Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выполнить задания. Задание 1. Ответьте на вопросы (использованы материалы Н.А
Задание 1. Ответьте на вопросы (использованы материалы Н.А. Ипполитовой): 1. В чем специфика педагогического общения? Сформулируйте постулаты общения, которыми должен, с вашей точки зрения, руководствоваться учитель. 2. Назовите педагогические стили общения. Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении? 3. В чем заключается и как проявляется гармонизирующее общение в педагогической деятельности? 4. Чем речевая деятельность отличается от других видов деятельности? 5. Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется? 6. Какие качества голоса являются профессионально значимыми для учителя? Проанализируйте свойства своего голоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя? 7. Что общего в понятиях “индивидуальный стиль” и “индивидуальный стиль речи учителя”? В чем отличие этих понятий? Задание 2. Ответьте на вопросы: 1. Назовите основные функции устных и письменных педагогических жанров. 2. Охарактеризуйте коммуникативно-речевые (учебно-речевые) ситуации, в которых реализуются основные профессионально значимые речевые жанры. 3. Какую роль в профессиональной деятельности учителя играют такие жанры, как письма, биография и автобиография, характеристика? 4. Какова роль оценочных высказываний в деятельности учителя? 5. Чем отличается педагогический диалог от других видов диалогического общения? 6. Назовите основные требования к диалогической речи учителя в различных ситуациях его профессиональной речи. 7. Охарактеризуйте объяснительный монолог учителя как жанр профессиональной речи (профессионального общения). 8. Как сделать объяснение учителя интересным? 9. Как нужно готовиться к созданию объяснительного монолога (к объяснению нового материала)? 10. Как подводить итоги урока? Что и как должен сказать учитель в обобщающей речи в ситуации подведения итогов урока? Задание 3. Ответьте на вопросы: 1.Как вы поясните содержание понятия “педагогический речевой идеал” (“педагогико-риторический идеал”)? 2. В чем заключается и как проявляется специфика педагогического речевого идеала? 3. Какую роль в содержании педагогического речевого идеала играют такие категории, как истина, гармония, дружелюбие? 4. Как проявляется взаимосвязь этики и риторики в понятии “педагогический речевой идеал”? 5. Назовите основные принципы педагогического общения, которые непосредственно связаны с понятием “педагогический речевой идеал”. 6. В чем проявляется принцип гармонизирующего педагогического общения в деятельности учителя? 7. Какую роль играют похвала, порицание, оценка, одобрение в содержании понятия “педагогический речевой идеал”? 8. А.К. Михальская в учебном пособии “Педагогическая риторика” называет учителя “магистром” культурных традиций и ценностей”. Как вы понимаете смысл этого выражения? Какую роль в достижении этого профессионального уровня играет знание законов риторики?
Список литературы 1. Аксенов Д.В. Борисова В.А. Гений общения. – М.: Академический проект; Трикста, 2004. – 112 с. 2. Волков А.А. Курс русской риторики. – М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. 3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.: Инфра - М, 2001. 4. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М.: Флинта, 1999. 5. Карнеги Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989. 6. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1996. – С. 133 – 138, 164 – 172. 7. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Флинта, 1998. 8. Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Просвещение, 1996. – С. 210 – 261. 9. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. – М., 2000. – С. 75 – 82. 10. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с. 11. Сопер Поль. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 306 – 324. 12. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000. – С. 481 – 537.
|