать, что в некоторых случаях отношения по трудоустройству могут включать не только процесс подыскания подходящей работы и устройства на нее, но и процесс профессиональной подготовки для будущей работы. Для характеристики правового статуса безработного по Закону «О занятости населения в Российской Федерации» следует выяснить, какие категории граждан могут быть признаны безработными. На основе анализа Главы 11 Закона «О занятости...» определить перечень (Основных (статутных) прав безработных. При этом следует учитывать, что некоторые права безработных закреплены и в других главах Закона (например, право на пособие по безработице и др). Для определения порядка трудоустройства безработных необходимо выяснить что такое подходящая работа и каковы критерии отнесения той или иной работы к подходящей в зависимости от категории безработного. При рассмотрении вопроса о порядке и сроках выплаты пособия по безработице необходимо внимательно изучить положения Главы VI Закона «О занятости». Следует обратить внимание на порядок определения размера пособия, учитывая, что он зависит от нескольких факторов: основания увольнения с последнего места работы, поиск работы впервые или после длительного оставления трудовой деятельности, заработок по последнему месту работы. Закон закрепляет также перечень случаев, при которых выплата пособия может быть приостановлена, прекращена, отложена или размер пособия может быть снижен. Следует изучить и другие социальные гарантии и компенсации, на которые вправе претендовать безработный. Изучая вопрос о правах и обязанностях органов государственной службы занятости, нужно внимательно изучить положения статьи 15 Закона «О занятости...», постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости», а также постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». Следует также учитывать, что законодательством допускается деятельность негосударственных организаций по трудоустройству граждан. Рассматривая вопрос об организации общественных работ, следует изучить положения статьи 24 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.97 № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ». Систему подготовки и переподготовки безработных можно условно разделить на два вида: профессиональная подготовка в образовательных учреждениях и подготовка безработных непосредственно на производстве. К настоящему времени Минтруд России утвердил Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения; Перечень профессий и специальностей для обучения безработных. Необходимо усвоить, что такое квотирование рабочих мест, порядок установления квоты для некоторых категорий безработных и определить ответственность работодателей за невыполнение квоты. Следует учитывать, что по вопросам квотирования рабочих мест для отдельных категорий безработных граждан, субъекты Российской Федерации принимают нормативные акты.
|