Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная база и техника работы с ней






Новейшие информационные технологии находят самое широкое применение в сфере внешней политики, поставлены на службу интересам государств. Отставание в этой области грозит серьезными потерями на международной арене, отражаясь, прежде всего, в экономической области - негативный имидж государства объективно препятствует налаживанию последним внешних торгово-экономических отношений, привлечению иностранных инвестиций, созданию новых производств, выходу на мировые и региональные рынки и т.д.

Во-вторых, сам характер современной внешней политики и международных отношений требует не только финансовой и материальной поддержки внешнеполитических информационных усилий со стороны государства, но и комплексного научного подхода с его стороны. В основе этого лежит следующее соображение. Если сами формы дипломатии и внешнеполитической деятельности в последней четверти XX в. мало изменились по сравнению с предшествующими эпохами, то техника переговоров, сложность их проблематики и интенсивность предполагают не только профессионализм и компетентность переговорщиков, но и мощную информационную поддержку соответствующих государственных и национальных структур.

Информация по внешнеполитическим вопросам — главный интеллектуальный продукт, производимый МИД РК в интересах высших органов государственной власти и управления Казахстана, предприятий и организаций, имеющих внешние связи, широкой общественности страны. Повышение эффективности работы Министерства, совершенствование методов, средств формирования и проведения внешней политики РК, а также координация международной деятельности министерств и ведомств базируются на массовом применении электронных средств и современных информационных технологий для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Речь идет о создании единой автоматизированной специальной информационной системы по внешнеполитическим вопросам (ИС ВПВ) МИД РК, интегрированной в общенациональное информационное и экономическое пространство Казахстана для эффективного проведения внешней политики России.

Общими принципами построения ИС ВПВ МИД РК являются:

•целостность и интеграция;

•открытость и гибкость;

•дружественность;

•экономическая целесообразность.

Целостность и интеграция ИС ВПВ МИД РК достигаются следующими путями.

1. Целенаправленное осуществление единой научно-технической политики при использовании:

а) комплекса программно- и технически совместимых высокопроизводительных центральныхЭВМ, единообразных типов персональных компьютеров;

б) новейших средств передачи данных, единого центра коммутации информации, общеминистерской сети на базе волоконно-оптических линий связи, реализации системы электронных офисов, сетей подразделений, совместимых телекоммуникационных средств взаимодействия с внешними абонентами и учреждениями за границей.

2. Реализация единых принципов создания информационного обеспечения в интересах Министерства в виде взаимосвязанных баз данных (БД) различного уровня: общеминистерского пользования (центральной), локальных (подразделений министерства и учреждений за границей), персональных (личных) БД сотрудников. Информация, хранящаяся в БД общеминистерского пользования, локальных БД подразделений должна быть официальной, т.е. зарегистрированной и подписанной соответствующими должностн должна обеспечивать возможность визирования (подписи) документов в электронной форме.

3. Создание единой технологии обработки внешнеполитической информации, предусматривающей унифицированные средства ее ввода, сбора, обработки, хранения, передачи и представления.

4. Обязательное выполнение единых требований по обеспечению безопасности и надежной защиты служебной информации, циркулирующей в Министерстве.

Открытость системы означает:

1. Возможность комплектования системы из компонентов, созданных различными фирмами в рамках свободного рынка с соблюдением стандартных интерфейсов сопряжения;

2. Возможность замены отдельных компонентов технических и программных средств более производительными изделиями других фирм, включение в систему новых программных комплексов и задач без переделки уже существующих, качественно выполняющих свои функции;

3. Простоту освоения и сопровождения системы благодаря единым стандартным протоколам и интерфейсам.

Таким образом, четкое последовательное проведение в жизнь принципа открытости ИС ВПВ МИД РК обеспечивает гибкость системы, возможность ее настройки и модификации при появлении новых функций в системе или новых технических и технологических средств поддержки ее функционирования.

