Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные теории и законы мировой торговли и экономикиСтр 1 из 5Следующая ⇒
ГЛОССАРИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ Абсолютное преимущество – преимущество в производстве определенных товаров и услуг, которым одна страна обладает по отношению ко всем или большинству других стран благодаря особенностям климата, образования, трудовых навыков населения и других особых факторов производства. Наличие у страны абсолютных преимуществ в определенных отраслях означает, что страна имеет возможность производить соответствующие товары или услуги с меньшими удельными издержками. Теория сформулирована шотландским экономистом Адамом Смитом. Жизненный цикл товара – период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная с момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка. Одно из фундаментальных понятий концепции современного маркетинга. Согласно маркетинговой концепции любой товар проходит жизненный цикл, то есть существует определённый период времени, когда он присутствует на рынке. В типичном жизненном цикле товара выделяют четыре фазы, четыре этапа: Выведение товара на рынок. Первое появление товара на рынке. Характерным является небольшой рост объёмов продаж и соответственно прибыль минимальна или её вообще нет. Рост. Период быстрого роста объёма продаж, если товар принят рынком и спрос на него растёт. Прибыль также возрастает по мере увеличения объёма продаж. Зрелость. Объемы продаж значительны, но дальнейшего роста продаж не наблюдается. Прибыль на данном этапе стабилизировалась, так как дополнительных затрат для вывода товара на рынок не требуется. Упадок, уход с рынка. Для данной фазы жизненного цикла товара характерно значительное снижение объёмов продаж вплоть до полного падения спроса на данный товар. Прибыль резко снижается до нуля. Закон Возвышения потребностей – выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей. Закон Госсена. (первый) – При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей. Закон О́ укена – эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВВП в США начала 1960-х годов, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВВП по сравнению с потенциальным (увеличивает разрыв ВВП) на 2, 5%. Закон Спроса и предложения – объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом. Закон Стоимости – экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Если затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается, что позволяет регулировать величину товарного производства. Закон Убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая – отрицательна. Иначе говоря, закон убывающей предельной полезности гласит, что функция полезности возрастает и выпукла вверх.Например, для голодного человека полезность первой тарелки супа выше, чем второй, второй — выше, чем третьей, и т. п. Благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью). Закон Экономии времени – отражение сути прогресса в сфере экономики. Эволюция экономики ведет к снижению затрат на создание товаров, росту производительности труда, увеличению свободного времени, которым располагает общество. Закон Энгеля – при постоянных ценах и демографических переменных (размер, состав семьи) увеличение дохода приводит к снижению доли потребительских расходов на предметы первой необходимости и росту доли расходов на предметы роскоши. Кейнсианство – макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 г. Рыночной экономике несвойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина – склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования. Концепция Больших циклов или длинных волн Н.Д. Кондратьева, 1920-е гг., суть: мировое хозяйство развивается с периодами подъемов и спадов интервалом в 50 лет. Периоды подъема экономики в мире связаны с массовым распространением новых технических достижений (первый цикл связан с распространением парового двигателя, второй – с массовым железнодорожным строительством, третий – с распространением двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, самолета, четвертый – с распространением атомной энергетики, электроники, телевидения, реактивного двигателя). Концепция «Полюсов и осей роста» Франсуа Перру, 1950-е гг., суть: крупное предприятие может стать центром экономического роста окружающего экономического района, провоцируя появление новых смежных производств, инфраструктуры, сферы обслуживания и способствуя общему экономическому «оздоровлению» в регионе за счет появления значительного числа новых рабочих мест. Маржинализм (от лат. margo – край) – направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме так называемой «маржинальной революции». Основателями данного направления считаются учёные К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения. Изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает всё более медленно. Иначе говоря, закон убывающей предельной полезности гласит, что функция полезности возрастает и выпукла вверх. Например, для голодного человека полезность первой тарелки супа выше, чем второй, второй – выше, чем третьей, и т. п. Марксистская экономическая теория. В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредотачивается в руках немногих собственников. Стоимость произведённого рабочей силой продукта выше стоимости ее труда (зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идёт в карман капиталисту, часть вкладывается в новые средства производства, для получения в будущем ещё большей прибавочной стоимости. Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений. Ликвидация частной собственности на средства производства с целью и посредством замены её на общественную (которую некоторые, но не все, направления отождествляют с государственной, опираясь на определение государства как организованного общества). Ликвидация эксплуатации человека человеком и присвоения результатов чужого труда (прибавочной стоимости) узкой группой лиц. Справедливое распределение произведённого продукта и результатов труда между всеми членами общества. Меркантилизм (итал. il mercante, торговец от лат. mercanti, торговать) − система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XV-XVII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма – установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д. Термин ввёл в научный оборот французский экономист Антуан Монкретьен. Монетаризм – макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е гг. как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 г. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером. Неокейнсианство – школа макроэкономической мысли, сложившаяся в послевоенный период на основе трудов Джона Мейнарда Кейнса. Группа экономистов (особенно большой вклад внесли Франко Модильяни, Джон Хикс и Пол Самуэльсон) сделала попытку интерпретировать и формализовать учение Кейнса и синтезировать его с неоклассическими моделями экономики. Расцвет неокейнсианства пришёлся на 1950-1970-е годы. Парадокс Адама Смита. Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита). Автором формулировки парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды? Классическая политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо,) объясняет это противоречие тем, что цена массовых товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя. Средние затраты на добывание стакана воды сопоставимы со средними затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены (см. Трудовая теория стоимости). Парадокс бережливости формулируется следующим образом: «Чем больше мы откладываем на черный день, тем быстрее он наступит». Если во время экономического спада все начнут экономить, то совокупный спрос уменьшится, что повлечет за собой уменьшение зарплат и, как следствие, уменьшение сбережений. То есть можно утверждать, что когда все экономят, то это неизбежно должно привести к уменьшению совокупного спроса и замедлению экономического роста. Сбережения выгодны для каждого человека по отдельности, но вредны для населения и экономики в целом. Кейнс видел выход из рецессии через активное вмешательство государства в экономику (политика государственного регулирования). Кейнс и его последователи предлагали использовать для стабилизации экономики в первую очередь увеличение государственных расходов, поскольку это позволяет напрямую, а, следовательно, в максимальной степени влиять на совокупный спрос и с мультипликативным эффектом на совокупный выпуск и доход. Парадоксы закона спроса – закон спроса гласит, что «чем ниже цена – тем больше величина спроса, а чем выше цена – тем меньше величина спроса». Парадокс возможен если повышение цены сопровождается ростом спроса, что бывает в условиях галопирующей инфляции. Объясняется парадокс тем, что большие затраты сегодня, даже по возрастающей цене, обернутся очевидной выгодой завтра – экономией на непокупке по еще большей цене. Другой парадокс, снижение цены может вызвать не увеличение спроса, как того, казалось требует закон спроса, а напротив, - стимулировать его падение. Объяснение очевидно, глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. Третий парадокс – устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие товары, устойчивый спрос, надежда выгадать на завтрашних ценах на эти товары. Проклятие ресурсов или парадокс изобилия – явление в экономике, связанное с тем, что страны, обладающие значительными природными ресурсами, являются, как часто считается, менее экономически развитыми, нежели страны с небольшими их запасами или с запасами, которые отсутствуют вовсе. Также известно как парадокс изобилия (англ. paradox of plenty). Основными возможными причинами этого могут являться: снижение конкурентоспособности других секторов экономики, вызванное увеличением реального обменного курса, связанным с притоком в страну доходов от ресурсов; высокая изменчивость доходов от продажи ресурсов на мировом рынке; ошибки в государственном регулировании или развитие коррупции, связанные с притоком «лёгких» денег в экономику; отсутствие настоящей мотивации и реальной необходимости развития реального производственного сектора, так как сырьевые доходы позволяют относительно неплохо жить и при текущем государственном строе (застой и стагнация). Сравнительное преимущество – по Д. Рикардо – концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительным опытом и квалификацией. Концепция сравнительных преимуществ (она же – теория сравнительных преимуществ) служит теоретическим обоснованием международного разделения труда. Теория Государственно-монополистический капитализм — «форма монополистического капитализма, для которой характерно соединение силы капиталистических монополий с силой государства». Признаки ГМК: концентрация производства и капитала с появлением гигантских предприятий – монополий; слияние крупного банковского капитала с промышленным с появлением финансового капитала и финансовой олигархии; вывоз капитала; появление транснациональных монополий, корпораций (ТНК); территориальный и экономический раздел мира, осуществляемый государствами в пользу монополий; слияние руководства государства и монополий; присвоение монопольно высоких прибылей. Теория Периферийного капитализма – аргентинца Руаля Пребишаимитационная форма капитализма, характерная для стран «Третьего мира» (стран «периферии» в мир-системной теории). Основные черты: Экспортный (аграрно-сырьевой, компрадорский) и зависимый характер экономики (банановая республика, проклятие ресурсов); Специализация, недиверсифицированность (монокультурность) экономики в условиях мирового разделения труда, причем страны Третьего мира занимают в этом разделении труда заведомо невыгодное положение («Бедный Юг»); Олигархическая система правления, коррупция гос.учреждений (Кумовской капитализм, Клептократия, Мафиозное государство); Неразвитый внутренний рынок в условиях нищеты подавляющей части населения. Рынок превращается в сферу отношений не всех, а лишь привилегированных слоев населения и насыщается за счет импорта. Яркими следствиями такого состояния являются утечка мозгов, трудовая миграция и Бегство капитала, что в переделе приводит к исчерпанию ресурсов; Депопуляция (в некоторых странах); Политическая нестабильность, рост социальной напряженности; деиндустриализация (в ряде стран). Теория Регулируемого капитализма с 1930-х гг., главная идея в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Рыночная экономика не может себя «вылечить» от таких болезней как безработица, инфляция, низкие темпы роста, циклические кризисы. Экономика нуждается в государственном регулировании. Теория разрабатывалась Джоном Мейнардом Кейнсом, рекомендации которого широко использовались в США, Европе. Теория Экономического империализма - (economic imperialism) господство метрополий в экономике колоний или иностранных и многонациональных компаний в экономике политически независимых стран. Есть все основания утверждать, что для небольших и слаборазвитых стран торговля, а зачастую и добывающая промышленность которых контролируются крупными, обладающими большим опытом монополистическими фирмами индустриальных стран мира, подлинная независимость фактически невозможна. После того, как последние сформулировали правила, регулирующие международную торговлю и международные потоки инвестиций, слаборазвитые страны попали в еще большую зависимость (основоположники: Гобсон, Гильфердинг, Ленин). Теория Эффективного спроса Кейнса. Эффективный спрос – совокупный платежеспособный спрос, определяющий объем занятости. Главные составляющие спроса – потребление и инвестиции. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, задача государства стимулировать перевод сбережений (отложенный спрос) в инвестиции. Инвестиции должны быть равны сбережениям, что возможно при низком проценте на кредиты, что стимулирует предпринимателей брать больше кредитов и вкладывать в производство, снижая безработицу. Стимулом для инвестиций могут быть бюджетные государственные проекты (строительство дорог, мостов, предприятий и др.). Трудовая теория стоимости – экономическая теория, в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы обеспечить равенство затрат труда (количества рабочего времени), общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях. Эти пропорции обмена обуславливают стоимость товаров. Логичным следствием трудовой теории стоимости является признание труда единственным источником богатства. Факторы конкурентноспособности (по М. Портеру) – по происхождению подразделяются на основные (природные) факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Они «достаются» стране даром или задействование их требует небольших вложений. Эти факторы играют значительную роль в ненаукоемком производстве: добывающей промышленности, строительстве гражданских объектов (школ, жилья и т.п.), отраслях, связанных с сельским хозяйством. Развитые факторы или искусственные делятся на общие и специализированные. Большее значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия имеют развитые факторы как факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие создания развитых факторов – использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий. Другой критерий по классификации факторов – степень специализации. Общие факторы – это факторы, действующие в широком спектре отраслей: сеть автомобильных и железных дорог, персонал с высшим образованием. Специализированные факторы – это факторы, применяемые в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной. К ним относятся, например, персонал с узкой специализацией (кадры модельеров Франции), хорошо развитая сеть НИИ в области оптики (Германия), инфраструктура специфического типа (например, порт, специализирующийся на навалочных химических грузах, целевая подготовка инженеров для космической отрасли в бывшем СССР). Физиократов школа. Физиократия (фр. «господство природы») – французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ. Название «физиократия» дано Дюпон де Немуром ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал. Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику, означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании.. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, то есть, рыночными силами. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции. Эффект Веблена – демонстративное потребление, которое возникает при потреблении благ, недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой. Такое потребление подчёркивает социальную значимость (статусность) того, кто может себе это позволить. Назван по имени экономиста Торстейна Бунде Веблена. При таком эффекте наблюдается прямая зависимость: повышение цены на товар приводит к повышению уровня его потребления. Аналогичное повышение спроса при росте цены для недорогих повседневных товаров называют эффектом Гиффена. Эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Эффект мультипликатора – сущность эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывает цепную реакцию в виде роста дохода и занятости. Пример: инвестиции на строительство моста в 1000 долл. – снизиться безработица, рабочие получат зарплату породив спрос на жилье, одежду, еде и прочее, спрос на металл, на строительную технику на кредиты приведет к росту национального дохода больше чем на 1000 долл. ффект мультипликатора государство может использовать, например при строительстве дорог, ГЭС, заводов и прочих объектов.
|