Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические исследования проблем образования






Интерес к социологическому анализу проблем образования резко возрос уже в 60-70-е годы в связи с активизацией процесса реформирования школы. В то же время активизируется развитие специальной социологической теории: социологии образования. Что же изучает социолог в сфере образования?

При макросоциологическом подходе социолога интересует прежде всего место образования в системе общественных отношений, эффективность его функций, взаимосвязь с другими сферами, системный характер самого образования.

При микросоциологическом подходе социолога интересуют субъекты и социальные механизмы деятельности.

Западные социологи активно изучали роль образования как канала социальной мобильности, как фактора выравнивания шансов различных социальных групп и вместе с тем закрепления социального положения. Изучалась роль образования в преодолении последствий колониализма; кастовых пережитков и т.д. В 80-е годы возросло внимание к проблемам непрерывного образования, различных форм переподготовки и повышения квалификации работников, положению выпускников на рынке труда взаимодействию университетов с социальной средой. Особенно тщательно изучалась роль образования в социализации личности.

Социолог изучает субъектов процесса образования: социальные группы учащихся, преподавателей, научных сотрудников, управленцев, учебно-вспомогательный персонал. Они отличаются друг от друга по своим интересам, ценностям, поведению. Изучая отношение различных социальных групп высшей школы к инновационным процессам, мы убедились в том, что эти отличия порой весьма существенны. Так, наиболее восприимчивыми к реформам оказались молодые преподаватели и группа управленцев низшего уровня (руководители кафедр, лабораторий). Каждый пятый преподаватель этой группы считал, что система образования нуждается в кардинальных переменах. Радикализм этой группы связан и с личным интересом продвижения. Именно эта группа может стать социальной опорой реформы. Вузовская администрация среднего и высшего уровня и пре-подаватели среднего возраста настроены менее радикально. Наиболее болезненно реагировали на ущемление демократии молодые преподаватели, аспиранты [8].

Предметом специального анализа социологами является также система образования. В нашей стране традиционно выделяются в качестве ступеней: дошкольное, школьное (начальное, неполное, среднее), высшее. По форме различается образование профессиональное (профессионально-технические училища, курсы подготовки, ученичество на местах, средние специальные учебные заведения, университеты, институты, курсы повышения квалификации, аспирантура, докторантура) и непрофессиональное (детские сады, кружки, школьное обучение). В образовании взрослых оно представлено самообразованием и видами обучения, направленными на развитие общей культуры, удовлетворение любительских интересов [II]. На протяжении многих десятилетий эта система мало изменялась, управление ею было жестко детерминировано.

В мире существуют различные системы образования (американская, французская, японская и др.), которые отличаются друг от друга. Вместе с тем можно говорить об общих тенденциях развития систем образования. К таким тенденциям относится децентрализация управления образованием и углубление дифференциации. Так, в большинстве стран существует дифференциация средней школы. С одной стороны, это общеобразовательные школы, куда дети принимаются только после сдачи сложных экзаменов и строгого отбора.

Эти школы готовят своих учеников к продолжению образования в университетах (это лицеи во Франции, старшая ступень полной средней школы в Германии, старшая средняя школа в Японии и Швеции). С другой стороны, существуют профессиональные школы, которые готовят молодежь к профессиональной деятельности, окончив которые в университет поступить нельзя [28]. Углубляется дифференциация видов, форм образования. В большинстве стран существуют учебные заведения, альтернативные государственным, многоступенчатость высшего образования и т.д.

Наряду с дифференциацией развиваются и интеграционные процессы. В частности, в Европе появились программы развития образования, направленные на обеспечение контактов, связей между университетами европейских стран. К таким программам относится программа, четырехстороннего сотрудничества в области образования и научных исследований молодых ученых, составленная властями итальянской провинции Ломбардии, французского департамента Рона, германской земли Бад-Вюртемберг и испанской автономной области Каталония. По проекту создается своеобразное единое образовательное пространство, расширяются обмен студентами, стажировка выпускников, общение преподавателей и т.п. [31].

Реформа образования в Украине предусматривает инновационные процессы относительно различных сторон, граней функционирования школы. В частности, планируется переход от унифицированного государственного обучения к многообразию форм. Уже появились альтернативные вузы, колледжи, гимназии. Стали разнообразными и формы государственного образования. В области высшей школы осуществляется переход к многоступенчатому образованию. Подобные инновации призваны повысить качество подготовки специалистов и обеспечить вхождение школы Украины в мировую систему образования. На повышение эффективности высшей школы направлено введение аккредитации вузов, договорная система взаимоотношений с потребителями, изменение правил приема в учебные заведения.

Большинство опрошенных работников вузов положительно воспринимают все эти инновации. Вместе с тем нельзя не заметить различий в отношении к формам, ступеням обучения, связанных с профилем обучения. Так, представители гуманитарного профиля ратуют за большую продолжительность обучения на 1 ступени, в то время как представители технических вузов допускают ее значительное сокращение. Видимо, требуются различные модели альтернативного, многоступенчатого образования.

Анализ отношения к инновационным процессам в организации и управлении вузами, к проблемам вхождения в рыночные структуры свидетельствует, что в основном вузовские работники руководствуются групповыми интересами и нормами. Ухудшение материального положения, стабильности, ограничение прав вузовских коллективов активизирует дезинтеграционные процессы.

Тяжелое материальное положение вузов и их работников, трудности адаптации к рыночным отношениям преподаватели и научные сотрудники связывают с государственной политикой в сфере образования. Более половины опрошенных считают причиной вузовских проблем сложившееся в обществе отношение к высшей школе. В соответствии с этой позицией, определяя наиболее острые проблемы, которые необходимо решать, на второе место подавляющее большинство поставили необходимость повышения в обществе престижа высшего образования.

Разрушение социальной защищенности, устойчивости, уход в область групповых интересов ухудшает общую атмосферу в вузе, порождает настроение пессимизма и неверия. Можно наблюдать, как нарастает чувство незащищенности и даже отчаяния и в итоге - неверие в возможность коренных прогрессивных преобразований. Новации начинают восприниматься как субъективное порождение воли представителей административно-командной системы. Подобные настроения делают реформу нереальной. Отвечая на вопрос, какие настроения преобладают у Вас и Ваших коллег, подавляющее большинство назвали: неуверенность - 84%, тревога, обеспокоенность - 81%; апатия, разочарование - 65%; возмущение, протест - 72%. При этом для 1/3 были характерны крайние формы этих настроений.

Представляется, что совершенствование высшего образования немыслимо без преодоления подобной настроенности его работников, без изменения положения высшей школы в обществе, без демократизации жизни вузов, усиления их самостоятельности, укрепления вузовских коллективов.

Условием ускорения этих процессов является развитие коллективного сознания, связанного с принятием общей цели, общих задач повышения качества подготовки специалистов, формирования в вузе творческой личности на базе органического соединения учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности.

Большего внимания требуют в условиях перехода к рыночной экономике взаимоотношения вуза с потребителями его продукции.

Отказ от старых форм взаимоотношений (государственного распределения выпускников, их стажировки под руководством вуза) ослабил устойчивость вузов и разрушил систему социальной защиты выпускника. Поэтому важно не только изучать, как складываются новые формы, но и на базе этого изучения разработать социальную технологию создания новых механизмов. Видимо, в рамках вуза и страны в целом необходимо создать службу маркетинга и рекламы выпускников и разработать систему информационно-методической помощи выпускнику. Деятельность новых служб, опирающихся на специальные социально-маркетинговые и социологические исследования, поможет сбалансировать подготовку специалистов в соответствии с потребностями современного общества.

Дальнейшее совершенствование образования связано с укреплением взаимодействия всех звеньев системы образования (средней школы, послесреднего, высшего образования, повышения квалификации), что призвано обеспечить непрерывность образовательного процесса. Многообразие форм каждого из звеньев, углубление фундаментальности образования - перспективные линии развития образования.

Совершенствование школы связано с проникновением науки. Это выражается в разработке научно-обоснованных моделей выпускников, в современном научно-методическом обеспечении учебного процесса, постоянном научном анализе потребностей общества в специалистах. Внедрение науки, научных методов, форм деятельности требует сближения научных и учебных учреждений, изменения подготовки кадров преподавателей и т.д.

Общим условием успешной реформации школы является гуманизация и гуманитаризация образования, демократизация вузовской жизни и в целом жизни общества.

Контрольные вопросы

Какие возможны аспекты изучения образования как сложного многогранного явления?

Назовите признаки институционализации образования.

Почему возникла необходимость в кардинальном реформировании образования в XX веке?

Каковы основные функции образования?

Особенности функционирования образования как социального института в современном обществе.

Дайте характеристику противоречий в развитии и функционировании образования как социального института.

Качественное обновление общества в Украине и реформа образования.

Каковы пути дальнейшего совершенствования образования?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал