Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3 Характеристика лиц, отбывающих наказание, и их правовое положение. Принципы индивидуализации исполнения наказания, а также рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного






Принципы индивидуализации исполнения наказания, а также рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения обязывают знать внутренний мир личности осуждённого прежде чем выбирать к нему какую-либо меру воздействия. Поэтому и в учебном плане логично сначала изучать характеристику личности осуждённого, а затем вопросы исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия, несмотря на то, что в литературе порядок изучения данных тем иной. Согласно п.4 ст.109 УИК РФ воспитательная работа с осуждёнными должна проводиться с учётом его личности, а равно средства их исправления (п.3 ст.9 УИК РФ) и применение мер взыскания в соответствии с п.1 ст.117 УИК РФ. Следует заметить, что применение мер поощрения к осуждённым также является средством исправительного воздействия, однако в ст.114 УИК РФ, регламентирующей порядок применения мер поощрения к осуждённым, отсутствует требование учёта при этом их личности. Данное положение характеризует не только недостаток теории и законодательства в исследуемой сфере, но и показывает их поверхностное отношение к внутреннему миру осуждённого, недооценку механизма поведения индивида и отдалённые последствия в целом от необоснованного применения мер поощрения. Вряд ли в отношении такого воздействия возможно руководствоваться расхожим принципом – «кашу маслом не испортишь». Поэтому и в ст.114 УИК РФ порядок применения мер поощрения также должен быть дополнен требованием учёта личности, что заставляет персонал исправительных учреждений всесторонне исследовать жизненную ситуацию, в частности, цели и мотивы, причины и последствия поведения, за которое собираются применить какое-либо поощрение. Одновременно такой подход будет препятствовать различным злоупотреблениям со стороны персонала исправительных учреждений.

В теории характеристика личности осуждённых обычно классифицируется на социально-демографическую, уголовно-правовую и уголовно-исполнительную по критериям, изложенным ниже.

1. Социально-демографические данные осуждённых характеризуют их как часть населения, закономерности поведения которого в определённой мере присущи и осуждённым. О том же свидетельствуют положения наук психологии и педагогики. Поэтому сравнительный анализ законопослушного населения и осуждённых имеет не только теоретический, но и практический интерес. Социально-демографическая характеристика рассматривается, в основном, по таким критериям, как пол, возраст, семейное положение, образование, трудоспособность и род занятий, состояние здоровья.

Последние могут раскрыть те или иные особенности внутреннего мира осуждённого и пояснить то или иное его поведение, но руководствоваться только общим при раскрытии частного, единичного рано или поздно приводит к искажению реальности. Так, женская и мужская преступность может отличаться, но противопоставлять их друг другу вряд ли возможно. Различие можно проводить по преступности взрослых и несовершеннолетних, однако утверждать, что несовершеннолетний способен совершить только «несовершеннолетние» преступления способны к совершению только «несовершеннолетних» преступлений, нет оснований. Другой критерий – образование, а вернее, низкий уровень или его отсутствие, благоприятствует совершению насильственных преступлений, но препятствует совершению различных интеллектуальных преступлений. Однако утверждать, что высокий уровень образования является препятствием для совершения грубого, жестокого насилия вряд ли обоснованно. Трудовые навыки и опыт могут использоваться в преступной деятельности либо наоборот, послужить предупреждением для преступления.

Таким же образом следует рассматривать значение любого иного критерия, раскрывающего не только социально-демографическую, но и уголовно-правовую или уголовно-исполнительную характеристики. К тому надо учитывать, что на поведение человека действует критерий ни по отдельности, а в единой совокупности. Наложение различных свойств психики делает поведение индивида многофакторным, интегральным. Для выявления направления последнего можно предложить следующий подход. Он заключается в выявлении осознанных индивидом закономерностей мироустройства, общественного развития и его представлений о них. Именно это сочетание на осознанном и неосознанном уровнях формирует ценностные ориентации субъекта, определяющие мотивы и цели его поведения, способы и средства достижения последних.

Учитывая наличие влияния неосознанного на поведение индивида, должна измениться оценка его высказываний относительно своего внешнего поведения либо отношения к внешней реальности. Субъективность мировосприятия, присущая любому человеку на каждом этапе формирования его поведения свидетельствует о том, что восприятие поведения осуждённого с точки зрения его виновности лишено практической перспективы, поскольку уводит нас от реальности. Данная закономерность мировосприятия подводит нас к важному моменту познания и предупреждения любого конфликта и многих преступлений, в особенности связанных с личностным поведением: каждый по-своему прав. Осознание лицом данного положения распространяет понимание «правоты» на противоположную сторону, что неизбежно разрушает базис для конфликтного, преступного развития жизненных ситуаций.

2. Уголовно-правовая характеристика также определяет внутренний мир человека, особенности его личности, которые влияют на роль человека в совершении преступного деяния, мотивы и цели преступления. Преимущественно с внешней стороны поведение осуждённого характеризуют квалификация совершённого преступления по их направленности, форме и виду вины, число судимостей, их структура и интенсивность, вид и размер назначенного наказания. Все перечисленные сведения как самостоятельно, так и в совокупности, с учётом сказанного выше, имеют важное значение для правильной организации исправительного процесса осуждённого.

3. Уголовно-исполнительная характеристика характеризует поведение лица во время отбывания уголовного наказания. Она раскрывается по поведению осуждённого либо его изменению во время проведения с ним воспитательной работы, трудовой деятельности, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия. Однако наиболее важное значение для оценки эффективности карательно-воспитательного процесса и степени исправления осуждённого служит не только внешнее поведение или количество поощрений, наложенных взысканий, сколько внутреннее отношение осуждённого к процессу отбывания наказания, применяемым к нему мерам исправительного воздействия, в том числе, стремление к самообразованию, пониманию внутренних причин, мотивов и целей своего поведения.

4. Понятие правового положения осуждённых само по себе особых затруднений не вызывает, поскольку характеризует их права, обязанности и законные интересы. Однако его социально-правовое назначение определяет генезис преступлений, их функции и роль в индивидуальном, общественном и государственном развитии и устройстве. При этом социальная составляющая диалектики преступлений, а равно закономерности мироустройства недостаточно отражаются в законодательстве, существенно снижая его эффективность и управление в уголовно-правовой сфере. Формирование преступника как в генетической, так и социальной формах всегда происходит в существующих условиях общества и государства. Любой преступник причастен к преступному вреду, который происходит в процессе преступного поведения, это не отрицается. Однако факт признания преступника виновным выводит из-под нашего внимание влияние другой стороны уголовного правоотношения (подразумевается и получается, что потерпевшая сторона права), а также иные факторы процесса взаимодействия внешнего и внутреннего мира их участников.

При этом мы можем и должны учитывать достижения современных наук о поведении человека, в частности, неосознанные факторы поведения сторон преступления, коллективные эгрегоры, что объясняется и подтверждает существование ноосферы, сферы разумного и закономерного. Поэтому индивид в роли преступника является не автономным модулем, независимым от закономерностей мира, общественного развития и жизненной ситуации, а неразрывной частью семьи, общества, государства и мира. Следовательно, любое преступное поведение играет в первую очередь роль отрицательной обратной связи, необходимой в любой самоуправляемой системе. Поэтому каждое такое поведение необходимо учитывать в целях корректировки индивидуального, общественного и государственного развития, а не заниматься, как правило, подавлением или в разной форме уничтожением носителей информации о действительном состоянии общества. Другими словами, относиться к преступнику и осуждённому как источнику зла и заниматься морализаторством не только не имеет желаемого воздействия, но и приводит к углублению порождённого конфликта интересов на индивидуальном, общественном и государственном уровнях.

Таким образом, социально-правовое назначение правового положения осуждённого определяется следующими аспектами: 1) становление преступника происходит в самом обществе; 2) источником зла, преступного разрушения является не преступник, а те причины, которые порождают преступное поведение (в частности, идеи свободы воли и поведения, а равно, случайности, приводящие к мысли о возможности избежать неотвратимой ответственности или разрушить причинно-следственную связь), и условия, способствующие его совершению (например, установление запретов, порождающих, как известно, интерес к запретной сфере вместо раскрытия всеобщей причинно-следственной связи); 3) преступное поведение выполняет роль отрицательной обратной связи, которую необходимо отслеживать и учитывать во избежание разрушения семьи, общества и государства, а также саморазрушения носителя психических вирусов; 4) осуждённый продолжает оставаться гражданином России, обладающими конституционными правами и обязанностями; 5) ограничение правового статуса осуждённого допускается федеральным законодательством; 6) правовой статус осуждённого имеет свою специфику и цели, направленные на повышение эффективности исполнения наказания; 7) осуждённые являются субъектами общих и специальных отношений, определяемых видом отбываемого наказания. Через последние четыре пункта реализуется посредством жизненных ситуаций либо должна реализовываться через правовые институты отрицательная обратная связь, способная создать устойчивое гармоничное развитие человека, общества и государства в мире.

5. Содержание правового статуса осуждённых определяется главами 2 Конституции РФ и УИК РФ, а также иными нормами федерального уровня, регулирующие особенности исполнения и отбывания конкретного вида наказания. Необходимо знать основы правового положения осуждённых (ст.10 УИК РФ); основные обязанности (ст.11 УИК РФ), основные права (ст.12 УИК РФ), иные права и законные интересы (ст.13, 14, 15 УИК РФ), а также права, обязанности и законные интересы, предусмотренные Особенной частью уголовно-исполнительного законодательства. Знание норм, отражающих правовой статус осуждённых, предполагает понимание их сущности и содержания в соотношении с общепризнанными нормами международного права, Конституции РФ и принципами уголовно-исполнительного законодательства.

В отношении основных обязанностей осуждённых целесообразно обратить внимание на некоторые аспекты. Так, одной из обязанностей является соблюдение требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Однако вряд ли можно считать данную обязанность безусловной. Нельзя вступление нормативного акта по факту вступления его в «законную» силу считать законом в истинном его понимании, если он противоречит общепринятым нормам международного права и Конституции России. В правоприменительной практике встречаются не так уж мало примеров, когда прошедшие все процедуры принятия закона впоследствии признавались незаконными и отменялись в части или в целом. Закон должен быть законом, а не его подделкой. Для этого он должен отвечать основам и принципам права. Согласно ст.18 Конституции Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст.7 Конституции наше государство провозглашено социальным, политика которого направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (комм. к данной ст. см выше). еспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (комментарий к данной статье см. о направлено на создание условий, о

Важным моментом при оценке нормативного акта на соответствие его форме и содержанию закона является восприятие и учёт положений ч.3 ст.55 Конституции: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма распространяется не только в отношении законопослушных граждан, но и осуждённых. Поэтому любое ограничение прав и свободы допустимо не только, если оно отвечает по форме конституционным требования (должно быть принято на федеральном уровне), но и по содержанию, то есть должна быть доказана необходимость конкретно принятого ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Надо понимать, что только там могут быть защищены права и законные интересы общества, где защищаются права и законные интересы конкретного гражданина, но никак не наоборот. В истории не только нашего государства уже достаточно было примеров, когда под «знаменем» защиты интересов общества и государства, и причём от имени народа, уничтожался сам народ. В отношении обвиняемого, подсудимого и осуждённого данное положение наиболее актуально, поскольку реальные ограничения возможности его передвижения и изоляции от родственников, знакомых, общества и иных прав во время уголовного судопроизводства и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы создаёт определённые условия для возможных злоупотреблений ограниченных в осознании взаимосвязанности мира сотрудников соответствующих органов либо при их помощи совершение различных преступных действий иных лиц. Наконец, само существование Конституционного Суда России предполагает критически относиться к любому закону на предмет соответствия его содержания требованиям законности.

Поэтому для предупреждения возможных коллизий и ненужных конфликтных ситуаций предлагается новая редакция обязанности осуждённых: «2. Осуждённые обязана соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, если они соответствуют общепринятым нормам международного права и Конституции РФ, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.». При возникновении спорной ситуации по поводу соответствия требованиям законности нормативного акта необходимо осуждённому необходимо создать условия для обращения в Конституционный Суд РФ, а до рассмотрения последнего администрации целесообразно воздержаться от применения каких-либо мер воздействия или наказания. При этом начало срока для применения к осуждённому мер воздействия или наказания должно определяться датой вынесения судебного постановления Конституционного Суда РФ.

При рассмотрении другой обязанности осуждённого, а именно – выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказаний - грубейшей ошибкой студента является изменение данной обязанности до выполнения требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказаний. Любое требование администрации должно быть законным, то есть отвечать требованиям законности, соответствовать основным принципам и общепринятым нормам международного права и Конституции России. Исключение из обязанности осуждённого слова «законные» свидетельствует об отсутствии понимания и значения требований законности к любому нормативному акту.

Анализируя установленные в законе обязанности осуждённых, следует отметить, что практически все они направлены на послушание и подчинение осуждённого тем нормам и требованиям, которые он уже считал возможным нарушить. Психологические закономерности механизма поведения человека указывает на то, что запреты сами по себе не только не предупреждают запретное поведение, но явно или скрытно возбуждают интерес к нему. Тогда мы получаем результат в трёх вариациях: совершение рецидива преступлений; внешнее подавление интереса к запретному поведению, или латентный период, когда интерес будет реализован в подходящей жизненной ситуации и наступит преступный результат или внешнее разрушение. В качестве третьего варианта выступает внутреннее подавление интереса, когда человек возникшую у него потребность не реализует вследствие провозглашённой запретности такого поведения без осознания причин своей направленности своего поведения. Такое состояние со временем неизбежно приводит к саморазрушению индивида в форме различных болезней, травм, ран и иным несчастным «случаям».

Другими словами, установленные обязанности с психологической точки зрения не ориентируют осуждённого на его исправление, то есть не могут сами по себе предупредить внешнее разрушение (преступление) или внутреннее саморазрушение. Ни одна из существующих обязанностей не учитывает диалектику преступления и психологические закономерности механизма поведения. Поэтому неудивительно, что далеко не всегда цели наказания достигаются, в качестве доказательства чего можно указать на наличие рецидива преступлений. Для того, чтобы можно было в необходимой мере использовать факт преступления в качестве отрицательной обратной связи для достижения целей наказания, предлагается дополнить обязанности осуждённых следующей основополагающей обязанностью: «1.Осуждённые обязаны изучать философскую и психологическую литературу для выявления механизма и осознания первопричин своего преступного поведения и условий, способствующих его совершению». Для реализации данной обязанности администрация должна создавать соответствующие условия, включая наличие надлежащей литературы, помещений и достаточного для самосовершенствования времени. Обязанности, изложенные в ст.11 УИК РФ под номерам 1-5 переименовываются соответственно на номера 2-6.

Поскольку на поведение любого человека, тем более осуждённого, влияет неосознанное, требуется существенная по своему содержанию корректировка понятия исправления, данная в п.1 ст.9 УИК РФ. Вряд ли можно добиться уважения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития без понимания роли иного человека в жизни осуждённого и обществе, без осознания закономерностей мира (взаимосвязанность всего со всем, подобное рождает подобное и малое равно великому), которые должны отражаться в нормах, правилах и традициях человеческого общежития. Без этого утверждения о «стимулировании» правопослушного поведения является декларативными, а достижение указанного осознания делает «стимулирование» излишним. В связи со сказанным понятие исправления предлагается изложить в следующей редакции: «1.Исправление осуждённого – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду и понимания норм, правил и традиций человеческого общежития посредством осознания закономерностей мироустройства, индивидуального и общественного развития и всеобщей причинно-следственной связи». Факт влияния неосознанного на осуждённого требует в качестве основного средства исправления в п.2 ст.9 УИК РФ на первое место определить «квалифицированную психологическую помощь». Кроме того, тот же факт указывает на то, что по своей сути цель исправления должна быть заменена на «осознание неосознанного».

Анализируя основные права осуждённых в аспекте рассмотренных выше вопросов необходимо отметить важность для достижения целей наказания их права на психологическую помощь (п.6.1 ст.12 УИК РФ). Как отмечено в данной норме, участие осуждённых в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия. Данный момент является действительно важным, устанавливающим одновременно определённые гарантии незаконного либо некомпетентного воздействия на осуждённых в связи с тонким и глубоким механизмом психической конституции человека. Поскольку психологическая помощь должна оказываться в целях восстановления гармонии осуждённого через осознание влияния неосознанного, первопричин преступного поведения и способствующих ему условий, то есть механизма поведения в целом, то отказ осуждённого от оказания такой помощи должен быть признан его безусловным правом.

Действительно, у каждого свой путь познания истины. Отказ осуждённого от психологической помощи означает, что он в силу различных причин не готов к восстановлению гармонии своего внутреннего мира с внешним. Насильно ни у кого нет права вести человека даже, образно говоря, в рай, поскольку он будет продолжать свое разрушительное поведение и там. Другими словами, такой человек должен убедиться ещё на своих ошибках в закономерностях мира, которые рано или поздно в той или иной форме возвращают внешнее разрушение обратно к его субъекту через различные жизненные ситуации. Поэтому, учитывая обратное воздействие любых видов запрета, а также для предупреждения излишнего морализаторства и снятия ненужной напряжённости в процессе оказания психологической помощи, целесообразным представляется дополнить основные права осуждённых, изложенные в ст.12 УИК РФ следующим положением: «6.2. Осуждённые имеет право на самонаказание». Механизм данного самонаказания действует на основе подсознательных влияний, восстанавливающих действие всеобщей причинно-следственной связи на психическом уровне, которая указывает на зависимость различных жизненных ситуаций, происходящих с индивидом, не только с его поступками, словами, но и с мыслями. В теории данное явление называют также синдромом Авеля.

На значение мыслей в жизни субъекта в ортодоксальной теории и обычной жизни уделяется явно недостаточное внимание, хотя они закладывают фундамент любого поведения, и только их изменение способно изменить поведение. Обратить на них должное внимание препятствуют базовые психические вирусы, а именно древние мифы о свободе воли и поведения, а также о возможности случайности (причём, как в отношении нежелательных событий, так и соответствующим надеждам индивида) в жизни человека. Основное следствие таких вирусов заключается в необязательности исследования внутреннего мира человека, включая все его поступки, слова и мысли в течение жизни (выступающие в качестве причины), для того, чтобы найти объяснение происходящим с ним жизненным ситуациям (являющихся на самом деле следствием совокупности существующих до этого причин).

Поэтому основная цель психологической помощи осуждённым сводится к осознанию ими влияния неосознанного на их поведение, что ведёт к пониманию закономерности любого поведения и обусловленности всех жизненных ситуаций. Цель оказания психологической помощи достигнута тогда, когда субъект осознает неотвратимость ответственности за любое своё поведение (внешне выраженное либо внутреннее). Основное препятствие объясняется закономерностью субъективного восприятия мира, следствием которого является создание у каждого индивида своей модели внешнего мира, или матрицы. Последнее позволяет достаточно легко в процессе первоначального восприятия мира, общества, государства и закономерностей их развития принимать искажения или подмены влияние неосознанного различными спекулятивными умозаключениями в силу того, что влияние неосознанного на человека им не осознаётся.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал