Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование как сложный феномен
Понятие образования многозначно. Его можно рассматривать и как процесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития личности. Важно при этом разграничивать формальный и реальный результат. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическая образованность. Это и формальные показатели обучения (диплом, аттестат, удостоверение), свидетельствующие об окончании учебного заведения, защите диссертации и т.п. Образование как процесс тоже многозначно, ибо включает и обучение, и воспитание. Иногда в современных работах процессы обучения и воспитания разводятся и даже противопоставляются друг другу. А воспитание рассматривается как негативный процесс идеологизации образования. В действительности это две тесно связанные стороны единого процесса формирования личности. Полезно в этой связи обратиться к многовековой истории образования. Воспитание всегда считалось едва ли не главной миссией обучения: и в эпоху античности, и в век «просвещения», и в новейшее время [7]. Образование является сложным социальным феноменом, который можно анализировать в различных планах: культурологическом, деятельностном, технологическом, институциональном и др. Образование можно рассматривать как определяющий компонент культуры, обеспечивающий преемственность и воспроизводство социального опыта. Очень важным при этом является анализ образования как одного из факторов прогресса культуры. Образование - это особого рода деятельность по обучению и воспитанию. Деятельностный аспект предполагает изучение целей, содержания, мотивационной структуры, организации деятельности. Самостоятельное значение имеет технологический аспект, предполагающий анализ методов, способов, процедур этой деятельности. Образование - это целостная самостоятельная система, носящая институциональный характер. Это не просто деятельность по обучению и воспитанию, а особым образом организованная иерархизированная, долевая деятельность, опирающаяся на специальные учреждения, регулируемая специальными нормами. Вместе с тем к середине века становится очевидным, что сложившиеся системы образования уже не удовлетворяют потребностям общества. Развитие науки, техники, технологии привело к такому гигантскому информационному буму, в условиях которого даже глубокое усвоение определенных знаний не решает проблемы. И если раньше в справочных изданиях мира, как правило, образование определялось как систематизированная передача знаний, умений, ценностей (32, р. 16-17}, то сейчас подвергаются сомнению подобные определения. Возникает необходимость в пересмотре глобальных целей образования. Главным становится развитие творческого потенциала личности, формирование способности восприятия и реализации новаций, способности учиться. НТР ставит задачу формирования творческой личности, способной к новациям, имеющей не только хорошее профессиональное, но и фундаментальное образование и гуманитарную подготовку. Изменение глобальных целей потребовало изменения учебного процесса и управления вузами. В 60-70-е годы в развитых странах прошли реформы среднего и высшего образования, направленные на углубление фундаментального образования, обеспечение проблемного характера обучения, гуманитаризации и компьютеризации образования. Определенные успехи были достигнуты в обеспечении непрерывности образования, демократизации жизни высшей школы. Был открыт доступ к высшему образованию более широким социальным слоям, введены стипендии, формы сочетания учебы с работой по гибкому графику и т.д. Идея необходимости реформы была осознана и в странах СНГ. Результаты социологических исследований различных сторон, проблем высшего образования, полученные нами [3, 6, 9] и другими социологами в 80-е и начале 90-х годов, свидетельствовали о недостаточной его эффективности. Позитивные кардинальные изменения высшей школы становятся возможными только на базе коренного изменения общества, его демократизации. Качественное обновление общества, создание независимого суверенного государства активизировало в Украине процесс развития культуры, образования, позволили создать государственную национальную программу «Образование», предусматривающую коренное реформирование высшей школы в соответствии с потребностями общества и прогрессивными тенденциями образования в современном мире. Программа провозглашает принципы, положения, направленные на интеграцию системы образования в мировые структуры и вместе с тем развитие национальной направленности, самобытности исторических традиций школы в Украине. Закон об образовании в Украине, предусматривает более полную реализацию его функций В программе содержится курс на большую фундаментализацию, более тесные связи с производством, компьютеризацию, гуманитаризацию образования. Вместе с тем хотелось бы высказать ряд соображений по поводу содержания программ совершенствования образования. К сожалению, они ставят задачи, которые решались в развитых странах в 60-70-е годы. В них не учитываются должным образом некоторые современные мировые тенденции развития образования как социального института.
|