Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «стиль» и его виды






Слово «стиль» восходит к древнегреческому языку и буквальном смысле означает палочку. Известно, что в древности писали на досках покрытой воском. Вот почему в наши дни науку, занимающейся правильным использованием языка, называют стилистикой. Под функциональными стилями понимают исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности.

Отбор и использование значимых единиц языка в соответствии со стилистическими требованиями, является сложнейшей задачей, стоящей перед составителями документов. Главным стилеобразующим фактором, по мнению стилистов, в основном, является сфера деятельности и соответствующий к нему образ мышления. Современная практика, в основном, подтверждает этот вывод.

В современном русском языке выделяют пять функциональных стилей.

1. Разговорно-обиходный.

2. Официально-деловой.

3. Научный.

4. Публицистический.

5. Художественный.

В ряде случаев разговорно-обиходный стиль называют устным, а всех остальных книжными стилями. Следует отметить, что каждый из названных стилей имеет ряд языковых, морфологических и синтаксических признаков. Что касается официально-делового стиля, среди книжных стилей он отличается относительной устойчивостью, используется при написании документов, писем, составлении международных договоров, конвенций, актов, уставов, инструкций, деловых бумаг в государственных учреждениях, дипломатических представительствах, органах правосудия и т.д.

Одно из главных требований к тексту - краткость изложения.

Тексты писем, факсов и др. документов не должны быть больше одной страницы. Исключение составляют контракты и договоры, объем которых не ограничивается. Краткость текста достигается лаконичностью изложения, заменой сложных предложений простыми, исключением повторений и излишних подробностей.

Формулировки служебных документов должны быть точными, безупречными в юридическом отношении, не допускающими двояких толкований. Достичь ясности в изложении помогают смысловая точность подбора слов и прямой порядок слов в предложении, когда сказуемое следует за подлежащим, определение стоит перед определяющим словом. Тон служебных документов должен быть нейтральным, желательно уважительным и доброжелательным. Рекомендуется избегать категоричных выражений в письмах, факсах.

Таким образом, официально-деловой стиль документа - особенности языка служебных документов, которые характеризуются в сравнении с другими стилями языка резким сужением диапазона используемых речевых средств, высокой степенью повторяемости (частотности) отдельных языковых форм на определенных участках текстов документов.

Языковые особенности деловой речи непосредственно связаны со спецификой обслуживания замкнутых сфер общественной жизни, с необходимостью каждый раз заново оформлять однотипные и повторяющиеся действия и ситуации в управленческой сфере, т.е. деловая речь характеризуется более или менее ограниченным тематическим кругом (семантическая замкнутость) и словарным составом (экспрессивная ограниченность). Следовательно, возникает возможность моделирования и порождения устойчивых языковых оборотов.

Особенности официально-делового стиля:

I. Служебный документ составляется от имени юридического лица. Необходимыми качествами документа являются полнота и своевременность информации, точность, лаконизм формулировок. Основная задача составителя документа – предельно четко отразить сведения, имеющие (приобретающие) правовую силу.

II. Деловая речь характеризуется фразеологической устойчивостью, наполняется готовыми формулами, трафаретами, штампами (например, в соответствии с решением, в связи с началом, в целях улучшения).

Наблюдается обилие канцеляризмов (исходатайствовать, заслушать, надлежащий, неприятие мер), отвечающих специфике той или иной управленческой ситуации и малоупотребительных в других стилях языка. Таким образом, канцеляризмы – это устойчивые слова и словосочетания (словоформы), которые упрощают изложение, лишают деловые бумаги образности, делают более четкими формулировки, придают документам юридическую силу. В официально-деловом стиле при использовании терминов не допускается искажение их формы или замена профессионализмами, жаргонизмами и т.д. В документах не должно быть непонятных и малопонятных терминов. В деловой речи ограничиваются возможности лексической сочетаемости слов: служебное письмо составляется ( не пишется) или направляется ( не посылается), выговор – объявляется, порицание – выносится, оклад – устанавливается.

Стандартизация деловой речи существенно повышает информативность документов, заметно облегчает их восприятие и оценку специалистами, что способствует большей оперативности документооборота в целом.

Обычно тексты большинства документов управления состоят из двух частей:

1. вводной, содержащей основания или мотивы составления документа;

2. основной, в которой излагаются выводы, предложения, просьбы, решения.

Это традиционный, устоявшийся порядок составления документа.

Тем не менее, психологи считают, что лучше всего усваивается начало документа, поэтому предлагают начинать его с основной части, т. е. изложения существа вопроса: предложения, просьбы и т. п., а затем указать, что явилось основанием составления документа.

Однако, нельзя в полной степени считать официально-деловой стиль полностью застывшим, поскольку с течением времени он подвергается заметным изменениям. При всем этим его исторически сложившийся жанры, специфическая лексика и синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер. В дипломатической переписке в целом эти тенденции очень сильно противостоят изменениям всякого рода.

Жанровое многообразие документов позволило исследователям осуществить классификацию по подстилям внутри официально-делового стиля. В нижеследующей форме.

1. Законодательный подстиль.

2. Подстиль методических указаний и инструкций.

3. Распорядительный подстиль.

4. Статистический подстиль.

5.Подстиль технической информации

6.Дипломатический подстиль.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал