Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование как механизм развития личности и общества в целом
В современном динамическом обществе прежний способ развития, связанный с изменением производственной деятельности, преобразованием социальных институтов посредством традиционных схем совершенствования, является малоэффективным. Главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики. Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения, саморазвития личности, обеспечивающие адаптацию ее к динамично изменяющемуся социуму; формирование готовности жить и работать в новых условиях, преобразовывать окружающий мир посредством создания новой культуры, технологий, основанных на отношениях охранно-созидательного типа с природой и обществом. Система образования должна обеспечить подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы, разрабатывать новую общественную идеологию, основанную на идеях гуманизма, демократии, плюрализма, и способствовать духовно-нравственному воспитанию людей. Вот почему образование в современных условиях выступает механизмом развития личности, социума в целом. Кроме того, в период преобразования традиционного общества и перехода к динамическому претерпели изменения или распались некоторые важные социальные институты: община, профессиональное сообщество, семья, массовые детско-юношеские и молодежные общественные организации, которые играли большую роль в процессах социализации подрастающего поколения. Сегодня общеобразовательные и профессиональные школы, вузы являются практически единственными стабильными социальными структурами, принимающими на себя реальную ответственность за воспитание молодежи и осуществляющими подготовку ее к самостоятельной жизни и труду в динамично меняющихся социально-экономических условиях. Поскольку образование является важнейшим социальным институтом, способным эффективно влиять на сознание молодежи, постольку оно должно становиться главным механизмом развития общества. Существующая система образования, традиционно реализующая функции трансляции и воспроизводства информации и опыта, культуры и способов деятельности, мышления, должна быть преобразована в систему развития общественного сознания, а через него и всего общества. В этом смысле образование в современном мире является важнейшим средством развития личности и социума, а также выступает общечеловеческой ценностью (см. схему 2). СХЕМА 2
оказывают влияние на предъявляют образование в стране,
|