Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительный анализ моделей обучения (по В.Я. Ляудису)
Таблица 2
№
п/п
| Параметры обучающей модели
| Традиционная модель обучения
| Универсальная модель обучения
| 1.
| Единица управления
| Учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов учителя.
| Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация; участники имеют высокий уровень активности; ученики выступают как субъекты учения, общения, совместной деятельности, сотрудничающие с учителем.
| 2.
| Цели
| Усвоение предметно-дисциплинарных знаний
| Развитие личности
| 3.
| Ролевые позиции учителя и стиль руководства
| Предметно-ориентированная позиция, стиль авторитарно-директивный, инициатива учащихся подавляется.
| Личностно-ориентированная позиция, организационная и стимулирующая функция, стиль демократический, инициатива учащихся поддерживается.
| 4.
| Мотивационно-смысловые установки учителя
| Анонимность, закрытость личности учителя, всеобщая индивидуальная подотчетность, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых.
| Открытость личности учителя, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке целей и задач, принятии решений, рефлексии.
| 5.
| Характер организации учебно-познавательной деятельности
| Преобладают репродуктивные задачи. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание.
| На первый план выдвигаются творческие продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемыми продуктивных задач.
| 6.
| Формы учебных взаимодействий и отношений
| Ведущая и единственная форма учебно-познавательного взаимодействия – подражание, имитация, следование образцам. Позиция ведомого закреплена за обучаемым на всем протяжении обучения. Соперничество преобладает над сотрудничеством.
| Цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Многообразие и динамика развития внутри- и межгрупповых, межличностных отношений, снижение конфликтности по мере роста взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к учителю. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью.
| 7.
| Контроль и оценка
| Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Преобладает оценка результата со стороны учителя.
| Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль быстро формируется в отношении всего поведения. Преобладает взаимо- и самоконтроль в группах обучаемых.
| 8.
| Мотивационно-смысловые позиции обучаемых
| Отчуждение от учебных ценностей и задач, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Внутренний психологический отход от учебной деятельности.
| Усиление смыслов учения посредством сотворчества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждение достоинства личности.
| Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной и современной (личностно-ориентированной) моделях обучения*
Таблица 3
№
п/п
| Параметры педагогической деятельности
| Характеристика педагогической деятельности
| Традиционная (знаниевая, теоретическая) модель обучения
| Современная (универсальная, способностная) личностно-ориентированная модель обучения
|
|
|
|
| 1.
| Ценности педагогической деятельности
| Достижение проектных целей
| Реализация ценностей постепенного и целенаправленного перехода от обучения и воспитания к формированию способностей к самообучению и самовоспитанию
| 2.
| Цели педагогической деятельности
| Достижение проектных целей
| Совмещение целей социального заказа и личностных целей обучаемых
| 3.
| Характер педагогического воздействия
| Проектное содержание транслируется педагогом независимо от индивидуальных особенностей ученика. Проектно-технологическое управление учебной деятельностью
| Воздействие на ученика строится на основе его самоопределения на самоизменение и саморазвитие, диагностики учебной деятельности и личностных качеств. Ситуационное управление учебной деятельностью
| 4.
| Учет индивидуальных особенностей
| Не учитываются, проектной цели должен достичь каждый ученик
| Постоянный учет индивидуальных особенностей на основе диагностики
| 5.
| Учет ситуации
| Практически не учитывается, если учитывается, то стихийно
| Постоянная рефлексия ситуации
| 6.
| Учет позиции ребенка в учебном процессе
| Ученик – объект педагогического воздействия
| Ученик – субъект кооперативной деятельности
| 7.
| Позиция учителя в учебном процессе
| Учитель – субъект педагогического процесса, транслирующий научные знания, организующий проектно-технологическое управление
| Учитель – диагностик самоизменения учащегося, управляющий ситуацией развития способностей ученика
| 8.
| Характеристика результата педагогического процесса
| Определенный уровень ЗУНов, заданные качества личности. (Определенный уровень освоения знаний как элемента культуры, видов деятельности, запечатленных в культуре.)
| Изменение способностей ученика. (Подготовка к еще не существующим видам деятельности)
| 9.
| Соотношение рефлексивного компонента и научного знания в содержании образования
| Рефлексивная компонента присутствует лишь в самом научном знании, не выступает как самостоятельная
| Рефлексивная деятельность выступает как самостоятельный объект усвоения и является основой прогностического мышления. Организованно соотносятся научное знание и культура мышления в ходе организации знаний
|
Данная страница нарушает авторские права?
|