Дружественность системы - залог ее эффективного использования специалистами и дипломатами МИД РК, не имеющими глубокой подготовки в области информатики. Все алгоритмические, технологические, программные сложности решения системных и пользовательских задач должны быть скрыты от дипломата, работающего с компьютером, Пользователь на своем рабочем месте взаимодействует с системой с помощью единообразных, индивидуально настраиваемых меню. Все необходимые для него задачи, а также функции, требуемые для их решения, перечисляются на экране ПЭВМ, и достаточно только нажимать на соответствующие функциональные клавиши или набрать простые команды, чтобы решить нужную информационную или функциональную задачу. При этом интенсивно используются подсказки, технологии работы с окнами, средства электронного офиса и т.п.

ИС ВПВ МИД РК должна создаваться, соблюдая принцип экономической целесообразности, при максимальной экономии валютных и бюджетных ассигнований.

Специфика объекта информатизации определила и особые подходы к проектированию ИС ВПВ МИДРК. Поэтому за основу проектирования ИС ВПВ МИД РК был принят интуитивно-системный подход, суть которого заключается в следующем. При возникновении совершенно новой проблемы проектирования ИС ВПВ (или какой-либо ее части) руководитель работы и его помощники на основе своего опыта, интуиции предлагают различные проектные решения (конфигурация технических средств, технология обработки информации, структура программного обеспечения и т. п.).

Функциональная структура системы - условная структура, элементами которой являются подсистемы, создаваемые на базе подразделений МИД РК, составные части, обеспечивающие функционирование системы в целом, задачи, возлагаемые на нее, потоки информации, циркулирующей в системе.

При объектно-ориентированном подходе система рассматривается состоящей из объектов различных классов, взаимодействующих между собой посредством обмена сообщениями. Каждый объект выполняет для других услуги определенного вида. Специфическими особенностями примененного объектно-ориентированного подхода к анализу систем являются также параллельная структуризация систем на разных уровнях их иерархии и использование принципа гомоморфизма реального мира и информации о нем.

В состав ИС ВПВ МИД РФ входят следующие основные функциональные элементы:

подсистемы ИС ВПВ МИД РК, предназначенные для автоматизации информационно-аналитической деятельности оперативно-дипломатических сотрудников подразделений Центрального аппарата (ЦА) МИД РК и загранучреждений;

·внутриминистерская сеть передачи данных (ВСПД), обеспечивающая информационное взаимодействие между собой подсистем ЦА МИД РК, а также использование общесистемных ресурсов пользователями подсистем;

информационно-вычислительный комплекс (ИВК), поддерживающий БД общеминистерского пользования и обеспечивающий решение сложных расчетно-аналитических задач в интересах пользователей подсистем;

центр коммутации информации (ЦКИ), обеспечивающий информационное взаимодействие пользователей подсистем с внешними абонентами системы и загранучреждениями МИД РК;

центр управления системой (ЦУС), обеспечивающий управление процессами функционирования ИС ВПВ и поддержание системы, ее элементов в работоспособном состоянии.

Внешними абонентами ИС ВПВ МИД РК являются:

·информационные центры законодательной и исполнительной власти РК (Президент, Правительство, Парламент, Конституционный суд);

информационно-вычислительные центры министерств и ведомств (Информационно-вычислительные центры Минобороны, МВД, Госкомстата, Минюста, Главный информационный центр Министерства экономики РК);

·российские организации и отечественные банки (базы) данных (ИТАР-ТАСС и т.д.);

·представительства МИД РК в ряде городов РК (Алматы и т.д.);

·международные организации и банки (базы) данных.

Функциональные задачи предназначены для частичной автоматизации там, где это возможно, технологического процесса выполнения некоторых рутинных функций, связанных с подготовкой и проведением какого-либо мероприятия (государственного визита, переговоров), подготовкой сложного документа (справочно-информационных материалов по различным странам) и т.д. Решение этих задач предполагает формирование типовых наборов запросов со стороны пользователя к различным, базам данных в системе, интеграцию по определенным правилам полученной из них информации, обеспечение подсказки алгоритма действий по выполнению данного мероприятия.

Расчетно-аналитические и функциональные задачи, за небольшим исключением, предназначаются для отдельных конкретных подразделений МИД РК. Некоторые из задач, включая расчетно-аналитические и функциональные, предназначенные для внедрения в отдельных подразделениях МИД, призваны обслуживать все Министерство, а в дальнейшем и его загранучреждения через базу данных общеминистерского пользования МИД РК. Отдельный класс задач образуют административно-хозяйственные задачи.

Сотрудники центрального аппарата министерства непосредственно на своих рабочих местах имеют возможность готовить оперативные и аналитические документы, используя информационные ресурсы ИС ВПВ и сети Интернет, а с помощью базового информационно-аналитического программного комплекса «Дипломат» проводить количественный и качественный анализ политических ситуаций, международных кризисов и конфликтов. Система обеспечивает оперативное информационное взаимодействие как между подразделениями центрального аппарата, так и с загранучреждениями, что позволяет своевременно и качественно отрабатывать документы, касающиеся вопросов внешней политики РК, а также проводить внутриминистерские мероприятия (брифинги, встречи, беседы, конференции). Система позволяет также существенно сократить время и повысить качество подготовки визитов Президента РК, других руководителей страны.

Информационные материалы министерства рассылаются по электронной почте в загранучреждения, российские и иностранные средства массовой информации, а также в иностранные посольства и представительства в Астане. Адресная рассылка из загранучреждений по электронной почте пресс-бюллетеней обеспечивает информирование зарубежных государственных деятелей, журналистов, ученых, представителей деловых кругов.

Сформулированным требованиям к инструментарию для компьютерной поддержки процесса анализа международных конфликтов отвечает комплекс, построенный на базе ИАПК " Дипломат", известной геоинформационной системы (ГИС) " Абрис" и программного изделия " Баланс интересов", реализующего прогнозную методику, основанную на использовании модели процесса трансформации баланса интересов объектов мировой политической системы.

ИАПК " Дипломат" в отличие от большинства известных информационных систем позволяет получить целостное представление об исследуемой политической системе за счет того, что здесь используется информационная модель политической системы, представляющая собой 5 взаимосвязанных баз данных - " Проблемы", " Объекты" (государство, международная организация и т.д.), " Персоны", " События" и " Документы", что обеспечивает " машинную навигацию" по ресурсу колоссального объема.

В целях оценки внешнеполитических ситуаций имеется также, в частности, возможность получения информации из ряда специализированных общеминистерских баз данных, таких как " Международные двусторонние договоры", " Международные многосторонние договоры", " Брифинги", " Материалы МИД" (архив ДСНГ), " Материалы госорганов" (с архивом), " Информация Историко-документального департамента", " Информация ДОС (архив, текущая - " Проблемы общеевропейского сотрудничества"), " Материалы Департамента международных организаций", " Информация Латиноамериканского департамента (архив и текущая - " РК - Латинская Америка"), " Материалы Департамента экономического сотрудничества" и др. Кроме того, в БД ИАПК " Дипломат" имеется новостная информация (материалы пресс-служб Президента и Правительства РК, электронные версии российских и зарубежных газет, сообщения информационных агентств, копии сайтов правительств и внешнеполитических ведомств зарубежных стран).

Совместное использование ИАПК " Дипломат" и современной ГИС " Абрис" позволит повысить качество и оперативность работ, связанных с анализом конфликтов, что скажется и на качестве разрабатываемых по их результатам предложений по урегулированию конфликтов. Использование ГИС в МИД РК позволит обеспечить внедрение и активное использование электронных карт в повседневной информационно-аналитической деятельности оперативно-дипломатических сотрудников Министерства. Особо ценным здесь является то, что интерфейс на основе электронной карты обеспечивает:

· графическое представление больших объемов данных;

·представление информации в удобном для пользователя виде, что дает возможность выявить особенности и закономерности пространственно-распределенных событий и явлений;

·оперативное отображение обстановки, что полезно при принятии решений (особенно коллективном);

·совместное отображение связанных параметров (картографической основы и атрибутивной информации).

Большой интерес для МИД Казахстана представляет возможность прогнозирования развития международных конфликтов, для чего в состав программного инструментария прикладной информационной технологии включено программное изделие " Баланс интересов", разработанное по техническому заданию НИЦИ при МИД РК. При прогнозировании развития международных конфликтов целью моделирования является получение " срезов" возможного состояния отношений исследуемых объектов мировой политической системы для выбранного сценария развития обстановки на основе учета трансформации баланса интересов.

Баланс интересов основных объектов мировой политической системы - система показателей, характеризующих положительные или отрицательные качества взаимодействующих субъектов политической деятельности, а также совпадение или несовпадение их целей и задач (интересов).

В основу моделирования положен подход, предполагающий оценку интересов объектов путем их ранжирования по степени важности с использованием математического аппарата парных сравнений.

В работе посольства важны следующие задачи.

· Сайты международных организаций и правительственных учреждений, СМИ.

· Влияние Интернет на практику международных коммуникаций.

· предоставление необходимой информации по современным информационным технологиям в международном общении, методах применения этих особенностей в дипломатической и бизнес-практике.

· обучение учёту и использованию информационных технологий в практической деятельности.

· Базы данных, электронные каталоги, создание и методы работ с ними

· Методы поиска информации в Интернете.

· Новые технические возможности для международного общения.

· Блоги как источник независимой информации и средство коммуникации.

· Программа «электронного правительства».

· Роль электронных СМИ в формировании международного общественного мнения.

Мгновенное распространение информации влияет и на то, что именно посольства направляют в МИД. Там, в министерствах, практически одновременно с посольством узнают о любом важном событии, чаще всего через CNN (появилось даже такое понятие – «дипломатия CNN») или через Интернет. Поэтому от посольства требуется не столько сообщение о том или ином факте, сколько анализ происшедшего и прогноз последующего развития событий.

Нет нужды говорить и о том, насколько новая техника облегчает и ускоряет практическую работу дипломата – аналитическую, информационную, консульскую, канцелярскую и т.п. Обо всем этом, т.е. о влиянии информационной революции и глобализации на современную дипломатию, на подготовку дипломатов, говорилось на состоявшейся в сентябре 1999г. в Москве международной конференции на тему «Дипломатия и дипломат на пороге XXI века. Конференция, в частности, высказалась за то, чтобы новейшие достижения информационной революции шире использовались во внешнеполитической службе, т.е. в МИДах и посольствах, чтобы эта тематика больше преподавалась в дипломатических институтах и академиях.

Возможности использования новой информационной технологии на направлении международных отношений поистине безграничны – информационная поддержка подготовки и принятия решений, внешнеполитическое прогнозирование, просчет многовариантного развития обстановки, оптимизация системы управления. Все сказанное выше, имело одну цель: проиллюстрировать многообразное воздействие современных международных процессов, в первую очередь коренного изменения геоструктуры, глобализации, «информационной революции» на подготовку дипломатических кадров, показать сложность стоящих перед соответствующими академиями и институтами задач, которые делают нашу работу столь непростой, но зато очень нужной и полезной.

Необходимо уделять внимание компьютерной безопасности. Насколько это важно, подтверждает мировой опыт. Сколько уже есть примеров, когда хакеры или вирусы наносят ущерб в миллиарды долларов. Только ущерб от недавней атаки в Интернете компьютерного вируса I Love You, по некоторым оценкам, превысил 10 млрд.долл. Между тем в мире появляется 20-30 опасных компьютерных вирусов каждую неделю.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал