Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивы и стимулы: различие. Взаимосвязь и классификация.
Мотив - побудительная причина конкретных действий человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов. Источником побудительной силы мотива выступают потребители. Основные мотивы труда: 1)Социальности - связан с желанием работать в хорошем коллективе; 2)Самоутверждение - быть личностью, построить карьеру; 3)Самостоятельности – формируется в результате стремления быть хозяином, руководителем, рисковать; 4)Надёжности – стабильная работа, оплата, соц.гарантия; 5)Справедливости – оценка действий, оценка самого человека как работника; 6)Состоятельности; 7)Вознаграждения; 8)Улучшение условий. Стимул – стремление, побуждение к действию. Это внешняя побудительная причина заинтересованности (с позиции трудовой мотивации). Коллективные стимулы связаны с воздействием на размер доходов предприятия, его подразделений, целевых и производственных групп. Структура индивидуальных стимулов в целом совпадает со структурой материальных и нематериальных стимулов, поскольку интересы работника — это осознанные им потребности. Материальные стимулы основаны на имущественных интересах работников; в этой связи различают стимулы денежные и не денежные. К денежным стимулам относятся заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, кредиты на покупку дорогих вещей, ссуды на строительство жилья и другие, к не денежным — условия бытового обслуживания на предприятии, санитарно-гигиенические условия, предоставление жилья, путевок на отдых и лечение, организация труда и др. К нематериальным стимулам относятся воздействия, связанные с социальными, моральными, творческими и другими потребностями работника. Социальные стимулы связаны со стремлением людей участвовать в управлении, продвигаться по служебной лестнице, заниматься престижным трудом. Они очень значимы для инициативных, ответственных, честолюбивых сотрудников. Моральные стимулы связаны с потребностями человека в признании и уважении, нравственном одобрении. Они проявляются в таких формах, как оценка работы руководителем, устная и письменная благодарность, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др. Роль и значимость моральных стимулов изменяются в зависимости от морального состояния общества в целом и конкретного коллектива в частности. Творческие стимулы рассчитаны на удовлетворение потребностей работника в творческой самореализации, К ним относятся поручение работникам сложных и ответственных творческих заданий, самостоятельный характер работы, возможность самостоятельно планировать порядок выполнения заданий, участвовать в совместном обсуждении проблем подразделения и предприятия. Социально-психологические стимулы связаны с потребностью в общении. Коллеги по работе не только являются субъектами общения, но и в общем выполняют функцию социально-психологического стимулирования, создавая соответственно благоприятный или негативный моральный климат в коллективе. Стимулы самоутверждения относятся к внутренним движущим силам человека, побуждающим его к достижению поставленных целей без прямого внешнего воздействия. Это самые сильные стимулы из известных, однако, они проявляются только у наиболее развитых, честолюбивых, целеустремленных людей.
|