Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировая торговля, методы её регулирования
Внешнеторговая квота – отношение величины внешнеторгового оборота к объему ВВП. В настоящее время к числу стран с высокой открытостью относят те страны у которых в.к. более 45%, а с низкой открытостью страны с в.к. менее 27% (в 2004 г. у Канады – 73%, Германии – 71%). Внешнеторговый оборот (foreign trade turnover) – обобщающий показатель развития внешней торговли, суммарный объем экспорта и импорта. Всемирная торговая организация, ВТО – многосторонняя межгосударственная организация, функционирующая с 1 января 1995 года. Она возникла как преемник Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). На 2 марта 2013 г. в ВТО состояло 159 стран 30 государств, включая Россию. Штаб-квартира ВТО расположена в городе Женева, Швейцария. В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами. Демпинг (dumping с англ. «сброс») – продажа товара по искусственно заниженным ценам или экспорт товаров по ценам ниже уровня внутренних цен на эти товары в стране экспорта или ниже сопоставимых цен на аналогичные товары, экспортируемые третьей страной, находящейся в аналогичных условиях с первой экспортирующей страной. Правила ВТО не запрещают демпинг, но разрешают, в случае если демпинг причиняет ущерб отрасли производства в импортирующей стране, использовать антидемпинговые меры, нейтрализующие демпинговый экспорт. Дистрибуция (лат. distributio) – организация сбыта товара, распределение товара по сети сбыта. Дистрибу́ ция – это комплекс взаимосвязанных функций, которые реализуются в процессе распределения материального потока между различными покупателями. Таким образом, распределительная логистика, или физическое распределение – это деятельность, связанная с получением продукции, её сохранением к моменту получения заказа и следующая доставка к клиенту. Импорт (importing) – ввоз товаров, произведенных за рубежом. Импортозамещение представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция). Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала. Международное разделение труда (МРТ): специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими. Мировая цена – денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке. Мировая цена служит для определения цен международных контрактов, по которым заключается большинство торговых сделок в мире. На биржевые товары мировые цены формируются на ведущих мировых товарных биржах. На машины и оборудование мировые цены формируют крупнейшие производители того или иного вида машин и оборудования из Европы, Соединённых Штатов Америки, Японии и других развитых стран. Для получения информации о мировых ценах экспортёры и импортёры используют справочные цены (официальные цены поставщиков), аукционные, биржевые, цены торгов, предложений и фактических сделок. Мировой рынок – составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда. В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран. Рынок базовых товаров и рынок готовых изделий – это разные этажи мирового рынка. I. Верхний «этаж» мирового рынка включает: 1-й ярус – низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности); 2-й ярус – среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки); 3-й ярус – высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы). II. Средний «этаж» - это рынок средне- и низкотехнологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны. III. Нижний «этаж» – это рынок ресурсо- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства. Национальный рынок – это такой внутренний рынок, часть которого ориентирована на иностранных продавцов и покупателей. Он возникает как результат ориентации части внутреннего рынка одной страны на иностранцев. Протекционизм (protectionism с лат. protectio − «защита») – это направление торговой политики. Цель протекционизма как политики государства – защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции и их поддержка на внешнем рынке. В более широком плане – защита национальной экономики и содействие ее экономическому развитию. Протекционизм – политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ – косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории в момент пересечения таможенной границы государства или это пошлины, обозначенные в таможенном тарифе, которыми облагаются товары при ввозе или вывозе с таможенной территории. По целям взимания пошлины подразделяются на: фискальные, основной целью которых является увеличение финансовых поступлений в бюджет; протекционистские, преследующие в основном торгово-политические цели по защите национального товаропроизводителя; балансировочные, которые относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. По объекту обложения пошлины можно подразделить на: ввозные или импортные, которые взимаются с импортируемых товаров или при выпуске товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны. Это наиболее распространенный вид пошлин. Он возник раньше всех других и на него приходится центр тяжести в современной торговой политике; вывозные или экспортные пошлины, взимаемые с товаров при вывозе их за границу. Их торгово-политическая роль состоит в сокращении экспорта определенных товаров или в искусственном повышении их цены. Этот вид пошлин часто используется в фискальных целях, а также для выравнивания низкой внутренней цены и высокой – на внешнем рынке. Транзитные пошлины взимаются за провоз товара по территории данной страны. Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном, в фискальных целях. По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на: специфические, представляющие собой определенную сумму, взимаемую с установленной единицы веса, объема или количества товара. Иными словами, величина пошлины зависит не от цены, а от количества ввозимого или вывозимого товара; адвалорные, или пошлины, устанавливаемые в виде определенного процента с цены товара. Ее величина прямо пропорциональна цене. Основное место в современных таможенных тарифах занимают адвалорные пошлины; смешанные или комбинированные таможенные пошлины представляют собой комбинацию специфических и адвалорных ставок. В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на следующие основные группы: максимальные (генеральные или общие), которые устанавливаются для всех стран; минимальные, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле данной страной режимом наибольшего благоприятствования; преференциальные – особо льготные ставки пошлин, предоставляемые отдельным странам или группам стран как правило, развивающимся. Существует также группа так называемых специальных пошлин. Антидемпинговые пошлины – это особо высокие пошлины, взимаемые сверх обычных при обнаружении факта демпинга, для борьбы с которым они используются, карательные пошлины – особо высокие пошлины (в 3-5 раз превышающие генеральные), применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминации, недружественные акты и т. п. Компенсационные пошлины – пошлины, взимаемые с целью нейтрализации субсидий, предоставляемых экспортеру с целью повышения его конкурентоспособности на рынке. По характеру происхождения пошлины бывают: автономные, т. е. устанавливаемые постановлением государственной власти данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних актов (договоров). Величина этой пошлины может быть изменена в соответствии с интересами государства без согласования со странами-партнерами. Этот вид пошлин достигает обычно значительных размеров, что используется в ходе дву- и многосторонних переговоров для получения уступок в обмен на снижение ставок автономных пошлин. В результате возникают конвенционные, или договорные пошлины. Конвенционные (договорные) пошлины – это ставки пошлин, устанавливаемые в процессе переговоров. Они не могут быть повышены государственной властью в одностороннем порядке. Сезонные пошлины разрешают ввоз из-за рубежа сельскохозяйственных товаров до момента созревания на данной территории урожая. По типам ставок: постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками; переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы – довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Тариф (tariff от имени Джебр-аль-Тарика в 711 г. захвативший Гибралтар и бравший 1/10 стоимости товара за проход кораблей) – одно из наименований налогов и иных платежей, собираемых при импорте (экспорте) и служащих инструментом национальной экономической политики, а также источником пополнения государственного бюджета. Фритредерство – (с англ. free trade «свободная торговля»), манчестерство (по названию школы) − направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии. Экспорт (с лат. exportо буквально ex – выход и port – порт, т. е. «вывоз из порта») – продажа товаров и услуг, произведенных резидентными организациями (лицами) одной страны в другие страны.
|