Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика: разное






Автаркия (с греч. самоудовлетворение) – экономическая политика, направленная на обособление страны от экономик других стран. В качестве основных средств такой политики используются, в частности, протекционистские меры..

Акциз (с лат. accidere «устанавливать», «налагать») платежь взимающийся с производства крепких спиртных напитков, табака, бензина. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904 г.) 47, 5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на продукцию стоимости функционирующего основного капитала и включаются в издержки производства (для таксиста амортизация – это отчисления для покупки нового автомобиля, для фермера – на трактор, для пекаря – на плиту, печь, духовку).

Антиглобализм (antiblobalism) – национальное и международное политическое движение против негативных социально-экономических последствий тотальной глобализации.

Антимонопольное законодательство – это правовые нормы, направленные на предотвращение злоупотребления доминирующим положением на внутреннем рынке. Первые антимонопольные законы появились в США более 100 лет тому назад. В настоящее время антимонопольное законодательство является частью правовой системы многих стран.

Аренда (лат. arrendare – отдавать внаём) – форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату. Например, в сельском хозяйстве и добывающих отраслях оплачивается временное пользование землёй или недрами. Включает земельную ренту, амортизацию процента за пользование материальными активами. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Аудит – специфическая форма финансового контроля за деятельностью предприятий, фирм, организаций в форме независимых ревизий бухгалтерской отчетности.

Аукцион (auction с лат. «увеличивать») – форма продажи отдельных видов продукции через публичный торг, проводимый в заранее обусловленном месте и в установленное время. При этом потенциальные покупатели имеют право предварительного ознакомления с товаром. Товар на А. реализуется единичными образцами или партиями – лотами, и покупателем становится участник А., предложивший самую высокую цену.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing: использование внешнего источника – ресурса) – передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). «Форд» до 2/3 комплектующих заказывает на стороне.

Базар (от перс. – бозор, «рынок») – общеупотребительное название торгового места, где присутствует множество продавцов и покупателей, чаще всего под открытым небом.

Баррель (с англ. «бочонок») мера вместимости равная 159 литров, используется для измерения объемов нефти.

Бартер – (с англ. «товарообмен») натуральный обмен одного или нескольких товаров на эквивалентное по стоимости количество другого (других) товара (товаров) без использования при этом денежно-валютных средств. Бартерные операции практикуются в основном в тех случаях, когда партнеры по сделке испыты­вают недостаток свободных валютных средств.

БЕЗРАБОТИЦА – наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Выделяют следующие виды безработицы:

Вынужденная (безработица ожидания) – возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

циклическая – вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

сезонная – зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

технологическая – безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Добровольная – связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения. В экономике также существует понятие «капкан безработицы», когда доходы человека, вне зависимости от того, трудится он или нет, разнятся незначительно (вследствие лишения прав, при поступлении на работу, на соотв. компенсации, доп. выплаты, начала выплат значительных взносов страхования и тп.), что снижает интерес человека к началу трудовой деятельности.

Структурная – обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

Институциональная – безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Неустойчивая – вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Фрикционная – во время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

Маргинальная – безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, инвалидов) и социальных низов.

Молодёжная безработица – среди группы лиц 18-25 лет.

Зарегистрированная – незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

Скрытая: формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется. Наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.

БЕЗРАБОТНЫЕ – согласно стандартам МОТ это лица в трудоспособном возрасте, которые одновременно, во-первых, не имеют работы (доходного занятия); во-вторых, занимаются ее поиском (обращались в государственную или коммерческую службу занятости, помещали объявле­ния в печати, использовали личные связи и т. д.); в-третьих, готовы приступить к работе в течение недели. В большинстве стран учащиеся, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Бизнес (англ. business - «дело», «предприятие») или промысел – деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы.

Биржа (нидерл. Beurs по имени голландского купца ванн дер Бурсе в гостинице которого шла торговля векселями (с нем. обмен расписками безналичного расчета) или с лат. «кошелек») – юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка биржевых товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Торговля ведётся стандартными контрактами или партиями (лотами), размер которых регламентируют нормативные документы биржи. Раньше биржей называли место или здание, где собираются в определённые часы торговые люди и посредники, биржевые маклеры для заключения сделок с ценными бумагами или товарами.

Благо – все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага (товары, услуги, недвижимость).

Брокер (broker) – фирма или отдельный предприниматель, осуществляющий сбыт продукции на основе комиссионного вознаграждения.

Брэнд (brand) – имя, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, предназначенная для того, чтобы идентифицировать товары или услуги конкретного продавца. Бренд (англ. brand – товарный знак, торговая марка, клеймо, то есть марка товара) – термин в маркетинге, символизирующий новый инновационный продукт или услугу; популярная, легко узнаваемая и юридически защищённая символика какого-либо производителя или продукта.

Богатство – все что люди оценивают как благо, то что имеет цену и добывается трудом.

Буржуазия – (с фран. «горожанин») класс собственников средств производства и работодателей, присваивающий прибыль (прибавочную стоимость).

Буферные запасы – запасы сырьевых и продовольственных товаров, используемых для стабилизации цен.

Бюджет (с англ. «сума и её содержимое»). В Англии в XVI-XVII вв. перед принятием сметы расходов казначей в парламенте доставал проект из сумы, а в 1689 г. так стал называться документ о доходах и расходах государства.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Валовой внутренний продукт, ВВП (gross domestic product, GDP) - конечная стоимость товаров и услуг, созданная внутренними факторами, независимо от того, кто ими владеет. Чаще всего используют два метода расчета ВВП: а) путем суммирования всех доходов в экономике: заработной платы, процентов на капитал, прибыли и ренты; б) путем суммирования всех расходов: потребления, инвестиций, государственных закупок товаров и услуг, а также чистого экспорта. Теоретически результаты в обоих случаях должны совпадать, поскольку расходы одного участника экономических отношений всегда являются доходами для другого. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом.

Валовой национальный продукт, ВНП (gross national product, GNP) - конечная стоимость товаров и услуг, созданных резидентами данной страны. В современной Системе национальных счетов этот показатель рекомендуется называть Валовым национальным доходом (gross national income, GNI).

Геоэкономика (англ. geoeconomics) – новая геополитика (геополитическая экономика) с позиций экономической мощи государства, обеспечивающая достижение внешнеполитических целей, мирового или регионального могущества экономическим путем.

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики – геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Термин появился в 1983 г., когда американский экономист Т. Левита использовал понятие «глобализация» для описания слияния рынков.

Государственные финансы – («финансы» на латыни «платеж», «доход») совокупность денежных ресурсов мобилизуемых для содержания государства.

Государство всеобщего благосостояния – концепция правительства, при которой государство играет ключевую роль в защите и поощрении экономического и социального благополучия её граждан. Она основана на принципах равенства возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия хорошей жизни.

Дебет (с лат. «он должен») счет поступлений и долгов в приходно-расходной книге, противоположность кредита. Дебитор – должник.

Детерминанты спроса – факторы, помимо цены, влияющие на спрос. К детерминантам спроса относят: уровень личных располагаемых доходов потребителей; инфляционные либо дефляционные ценовые ожидания; изменения цен на сопряженные товары; социально-экономические факторы: размер рынка, реклама, вкусы и предпочтения, сезонность, изменения в законодательстве, катаклизмы и т.п.

Децильный коэффициент – показатель неравенства в распределении доходов и богатства. Расчитывается как соотношение доходов 10% с наибольшими доходами и 10% населения с наименьшими.

Дефолт ( с англ. «прекращение платежей») невыполнение денежных обязательств.

Деноминация -(с лат. «переименование») – укрупнение денежной единицы страны без переименования.

Дефицит – (с лат. «недостает») – отсутствие товара в продаже, обусловленное превышением платежеспособного спроса над товарным предложением.

Диверсификация (новолат. diversificatio – изменение, разнообразие) – расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства. Простым объяснением этого термина может являться известная пословица «Не клади все яйца в одну корзину».

Дилер (распространитель, продавец) – это физическое или юридическое лицо, которое закупает оптом продукцию компании, а продаёт её в розницу или мелким оптом (например, автомобильный дилер).

Диспаритет – неравенство, нарушение принципа эквивалентности, равной выгоды в финансовых, экономических взаимоотношениях: валютный диспаритет, ценовой.

Дистрибьютор (англ. distributor – распространитель) – фирма, осуществляющая оптовую закупку, или индивидуальный предприниматель, осуществляющий мелкооптовую или крупнооптовую закупку определённых товаров у крупных промышленных фирм-производителей с целью последующего сбыта этих товаров ритейлерам или дилерам на региональных рынках. Может осуществлять свою деятельность как от своего, так и не от своего имени, но за свой счёт.

Диффузии инноваций (diffusion of innovation) – международный маркетинговый процесс распространения и вытеснения новым товаром старого или распространения новой технологии и вытеснения ею старой.

Добавленная стоимость – это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.). Стоимость продукта = материалы + энергозатраты + труд + амортизация + рента + проценты + прибыль + косвенные налоги. Добавленная стоимость = труд (с начислениями налогов и обязательных платежей) + амортизация + рента + проценты + прибыль.

Домашние хозяйства – все физические лица, которые действуют в экономике, продают свою рабочую силу, производят и потребляют рыночные товары и услуги. Домашние хозяйства – институциональная единица реального сектора.

Дотация (от лат. dotatio – дар, пожертвование): В российском законодательстве – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Доход на душу населения – показатель экономического благосостояния страны, измеряющий среднестатистический доход, получаемый отдельно взятым лицом в стране за год. Вычисляется из национального дохода, поделенного на численность населения.

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Заработная плата – представляет собой доход в денежной форме, получаемой наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги. При сдельной форме оплаты труда работник получает вознаграждение за количество выпускаемой продукции. При повременной форме оплаты труда работник получает вознаграждение за количество отработанного времени.

Издержки, затраты – размер ресурсов (для упрощения измеренных в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной промежуток. Или простым языком: затраты – это стоимостная оценка ресурсов.

Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Империализм (от лат. imperium – власть, господство) – государственная политика, направленная на поддержку неравноправных отношений. Во внешней политике это проявляется в завоевании территорий, формировании колоний, политическом или экономическом контроле над другими странами. Во внутренней политике заметную роль играют промышленно-финансовые монополии (монополистический капитализм). Стадия «империализма» рассматривалась Дж. Гобсоном, В. И. Лениным и другими применительно к капитализму при сложившемся господстве монополий и финансового капитала, когда происходит экономический раздел мира на сферы интересов международных (транснациональных) корпораций (трестов) и на этой основе разворачивается борьба между ними, в которую вовлекаются и государства. В XXI веке содержание империализма во многом перекрывается и развивается в понятии глобализма – фазы, на которой борьба за сферы влияния в мире протекает в условиях, близких к однополярному миру.

Индексация – увеличение выплат на основе расчета индексов, метод поддержания реальной величины денежных обязательств и различных доходов в условиях инфляции (индексируют зарплаты, пенсии, пособия).

Индивидуальный спрос – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Интеграция (от лат. integratio - «соединение») – процесс объединения частей в целое. Экономическая интеграция – процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики.

Интернационализация экономики (internationalization of economy) -формирование устойчивых международных связей в производственно-экономической сфере на основе международного разделения труда.

Инфраструктура экономики (лат. infra – ниже, под + structura – строение, расположение) – совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору. К инфраструктуре экономики относятся сооружения транспорта и связи, складское хозяйство, энерго- и водоснабжение и т. п. Круг отраслей, относимых к инфраструктуре экономики, определяется по-разному в разных странах. Их общее назначение – упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями. Некоторые авторы к инфраструктуре экономики относят также науку, здравоохранение, систему образования, называя их непроизводственной (социальной) инфраструктурой экономики.

Ипотека – (с греч. «залог») – залог товаров, недвижимости с целью получения ссуды, при этом сам объект залога остается в руках должника.

Капитал (от лат. capitalis – «главный», доминирующий, основной) – самовозрастающая стоимость, совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями. Собственный капитал – это разница между стоимостью активов компании и суммой её обязательств. Обычно эта величина формируются за счёт уставного капитала (взноса владельцев компании), добавочного капитала (переоценка имущества, эмиссионный доход), нераспределённой прибыли и резервов (формирующихся из прибыли). Физический капитал – это инвестиционные товары, используемые для производства других товаров (машины, оборудование и пр.). Постоянный капитал – часть капитала, которая используется для покупки средств производства – оборудования, сырья, материалов, но без рабочей силы (без зарплаты). Основной капитал – это часть производительного капитала, который полностью и многократно принимает участие в производстве товара, переносит свою стоимость на новый продукт по частям, в течение ряда периодов. Оборотный капитал – это капитал, инвестируемый в текущую деятельность на период каждого операционного цикла. Часто это трактуется как текущие активы, оборотные средства. Оборотный капитал участвует только в одном производственном цикле и полностью переносит свою стоимость на продукцию, в то время как основной капитал неоднократно участвует в процессе производства и переносит свою стоимость на продукцию по частям. Переменный капитал – часть капитала, которая используется для покупки рабочей силы («чистая» зарплата, получаемая на руки, без налогов). Это одно из основных понятий марксистской политической экономии. В современном бухгалтерском учёте термин переменный капитал не используется.

Капитализм – экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Квота – (с лат. «часть») доля, установление пределов и количественных ограничений, например «импортная квота».

Кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом (пример «соевый» кластер в Амурской обл.).

Коллективные (общественные) товары – товары и услуги, которыми пользуется все общество (оборона, управление, образование, здравоохранение, правопорядок) оплачиваются из бюджета государством.

Коммерсант – (от лат. соm «совместность» и merc «товар») – предприниматель, торговец.

Коммерция – (с лат. товарообмен) предпринимательская деятельность связанная с реализацией товаров. то же, что и бизнес.

Комплементарные блага (комплементы) – это несколько товаров, которые дополняют друг друга и потребляются одновременно. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло.

Конечный продукт – это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи или переработки. Величина номинального ВНП равна стоимости конечного продукта.

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

Консалтинг – консультирование, консультационная услуга фирмы.

Консорциум – (от лат. «соучастие») – временное добровольное объединение хозяйственно независимых фирм, создаваемое для совместной реализации проекта.

Концерн (англ. – «предприятие») – финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности, что и отличает её от других форм объединений. Например, концерн Mitsubishi включает в себя предприятия автомобильной, электронной, судостроительной и прочих отраслей промышленности. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов. Термин «концерн» заимствован из немецкого языка (куда пришёл из английского, а начало берёт от латинского «concernere» − смешивать)

Концессия – соглашение по которому государство предоставляет предпринимателю (в том числе иностранному) право коммерческой эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов.

Конъюнктура рыночная – (от лат. «связываю, соединяю») – сложившееся на определенный момент времени состояние спроса и предложения, ситуация на рынке.

Корпорация – (с лат. «объединение») – объединение предприятий, акционерное общество, синоним: компания.

котировка – (от фран. «нумеровать, метить») – определение и публикация цен, установление курсов ценных бумаг, иностранных валют.

Коэффициент Джини – статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения. Иногда используется процентное представление этого коэффициента, называемое индексом Джини. В России в 2008 г. коэффициент равен 0, 40, в Швеции 0, 25, Бразилии 0, 51, Боливии 0, 61 (в этих же странах соотношение 10% самых богатых к 10% самых бедных имеет в России 1 к 13, в Швеции 1 к 6, в Бразилии 1 к 51, в Боливии 1 к 168.

Кризис перепроизводства – разновидность экономических кризисов, является одной из фаз экономического цикла. Отличается резким падением цен вследствие наступившего перепроизводства товаров и услуг. Характерен для капиталистической экономики, порождён явлением расширенного воспроизводства.

Либерализация («либеральный» происходит от лат. liber («свободный»).) – снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений.

Лизинг (англ. leasing от англ. to lease – сдать в аренду) – вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами. По сути, лизинг – это долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа. Законодательство разных стран по-разному рассматривает налоговые последствия лизинга.

Ликвидность (от лат. liquidus – жидкий, перетекающий) – экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный – обращаемый в деньги. Обычно различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные ценности (активы). Чем легче и быстрее можно обменять актив с учётом его полной стоимости, тем более ликвидным он является. Для товара ликвидность будет соответствовать скорости его реализации по номинальной цене, без дополнительных скидок. Например, активы предприятия, отражаемые в бухгалтерском балансе, имеют разную ликвидность (по убыванию): денежные средства на счетах и в кассах предприятия, банковские векселя, государственные ценные бумаги, текущая дебиторская задолженность, займы выданные, корпоративные ценные бумаги (акции предприятий, котирующихся на бирже, векселя), запасы товаров и сырья на складах, машины и оборудование, здания и сооружения, незавершённое строительство.

Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензия – (от лат. «свобода», «право, разрешение») – разрешение, выдаваемое государственными органами, на осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности.

Логистика – наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего).

Маклер – работник биржи, посредник при заключении сделок, в настоящее время чаще используется термин «брокер», «дилер».

Макроэкономика (от др.-греч. μ α κ ρ ό ς – длинный, большой, ο ἶ κ ο ς – дом и Nό μ ο ς – закон) – наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс.

Маржа – термин в торговой, биржевой, страховой и банковской практике для обозначения разницы между ценами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками, другими показателями. Маржа – разница между процентом, под который банк выдает кредит заемщику, и процентом, под который банк принимает депозиты.

Маркетинг (от англ. marketing – продажа, торговля на рынке) – это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.

Мегаэкономика (или метаэкономика) – экономика сверхбольших объектов: нескольких стран, а то и всего мира.

Международные экономические отношения (МЭО) – экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения.

Мезоэкономика – это экономика средних объектов: городов, областей, краев, земель, штатов, экономика отдельных отраслей.

Менеджмент (от англ. management) – это система управления определенным объектом, включающая совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Выработка управленческих решений основана на сборе, передаче и обработке необходимой информации. По институциональным сферам ориентирован на: бизнес, государственные социально-экономические системы и некоммерческие негосударственные институциональные организации.

Мерчандайзинг (от англ. merchandising) – часть процесса маркетинга, определяющая методику продажи товара в магазине. Мерчандайзинг призван определять набор продаваемых в розничном магазине товаров, способы выкладки товаров, снабжение их рекламными материалами, цены. Понятие мерчандайзинга неприменимо к продажам вообще (услуг, оптовым продажам, розничным продажам через интернет-магазин). Мерчандайзинг – вид деятельности, направленный на продвижение товаров и торговых марок на региональном рынке.

Микроэкономика (др.-греч. μ ι κ ρ ό ς – маленький; ο ἶ κ ο ς – дом; ν ό μ ο ς – закон) – наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне – как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов; каким образом фирмы планируют численность рабочих; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать. Предметом микроэкономики являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов, − принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику и за который работник может законно продать свой труд. С 1 января 2014 года МРОТ в России составляет 5554 рубля. С 1 июня 2015 г. МРОТ в Москве установлен в размере 16 500 рублей.

Мировая экономика (интерэкономика) – многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями. Мировая экономика возникла благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой как разделение производства (то есть международную специализацию), так и его объединение – кооперацию.

Мировой кризис 1929-1933 гг. великая депрессия самый масштабный экономический кризис в истории. Совокупный объем промышленного производства в США и Европе сократился на 46%, реальные доходы населения в среднем уменьшились на 58%.

Многонациональная корпорация (multinational corporation) – компания, в капитале и управлении которой принимают участие представители разных стран.

Мобилизационная экономика – это экономика, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны как целостной системы.

Монополия (от греч. μ ο ν ο – один и π ω λ έ ω – продаю) – структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Моральная экономика – впервые ввёл в употребление советский экономист Чаянов и его коллеги. Они в двадцатые годы XX века доказали, что семейно-трудовое хозяйство, характерное для России, было нацелено не на получение прибыли, а на доставление средств существования его членам. В дальнейшем этот термин применил английский историк Томпсон. По его представлению моральная экономика включала в себя народные представления о том, что законно и что незаконно. Являлось представлением о традиционных социальных нормах, о хозяйственных функциях, долге и особых обязанностях некоторых членов общества. Сумму этих представлений Томпсон называет «моральной экономикой бедноты».

Налоги – обязательные государственные сборы. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги бывают официальными и скрытыми. Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие. Подоходные налоги сами делятся на три типа: Прогрессивные налоги – налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. Регрессивные налоги – налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается. Пропорциональные налоги – налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых – относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка в 2012 году составила 35 %, что соответствует среднему уровню по ОЭСР (выше, чем в США – 28, но ниже чем в Германии – 36%.

Народное хозяйство – исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда. В последней официально утверждённой классификации, выделялись следующие отрасли народного хозяйства:

Промышленность; Сельское хозяйство; Лесное хозяйство; Рыбное хозяйство; Транспорт и связь; Строительство; Торговля и общественное питание; Материально-техническое снабжение и сбыт; Заготовки; Информационно-вычислительное обслуживание; Операции с недвижимым имуществом; Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; Геология и разведка недр; Прочие виды деятельности сферы материального производства; Жилищно-коммунальное хозяйство; Непроизводственные виды бытового обслуживания населения; Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; Народное образование; Культура и искусство; Наука и научное обслуживание; Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; Управление; Общественные объединения; Экстерриториальные организации и органы.

Натуральное хозяйство – самодостаточный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке. Главными чертами натурального хозяйства являются незначительность его участия в межрегиональном разделении труда, вплоть до экономической изолированности от внешнего мира (автаркия) при самообеспеченности средствами производства и рабочей силой, позволяющей удовлетворять все (почти все) потребности за счёт собственных ресурсов.

Национализация (nationalization) – отчуждение иностранной собственности правительством принимающей страны для передачи в управление государственными органами (возможна компенсация).

Национальная экономическая безопасность – это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения. Вследствие этого возникает угроза политической дестабилизации страны.

Национальное богатство (national wealth) – важнейшая характеристика экономического потенциала государства – совокупность материальных благ, которыми располагает общество. В Н.б. входят материальные блага, в которые вложен труд жителей страны, в том числе производственные и непроизводственные фонды, накопленное имущество населения, а также эксплуатируемые природные ресурсы. Объем Н.б. можно определить в стоимостном выражении.

Национальное хозяйство (национальная экономика) – это единая система национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны.

Национальный доход – один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость. Национальный доход складывается из: заработной платы рабочих и служащих; дополнительных выплат; рентных доходов; собственности; чистого процента по потребительским кредитам; прибылей корпораций; чистого дохода собственников. В национальный доход не учитывают амортизацию, налоги и непроизводственные расходы.

Неценовая конкуренция – метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

Номинальный доход – сумма денег, поступающая в личное распоряжение получателя. Реальный доход – то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на данный номинальный доход.

Оборотные фонды (средства, капитал) – Оборотный капитал участвует только в одном производственном цикле и полностью переносит свою стоимость на продукцию, в то время как основной капитал неоднократно участвует в процессе производства и переносит свою стоимость на продукцию по частям. Пример оборотных фондов: для пекаря – мука, для портного ткань. Нитки, для металлурга – руда и уголь.

Олигополия – функционирует несколько фирм, продаются дифференцированные или стандартизированные товары, доступ на рынок затруднён, контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм, возможен сговор в ценообразовании, характерна неценовая конкуренция.

Основные фонды – это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму (здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, транспортные средства). Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.

Паблик рилейшнз (public relations, PR) – процесс формирования благоприятного общественного мнения о фирме, товаре, услуге и т.д. Мероприятия П. Р. направлены главным образом не на пропаганду потребительских свойств товаров, а на разъяснение положительного значения данного товара для общества, потребителя. При помощи П. Р. пытаются реализовать идею, что фирма ставит интересы общества и отдельного потребителя превыше всего.

Пассивы – это то, что вы взяли в долг и должны отдать. Например, друзьям, родственникам, банку и прочим кредиторам.

Пенсия – (от лат. «платеж») – денежное обеспечение, получаемое гражданами из пенсионных фондов по окончании трудовой деятельности, по достижении определенного возраста.

Плановое хозяйство (социалистическая экономика) – экономический порядок, при котором материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Такая организация экономики существовала, например, в СССР. При плановом (командном) хозяйствовании государственные органы практически полностью планируют ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, регулируют (командными методами) цены на все продукты и величины всех заработных плат. Инвестиционные решения также принимаются централизованно. Такая экономическая система зачастую отрицает частную собственность на средства производства либо полностью, либо частично, и противопоставляет себя рыночной экономике.

Поведенческая экономика – это область экономики, которая изучает влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на принятие экономических решений отдельными лицами и учреждениями, и последствия этого влияния на рыночные переменные (цены, прибыль, размещение ресурсов). Основным объектом изучения поведенческой экономики являются границы рациональности экономических агентов.

Положение на рынке (market position) - взаимозависимость между спросом и предложением по какому-либо виду ценностей при данной цене.

Портфельные инвестиции – инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.

Потребительская корзина – это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 по договорённости между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие «потребительская корзина», куда вошло 156 наименований товаров и услуг. В действующей корзине на долю продуктов питания приходится 41, 4%, на долю товаров, не относящихся к продовольственным – 16, 4%, на долю услуг – 42, 2%, размер 7-10 тыс. руб. в 2014 г.

Потребности – это нужда или недостаток в чём-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

Потребности в средствах существования – являются важнейшими потребностями человека в продуктах питания, в одежде, жилье и т.п., необходимых для поддержания жизни человека и его семьи.

Предмет экономической теории (экономики) – 1. Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой. 2. Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. 3. Экономическая теория изучает проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

Предпринимательство, предпринимательская деятельность – экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

Предприятие – самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги. В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создаются нужные обществу товары, оказываются необходимые услуги.

Прибавочная стоимость – как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда – сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Источником прибавочной стоимости, по Марксу, является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её собственная стоимость. По теории Маркса, прибавочная стоимость проявляется в своих особых формах: предпринимательская прибыль, проценты, рента, налоги, акцизы, пошлина, то есть как уже распределённая между всеми агентами капиталистического производства и вообще между всеми претендентами на участие в прибыли. Маркс делил прибавочную стоимость на: абсолютную: создаётся путём удлинения рабочего дня; относительную: возникает из-за удешевления рабочей силы и сокращения необходимого рабочего времени, что приводит к изменению соотношения времени между необходимым и прибавочным трудом в рамках того же самого рабочего дня.

Прибыль – положительная разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении). Является важнейшим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей).

Приватизация – (от лат. privatus – «частный»)форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон – организация – даже такая, как государство.

Природные ресурсы – это естественные ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве. Природные ресурсы могут быть неисчерпаемые и исчерпаемые. Неисчерпаемые ресурсы не заканчиваются, а исчерпаемые заканчиваются по мере их разработки (или) по другим причинам. По происхождению: Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира). Ресурсы природно-территориальных комплексов (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные). По видам хозяйственного использования: Ресурсы промышленного производства: Энергетические ресурсы (горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье); Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы). Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы – кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания). По виду исчерпаемости: Исчерпаемые – Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы); Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира); Не полностью возобновляемые – скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы); Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).

Присваивающая экономика, присваивающее хозяйство – экономика первобытного общества, основанная на производстве человеком примитивных орудий труда, с помощью которых средства существования брались им готовыми от природы: добывались с помощью собирательства, охоты, рыболовства.

Прожиточный минимум – минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране. Величина прожиточного минимума, согласно Росстату представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в целом по России за I квартал 2015: • на душу населения - 9662 руб.

Производительность труда – мера (измеритель) эффективности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени. Обратная величина – трудоёмкость – измеряется количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции.

Производительные силы общества – силы действующие в процессе производства богатства, включают в себя: ПРЕДМЕТ ТРУДА – объект на который воздействует человек, СРЕДСТВО ТРУДА – вещи, которыми воздействуют на предмет труда, предметы и средства труда образуют СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА; РАБОЧАЯ СИЛА – совокупность способностей человека, которые он проявляет при создании богатства.

Производство, в экономическом смысле – процесс создания какого-либо продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, – процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт. Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но и также нематериальную сферу – производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ – его технической оснащённости и величины выработки

Рантье – лица, живущие за счет ренты, то есть не трудовых доходов, получаемых с капитала, как правило, размещённого в виде банковских вкладов, ценных бумаг, доходной недвижимости, земли, бизнеса, а также за счёт доходов, получаемых за счёт авторских прав и гонораров.

Реальная заработная плата – выражается в том количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на деньги, полученные рабочим в качестве номинальной заработной платы.

Реальный сектор экономики – совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики. Многие авторы под реальным сектором подразумевают лишь сферу материального производства и не относят к нему услуги, торговлю, науку.

Региональная экономика – отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйства. В Российской Федерации учебная дисциплина «региональная экономика» изучает размещение производительных сил и экономику регионов. За счет расширения базисных факторов региональная экономика трансформировалась в «регионалистику», на основе которой в российских вузах изучается междисциплинарный курс «Регионоведение». Главная задача региональной экономики заключается в научном обосновании разумного компромисса между экономическими интересами страны в целом и отдельных ее регионов. В рамках региональной экономики исследуются следующие проблемы:

- экономика отдельного региона; - экономические связи между регионами; - размещение производительных сил; - региональные аспекты экономической жизни; - моделирование системы управления регионом.

Резидент – юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в определённом государстве и полностью подчиняющееся его национальному законодательству.

Реклама (от лат. reclamare - «утверждать, выкрикивать, протестовать») – часть маркетинговых коммуникаций, в рамках которой производится оплаченное известным спонсором распространение не персонализированной информации, с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему.

Рента – добавочный доход, получаемый предпринимателем сверх определённой прибыли на затраченные труд и капитал; образование Р. обусловлено более благоприятными условиями, в которых один предприниматель находится пред другим, например, обрабатывает лучший участок земли, обладает привилегией.

Рентабельность (нем. rentabel – доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к затратам – активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Реституция – (от лат. «восстановление») – возвращение ранее экспроприированной собственности.

Ресурсо-ориентированная экономика – это система, в которой все вещи и услуги доступны без использования какого-либо товарно-денежного обмена (денег, бартера и т. п.). Под ресурсо-ориентированной экономикой в научных работах понимается такая экономика, базовым фактором роста которой является использование каких-либо ресурсов. Другое распространённое определение «ресурсо-ориентированной экономики» - это экономическая система, где доля природных ресурсов составляет больше 10 % ВВП и 40 % экспорта. Такие экономические системы находятся в большой зависимости от конъюнктуры внешнего рынка.

Риэлтор – агент по продаже недвижимости.

Розничная торговля – продажа товаров конечному потребителю (методом личной продажи, по почте, по телефону или через Интернет, в магазине, на улице или на дому у потребителя). В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не рассчитан на дальнейшую перепродажу, а предназначен для непосредственного использования конечным потребителем.

Рынок – категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции. Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией.

Рынок совершенной конкуренции -(чистой конкуренции, свободной конкуренции) - состоит из столь большого числа производителей (продавцов), что каждый из них производит только незначительную часть общей однородной продукции. Поэтому любое самое большое увеличение объёма производства одной фирмой не скажется на рыночной цене. Неценовая конкуренция отсутствует. Доступ на рынок свободный.

Рыночная цена – средняя арифметическая цена, по которой можно приобрести товар на определённом рынке. Также под рыночной ценой понимают среднюю цену определённого товара за конкретный промежуток времени. Рыночная цена имеет ряд существенных отличий от равновесной. Равновесная цена представляет собой цену, которая устанавливается на рынке при достижении равновесного спроса и предложения на этот товар.

Рыночная экономика – экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Рыночная экономика – социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. Рыночная экономика – экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Рыночный спрос – характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Сальдо – (с итал. «расчет, остаток») – разность между стоимостью экспорта-импорта (сальдо торговогобаланса), поступлений и платежей (сальдо платежного баланса).

Сдельная заработная плата – это тоже денежная оплата труда наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.

Смешанная экономика, гибридная экономика – экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идеи смешанной экономики придерживаются сторонники демосоциализма.

Собственность – (от слова «собь» - все свое) – характеристика доступности богатства, характеризует принадлежность имущества, раскрывается через понятия: владение, распоряжение, пользование.

Социально-рыночная экономика – экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.044 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал