Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7 Исполнение наказания в виде лишения свободы. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения






1. Классификация осуждённых к лишению свободы означает их разделение на относительно однородные категории в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого деяния, прошлых судимостей, возраста, вины и других обстоятельств, которые рассматривались во время раскрытия принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Классификация осуждённых связана с классификацией преступлений и является предпосылкой для дифференциации исполнения наказания и основанием для формирования системы исправительных учреждений, средством изоляции от вредного влияния со стороны негативных проявлений личности осуждённых и предпосылкой для индивидуализации исполнения наказания. Каждая категория осуждённых: мужчины, женщины, несовершеннолетние, а среди них – совершившие преступления различной степени тяжести - характеризуются определёнными особенностями, поэтому классификация осуждённых также облегчает работу администрации с заключёнными. Так, имеют свойственные их группам черты осуждённые, относящиеся к наркоманам, токсикоманам и алкоголикам; к неадаптированным у условиях в исправительных учреждениях; имеющие различные психические аномалии (вернее, особенности восприятия жизненной ситуацией); являющиеся «ворами в законе», а также совершившие отдельные виды преступлений, например, убийство и тяжкие телесные повреждения; изнасилование, корыстные преступления и т.д. Их особенности раскрываются в дополнительной литературе, в частности, в пособии «Наказание и исправление преступников», под редакцией Ю.М.Антоняна, изданное Научно-исследовательским институтом МВД РФ.

2. Порядок приёма осуждённых в исправительные учреждения и их распределение по отрядам установлены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые необходимо изучить каждому студенту по первоисточнику в полном объёме. В настоящее время действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённые приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 года №205 (с посл. изм. и доп.).

Данные Правила изложены подробно и ясно регулируют общие положения деятельности исправительных учреждений, а также вопросы приёма осуждённых в ИУ, основные права и обязанности осуждённых, порядок взаимоотношений осуждённых и работников ИУ, распорядок дня, вывод осуждённых на работу и съём с работы, личный приём осуждённых руководством ИУ, порядок проверки наличия осуждённых, порядок передвижения осуждённых в пределах колонии, порядок изъятия у осуждённых запрещённых к использованию в ИУ вещей, порядок переписки осуждённых, получения и отправления денежных переводов, порядок реализации на подачу осуждёнными предложений, заявлений и жалоб, порядок предоставления осуждённым свиданий и телефонных разговоров, порядок приёма и получения посылок, передач и бандеролей, порядок приобретения продуктов питания, вещей, предметов и оказания дополнительных услуг, порядок разрешения осуждённым выездом за пределы исправительного учреждения, организация и предоставление лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи осужденным, оие осуждённых использоваттьользоватьт и должностейпределы исправительного учреждения, личный расчёт и расписки в их получениисобенности размещения и условия содержания осужденных в лечебно-профилактических учреждениях, особенности условий содержания осужденных в лечебных исправительных учреждениях, особенности содержания осужденных в строгих условиях отбывания наказания, особенности условий содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, правила поведения осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя за пределами ИУ, а также освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ в порядке ст. 121 УИК Российской Федерации, порядок перевода осуждённого в безопасное место, а также приложения к Правилам.

В Приложение 1 приводится Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. В Приложении 2 приводится образец и описание прикроватной таблички осуждённого, в Приложении 3 – образцы и описания нагрудных и нарукавных отличительных знаков для осужденных, в Приложении 4 - примерный распорядок дня, в Приложении 5 – журнал приёма осуждённых по личным вопросам, в Приложении 6 приводятся формы заявлений на приобретение товаров и продуктов за безналичный расчёт и расписки в их получении, в Приложении 7 – форма удостоверения на выезд осуждённого за пределы исправительного учреждения, в Приложении 8 – форма подписки о разъяснении правил пребывания во время выезда за пределы исправительного учреждения, а в Приложении 9 указан перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осуждённых.

3. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы характеризуют места отбывания наказания, виды исправительных учреждений, порядок направления осуждённых к лишению свободы и осуждённых в колонию-поселение, перемещение осуждённых к лишению свободы, оставление осуждённых к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, привлечение осуждённых к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве, сроки содержания под стражей осуждённых к лишению свободы, привлекаемых к уголовной ответственности по другому делу, изменение вида исправительного учреждения, приём осуждённых к лишению свободы в исправительные учреждения, принципы раздельного содержания осуждённых и отбывания всего срока наказания в одном исправительном учреждении.

4. В режиме необходимо различать четыре аспекта: понятие, функции, содержание и способы его обеспечения. Понятие режима в исправительных учреждениях даётся в ст. 82 УИК РФ. Наиболее полным с теоретической точки зрения является понятие режима, данное Н.А.Стручковым, который режим лишения свободы определял как установленный законом порядок исполнения (отбывания) названного наказания, отражающий свойственный данному наказанию комплекс правоограничений, выступающий в качестве одного из основных средств исправления осуждённых, создающих необходимые условия применения и обеспечивающий само применение иных средств исправления осуждённых. Такое понятие во многом объясняет роль функций режима: 1) карательной; 2) воспитательной; 3) обеспечивающей применение всего комплекса мер; 4) социального контроля поведения и его оценки. Содержанием режима являются совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения (отбывания) наказания, которые можно разделить на три группы, относящиеся: 1) к персоналу исправительных учреждений; 2) к осуждённым; 3) к иным лицам.

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима, в частности, по обеспечении изоляции осуждённых, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализация прав осуждённых и выполнение ими своих обязанностей, предупреждению и пресечению с их стороны преступлений и иных правонарушений. Правила отбывания наказания осуждёнными можно подразделить на правила, регулирующие поведение осуждённых, устанавливающие распорядок дня, правила, обеспечивающие реализацию предоставленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей, правила, определяющие применение к ним средств исправительного воздействия и обеспечивающие социальную защиту. Наконец, к правилам, определяющим поведение иных лиц, находящихся в исправительном учреждении или на прилегающих к ним территориям, на которых установлен в предусмотренном законом порядке режим, относятся обязанности соблюдать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и порядок взаимоотношений с осуждёнными.

К таким лицам относятся все, кто не является осуждённым или персоналом исправительных учреждений, то есть не только лица, прибывшие на свидание к осуждённым или посторонние лица, находящиеся на режимной территории, но и судьи, прокуроры, депутаты, адвокаты, священники, вольнонаёмные работники исправительного учреждения, представители средств массовой информации и т.д. Нарушение возлагаемых на них режимом обязанностей может повлечь предусмотренную законом дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность. К способам обеспечения режима относятся: а) выполнение всеми лицами требований уголовно-исполнительного законодательства; б) охрана и надзор за осуждёнными; в) применение к ним мер поощрения и взыскания, а также мер безопасности.

5. Режим особых условий регулируется в ст. 85 УИК РФ и характеризует особенности порядка и условий исполнения (отбывания) наказания в случаях, отличных от обычных: в условиях стихийного бедствия, при введении чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осуждённых в исправительном учреждении. Данный режим исполнения (отбывания) наказания характеризуется тем, что в период его действия в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных, и иных служб, за исключением медико-санитарных. Поскольку введение режима особых условий связано с ограничением предоставленных законом прав осуждённых, то в качестве гарантий от злоупотреблений персонала исправительных учреждений в данной статье предусмотрен строго определённый круг лиц, которые могут вводить режим особых условий, порядок его согласования и утверждения, а также временные пределы действия режима особых условий. Если в реальности повторное продление данного режима не приводит к стабилизации обстановки по причинам, которые усматриваются в деятельности персонала исправительных учреждений, то исправительное учреждение целесообразно расформировать и перераспределить осуждённых по иным местам исполнения (отбывания) наказания. Тем более, что варианта третьего продления режима особых условий ст.85 УИК РФ не предусматривает, то есть его следует считать не основанным на законе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал