Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реализуются посредством ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Результат = личность:
Выводы по главе 2 " Образование как социокультурный феномен" 1. Для переосмысления роли образования в современном динамическом мире, в котором оно начинает выступать важнейшим механизмом развития личности, социума, цивилизации в целом, необходим анализ социокультурной ситуации в обществе. В качестве элементов анализируемой социокультурной ситуации рассматриваются мировые социокультурные тенденции и глобальные социальные проблемы человечества, которые оказывают влияние на развитие образования как во всем мире, так и в Республике Беларусь. 2.Выделяются следующие важнейшие мировые социокультурные тенденции: 1) смена типа культурно-исторического наследования; 2) смена установки от научного познания к целостной сфере культуры; 3) изменение роли науки в обществе, смена научных парадигм; 4) возникновение информационных технологий и мировой информационной системы; 5) стремление к национально-культурной и экономической регионализации. Влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено на: 1) формирование личности как активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности; 2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей; 3) рост культурного плюрализма, самобытности; 4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта от поколения к поколению, что предполагает многовариантную модель развития системы образования в обществе.
3. Среди глобальных социальных проблем человечества выделяются: - разрушение природной среды путем нарастающего загрязнения воздуха, воды, почвы; - истощение материально-сырьевых ресурсов планеты; - демографический взрыв и проблема продовольствия; возможное удвоение народонаселения земли уже в первой четверти ХХI века до предела обострит актуальную сегодня проблему продовольствия; - кризис здравоохранения, обусловленный экономическими и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы) факторами, которые способствуют быстрому росту количества физически и психически неполноценных людей, что создает угрозу самому генофонду человечества; - опасная для человечества гонка вооружений; - кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, попытки нарушения военно-политического баланса в разных регионах мира. Обострение глобальных проблем человечества предъявляет новые требования к уровню развития необходимых личностных качеств человека, его способностей понимать современные глобальные проблемы и ответственно включаться в их разрешение. Наиболее эффективным средством и механизмом развития личности, а значит, разрешения проблем человечества, должно стать развивающееся образование. 4. Социокультурная ситуация в стране характеризуется переходным характером, что выражается в поэтапной модернизации всех сторон жизни общества, а именно: переход от тоталитарного общества к демократическому; от традиционного к современному, динамическому обществу; от революционных способов социального развития к эволюционной идеологии; от мировоззренческого единства к плюрализму (разнообразие как общественных, так и личностных идеалов, многообразие жизненных укладов, образов мышления, мировоззрений, культур); от традиционно-индустриального общества к индустриально развитому, информационному. 5. Основной отличительной особенностью динамического общества является процесс непрерывного его развития. Чтобы жить и работать в этом динамическом обществе, человек должен измениться внутренне – самоизмениться, выработать новую культуру, которая бы обеспечивала новые охранно-созидательного типа отношения личности с природой, окружающим социумом. Динамизм, мобильность, способность к постоянному самообразованию становятся факторами как личностного, так и общественного развития. 6. Новые социокультурные условия предъявляют к системе образования запрос на человека, способного жить и работать в условиях высокой степени неопределенности, готового взять на себя ответственность за свою собственную жизнь, будущее страны. 7. Однако существующее в стране образование продолжает реализовывать, в основном, установки традиционного общества – установки на воспроизводство готового культурно-исторического опыта; на трансляцию «завершенных» знаний, умений, навыков, культурных образцов, отражающих опыт предшествующих поколений. При этом образование осуществляет подготовку человека к самостоятельной жизни в прошлом, а жить ему предстоит в новом будущем, принципиально отличном от прошлого. В этом заключается одна из главных проблем образования как в нашей стране, так и за рубежом – несоответствие осуществляемой образовательной практики новым социокультурным условиям и тенденциям. 8. Образование в обществе реализует две основные функции: 1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей), 2) развития (общества, личности). Первая функция осуществляется посредством теоретической (" традиционной") модели образования, вторая – универсальной (" способностной или деятельностной"). Этим двум образовательным моделям соответствуют разные образовательные концепции и соответственно разные педагогические процессы и технологии. 9. Чтобы разрешить важные проблемы образования, необходимо шире реализовывать в педагогическом процессе посредством деятельностного подхода универсальную модель образования, направленную на освоение обучающимися обобщенных способов выполнения различных видов деятельности; освоение ими системных знаний; на развитие личностных способностей к самоопределению, познанию мира и преобразованию его, самопознанию и саморазвитию. 10. Деятельностный подход к образованию противостоит - вербальным методам обучения; - догматическим формам передачи готовой информации (учебного материала); - монологичным и обезличенным формам словесного взаимодействия педагога с обучающимися; - пассивному, неэффективному процессу учения; - логически завершенной системе знаний, умений, навыков, которая не в полной мере реализуется на практике. Деятельностный подход предполагает использование активных (рефлексивно-деятельностных) форм и методов обучения (личностно- ориентированных или развивающих технологий обучения, исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, игровых методов, индивидуальных, групповых форм обучения) и новых компьютерных средств обучения. 11. Новая универсальная модель образования не может механически сменить уже существующую знаниевую образовательную модель, а должна формироваться и развиваться рядом со старой, целесообразно сочетая в педагогическом процессе разные методологические подходы и элементы обеих методических систем.
* таблица взята из кн. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения. – Мн., 1994.
|