Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика информационно-аналитической работы






Ведущее место в работе дип. представительств занимает сбор, обработка, анализ и доклад в МИД информации об обстановке и событиях, происходящих в стране пребывания и в регионе, где эта страна расположена, об отношении страны пребывания к основным проблемам, волнующим мировое сообщество. Это направление деятельности дип. структур предусмотрено Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. В ст. 3 подчёркивается, что в функции дип. представительства входит «выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства». Речь идёт не столько о газетной и другой общедоступной информации, сколько о информации, которая основывается на многочисленных, разнообразных, надёжных и серьёзных источниках, об информационной работе, которая была бы основой активной дипломатии, содержала не только ситуативный отчёт, но и прежде всего – профессиональный анализ и компетентный прогноз.

Информация — совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы, используемых для оценки ситуации и выработки управленческих решений. Информация по внешнеполитическим вопросам — главный интеллектуальный продукт, производимый МИД РК в интересах высших органов государственной власти и управления Казахстана, предприятий и организаций, имеющих внешние связи, широкой общественности страны. Повышение эффективности работы Министерства, совершенствование методов, средств формирования и проведения внешней политики РК а также координация международной деятельности министерств и ведомств базируются на массовом применении электронных средств и современных информационных технологий для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Дипломатов не должна интересовать информация вообще. В поле зрения их повседневно должны находиться сведения о:

- внутренней т внешней политике государства пребывания

- социально-экономической жизни общества

- научной и культурно-просветительской среде

- количественных и качественных изменениях в политическом истэблишменте

- состоянии и перспективах отношений страны пребывания с Россией и странами СНГ

- других проблемах, которые затрагивают интересы российского государства и его граждан.

Принципы информационной работы для всех ведомств:

· Вести сбор фактических данных своими средствами,

· Давать свой анализ полученных данных и фактов,

· Не дублировать сообщения СМИ

· Формулировать предложения о необходимости тех или иных шагов на основе научно выверенных методов.

В современных условия опора на СМИ в информационно-аналитической работе является недостаточной. Необходимо использовать все свои контакты в полном объёме и получая от них достоверную информацию проводить глубокий анализ. В ходе бесед со своими контактами нередко всплывают очень важные и крайне интересные проблемы в ином информационном преломлении, нежели их подают СМИ. Такая информация после соответствующего осмысления и обработки считается конфиденциальной информацией ограниченного доступа. Чтобы вести аналитическую работу необходимы экспертные знания в конкретных областях внешней политики.

Требования к дип. информации:

· Актуальность, т. е. чтобы информация отвечала политическим задачам, стоящим в повестке дня деятельности Президента и Правительства и тенденциям, которыми интересуется общественной мнение. В актуальности нет временного компонента. Ее нельзя путать с сиюминутностью.

· Упреждающий характер информации, т. е. чтобы информация предвосхищала события. Например, в 1973 г. чилийский президент Альенде обратился с просьбой к СССР о поставке оружия в кредит. СССР согласился, но информация о готовящемся перевороте под руководством Пиночета приостановила отгрузку, сохранив стране огромное кол-во материальных ценностей.

· Объективность и достоверность. Для достоверности важно получать информацию из нескольких независимых друг от друга источников, либо чтобы это была документальная, нефальсифицированная информация.

· Полнота, т е информация должна исключать вероятность возникновения дополнительных вопросов в сочетании с краткостью. Информация должна давать максимально полное представление о предмете или событии, которого она касается. Понятно, что абсолютно достовернойц информации не существует, но при составлении информации надо уметь:

а) в предельно сжатой форме сказать об источнике и генезисе проблемы

б) емко и адекватно оценить её состояние на текущий момент

в) охарактеризовать основных участников событий

г) обратить внимание на возможные политические последствия данного явления

д) представить прогноз развития событий на ближайшую и отдалённую перспективу

е) обратить внимание на значимость проблемы с позиции интересов Казахстана

· Новизна. Каждый информационный материал должен содержать новые, ранее не известные данные, политические нюансы, сведения о лидерах.

· Конфиденциальность — система работы с информацией, обеспечивающая отсутствие огласки того, что должно быть известно только строго определенному кругу лиц.

Опыт подсказывает, что, для того чтобы успешно организовать сбор информации о политическом и экономическом положении страны пребывания, необходимо так организовать работу, чтобы каждый дипломатический работник посольства имел базу для сбора информации. Этой базой может быть прежде всего печать, пресса данной страны. Пресса — первый источник информации и постоянная база для сбора информации. С другой стороны, личное общение позволяет путем бесед с отдельными лицами разных слоев населения получать представление о тех политических и экономических вопросах, которые интересуют население данной страны, а также позволяет составить более конкретное представление об отдельных сторонах жизни этой страны.

Информация не всегда является адекватной и достоверной. Поэтому очень важно для дип. службы и информационной деятельности дип. служащих, чтобы каждый работник дип. представительства знал особенности информационного поля страны пребывания, приоритеты тех или иных СМИ, степень их ангажированности. В крупных демократических странах (США, Япония) информация изначально нацелена на получение поддержки большинства населения, и поэтому правительства этих стран сначала раскрывают свои замыслы публике, а потом уже действуют.

Источники информации:

Пассивные (т к с ними нельзя вступить в диалоговый контакт):

· Радио и ТВ. Преимущество – оперативность. Но не всегда такая инф-ция явл достоверной, т к в погоне за сенсацией компании дают первичную и часто необработанную информацию,

· Газеты. Выходят с разной периодичностью. Информация подается более взвешенно. В зависимости о того, какова полит ориентация газеты, можно вычислить и отношение тех или иных поли и общественных сил, стоящих за ней,

· Журналы. Высококачественный источник информации — общественно-политические журналы. Более высокий уровень аналитичности, чем у газет.

· Публикации научно-исследовательских центров, инф-ные материалы правительственных органов,

· Интернет. Приобретает все большую практическую значимость, но из-за разнообразия и огромного объема материалов поиск нужной информации осложнен,

Активные

· Лекции, конференции, семинары, круглые столы. Докладчик выступает с сообщением, и ему задают вопросы.

· Беседы со связями. Самая важная и продуктивная работа по сбору информации. Связи устанавливаются во время приемов, официальных мероприятий. Затем знакомства переносятся на неформальный уровень. Дипломат может заранее продумать структуру предстоящего разговора.

Обработку информации поручают начинающим дип. работникам. Виды обработки:

· Обзор печати. Нет личной оценки событий. Это краткая летопись событий в изложении того или иного органа прессы.

· Информация. Это документ на 2-3 стр. с фактологической информацией по опред событию (н пр, съезд полит партии). Нет элементов глубокого анализа и долгосрочного прогноза

· Справка. Документ на 3-5 стр. с освещением широкомасштабной темы (н пр, внешняя торговля страны пребывания за год). Справки напрямую не касаются 2-сторонних отношений.

· Информационное письмо. Касается крупных внутриполитических или внешнеполитических проблем страны пребывания. Присутствует краткий анализ и прогнозные оценки.

· Политическое письмо. Автор – глава дип. представительства, либо старший дипломат. Это письмо в страну аккредитации с изложением сути событий, анализом их причин, высказываются предположения об из развитии.

· Годовой отчет посольства (представительства) – главный информационный документ. Объем от 20 до 40 стр. Составляет практически весь дип состав. Отправляется в январе каждого года по итогам предыдущего года. Дается оценка тенденций развития страны пребывания.

· Записи бесед. Главное – точно изложить основное содержание разговора, сформулировать аргументацию собеседников, указать, по каким позициям достигнута договоренность, а по каким – нет.

· Политический портрет. Это досье на видных гос и общественных деятелей страны пребывания. Биографические данные, мировоззренческие позиции, полит взгляды, печатные труды.

Аналитическая функция переживает подъемы при составлении годовых отчетов, политических портретов и пр. Особенно она важна при длительных международных переговорах. После каждого переговорного дня делегацией проводится анализ промежуточных результатов переговоров, которые в виде шифртелеграммы отправляются в Центр.

Функции пресс-атташе (отдела печати) Посольства. Контакты со средствами массовой информации нужны посольству для двух целей, которые составляют важнейшие обязанности дипломатов - для получения дополнительной информации (лично от журналистов) и для оказания влияния на общественное мнение о своей стране. В посольствах этими вопросами занимается атташе по печати (пресс - атташе) или 3 секретарь, а в больших посольствах - советник. Пресс - атташе через СМИ страны пребывания способствует правильному представлению о внутренней и внешней политике своего государства. Наиболее важными являются контакты пресс-атташе с журналистами, редакторами, крупнейших газет и журналов и их хозяевами. Обычно контакты пресс-атташе ограничиваются журналистским корпусом столицы. Это большая ошибка, знакомства с представителями провинциальной прессы, радио и ТВ может быть не менее важным, т.к. провинциальная пресса иногда лучше отражает интересы страны в целом (она меньше подвержена давлению со стороны правительства).

Нередко случается, что пресса занимает враждебную позицию в отношении вашего государства. В этих условиях задача пресс-атташе заключается а том, чтобы, не осложняя отношений с прессой, постепенно находить пути к смягчению взаимоотношений. При созыве пресс-конференции, пресс-атташе должен найти наиболее удобную форму заинтересовать своих друзей - журналистов, привлечь чем-то необычным.

Пресс-атташе оказывает содействие представителям средств массовой информации своей страны в стране пребывания, а также предоставляет помощь журналистам, сопровождающим официальные делегации своей страны за рубеж в получении аккредитации на соответствующие мероприятия.

Пресс-отдел посольства готовит информационные материалы для местных СМИ. Это могут быть пресс-релизы, выпускаемые на постоянной основе. Например, в практику российских посольств введена подготовка еженедельных обзорных материалов о внутреннем положении в России и российской внешней политике.

В компетенцию пресс-отдела также входит разработка концепции и подготовка письменного интервью посла, ответственного сотрудника посольства для передачи в инициативном порядке в местную прессу. Информационным поводом подобных интервью может быть предстоящий визит российской делегации в страну, национальные праздники, значимое событие внутренней политики представляемой страны и т.д.

Методы и формы пресс-службы посольств РК схожи с основными организационными и методологическими принципами работы любой пресс-службы государственной структуры: сотрудник пресс-службы посольства не может давать личных оценок, комментируя то или иное событие; позиция, озвучиваемая в ходе пресс-мероприятий, должна быть согласована с руководством посольства; доводимая до местных СМИ позиция посольства должна строго соответствовать официальной позиции государства; пресс-служба представляет интересы исключительно своего государства.

От работников пресс-службы требуется знание местной национальной культуры, традиций, истории и особенностей организации местных СМИ, местного законодательства.

Пресс-служба посольства также разрабатывает концепцию и готовит к размещению в местной прессе статьи посла, других ответственных работников посольства (например, при несовпадении позиции двух государств по тем или иным вопросам).

Как правило, в дипломатическом составе имеется пресс-атташе, который является фактическим руководителем пресс-отдела, состоящего из группы работников, хорошо знающих языки и могущих внимательно и систематически просматривать прессу; с другой стороны, выделяется группа дипломатических работников, которые, изучая внутреннюю политику страны, поддерживают контакт с политическими партиями (с правящими партиями и оппозиционными), с теми лицами, взгляды и деятельность которых имеют важное значение для понимания основных тенденций политического развития в стране. Обычно группу по политическим вопросам возглавляет кто-нибудь из советников посольства или первый секретарь. Внутри этой группы выделяются отдельные работники, занимающиеся вопросами экономики страны.

В некоторых посольствах практикуется такая система работы с прессой: ежедневно с утра работники пресс-отдела просматривают основные газеты, которые отражают политическое направление в развитии страны, и из статей, помещенных в них, отбирают все то, что заслуживает особого внимания с точки зрения оценки положения внутри страны. Кто-нибудь из работников отдела или руководитель группы подготавливает краткий обзор печати за текущий день. В большинстве западных стран газет выходит очень много, все их просмотреть невозможно, поэтому, как правило, берется 5—10 газет, наиболее крупных, которые определяют политическое лицо, общественное мнение данной страны.

Затем собирается весь дипломатический состав посольства, это делает либо посол, либо советник, и на этом кратком совещании в пределах 20—30 минут работник пресс-отдела делает обзор того, что имеется заслуживающего внимания на данный день (иногда за 2—3 дня или даже за неделю): передовые статьи, иногда краткие (в две-три строчки) выдержки из иностранных сообщений, имеющие, однако, большое политическое значение. Затем другие работники посольства, которые к этому времени тоже успевают просмотреть газеты, каждый по тому вопросу, которым он занимается, дополняют сообщение работника пресс-отдела. Дипломатические работники посольства обмениваются мнениями относительно того, что представляет наибольшую важность из полученных сообщений; посол или советник дает свое заключение, на какие вопросы следует обратить внимание всему составу посольства и в дальнейшем следить, как этот вопрос будет развиваться, указывает, какие вопросы освещены в печати недостаточно, как их изучить дополнительно и т. п. Он поручает соответствующему работнику, занимающемуся данным вопросом, собрать более обширный материал не только из ежедневной прессы, но из специальных журналов, книг и т. д. Подобные совещания с обзорами прессы могут происходить два-три раза в неделю или даже раз в неделю.

Могут проводиться также совещания, посвященные определенным вопросам, освещаемым в прессе, например прения по внешней политике в парламенте. Важно, чтобы весь дипломатический состав посольства был в курсе того, чем живет страна и на что нужно обратить внимание при изучении положения в стране. При проведении подобных совещаний дипломатического состава руководством посольства даются оперативные указания соответствующим работникам, чтобы они занялись такими-то вопросами и при ближайших встречах с теми или иными деятелями страны выяснили более обстоятельно эти вопросы.

Кроме разбора прессы в посольстве проводятся и другие совещания дипломатического состава, на которых нередко возникают вопросы практического характера. Например, в связи с тем или иным сообщением, которое появилось в газете, в посольство звонят по телефону и спрашивают, как реагирует посольство на тот или другой вопрос. Иногда в газетах бывают заметки или статьи, относящиеся непосредственно к посольству. Нередко такого рода заметки и статьи помещаются со специальной целью посмотреть, как будет реагировать посольство на эту заметку. Можно обсудить на таком совещании вопрос, как ответить на подобный запрос и на данную заметку или статью, чтобы ориентировать всех работников, как реагировать в подобных случаях в дальнейшем.

Второй источник информации — прием посетителей. Посетители бывают разные. Часто приходят люди, которые интересуются РК, отдельными сторонами его жизни, хотят разобраться в некоторых вопросах, по которым много пишется в иностранной печати, хотят получить правдивую информацию об стране. В разговорах с этими людьми можно многое разъяснить им из жизни и политики РК и вместе с тем многое узнать относительно настроений различных слоев населения. Приему посетителей в посольствах уделяется серьезное внимание. Встречающий посетителей дежурный референт, обычно знающий язык страны пребывания, выясняет, какой вопрос их интересует. Все дежурные обычно инструктируются для проведения таких разговоров.

Если приходит в посольство политический деятель, например депутат парламента или видный журналист, то дежурный обычно после выяснения вопроса о том, что нужно такому посетителю, представляет его кому-либо из ответственных работников посольства, советнику или послу, если это будет признано целесообразным. Беседа с такими деятелями может быть очень полезна, ибо она позволяет обменяться мнениями по ряду вопросов, разъяснить интересующие собеседника вопросы и получить нужную информацию. Обычно в посольствах ответственный дежурный записывает в специальном дневнике свои беседы с посетителями, чтобы учесть вопросы, которые ставят они перед посольством, и сделать известные выводы для оперативной работы посольства.

Систематическая организация информационной работы опирается на следующие методы.

· Монодисциплинарный и междисциплинарный инструментарий научного поиска.

· Прикладные разработки в области международных отношений. Особенности выполнения проектов, ориентированных на потребности внешнеполитической практики.

· Организация аналитической и прогностической деятельности; ее основные этапы и элементы.

· Информационно-технологическое, программное обеспечениепрогнозно-аналитической работы.

· Использование математических средств в исследованиях социальной действительности.

· Основные направления применения математических средств в исследованиях международных отношений.

· Отечественный и зарубежный опыт междисциплинарных разработок.

· Глобальные динамические модели как средство описания поведения международных систем во времени.

· Использование вычислительной техники при анализе международных ситуаций и процессов.

· Правила содержательной проработки диалога человек-машина.

· Проблема организации совместной работы специалистов-гуманитариев и математиков в рамках единого прикладного проекта.

· Современные банки данных, современные информационные сети (информационные сети) и компьютерные технологии, используемые в политическом, внешнеполитическом анализе и прогнозировании.

· Контентанализ. Применение контентанализа в обработке информационных материалов международных организаций, международных конференций и совещаний. Особенности проведения контентанализа, направленного на определение целей субъектов внешнеполитической деятельности. “Встроенность” разработок, выполненных на основе контентанализа, в различные прикладные проекты по переговорной и конфликтной проблематике.

· Ивентанализ. Ближайший «родственник» ивент-анализа — контент-анализ: оба метода осуществляют количественный анализ текстов, хотя и разными способами. В этом плане необходимо ясно понимать, что объектом ивент-анализа являются не сами события, а сообщения о событиях. Направленный и ненаправленный ивентанализ. Математическая обработка информационного массива. “Встроенность” разработок, выполненных на основе ивентанализа, в различные прикладные проекты по переговорной и конфликтной проблематике.

· Субъективные психологические моменты во внешнеполитической практике. Отечественный и зарубежных опыт прикладного анализа психологических аспектов принятия внешнеполитических решений. Применение когнитивного картирования для установления особенностей политического мышления индивидуальных и групповых субъектов международных отношений. Содержательная интерпретация результатов когнитивного картирования в рамках подготовки политико-психологических портретов субъектов международных отношений. “Встроенность” разделов, выполненных на основе когнитивного картирования, в прикладные проекты по переговорной и конфликтной проблематике.

· Виды экспертных оценок и направления их использования. Ситуационный анализ. Экспертные совещания как особый вид коллективной экспертизы в сфере внешнеполитической практики. Подготовка совещания, форма организации и проведения, роль руководителя совещания. Обобщение и анализ результатов совещания.

· Исследования международных переговоров на основе аналитического моделирования. Построение проблемного графа переговорного процесса. Определение ключевых элементов позиции участников переговоров. Определение возможных областей кооперативного и конкурентного поведения участников переговорного процесса. Анализ развития и перспектив переговорного процесса. Исследования переговорных процессов на основе игрового моделирования.

· Статистические модели конфликтного взаимодействия и их недостатки. Исследование конфликтного взаимодействия на основе игрового моделирования. Исследование международных конфликтов на основе аналитического моделирования. Содержательные, полуформализованные и формализованные модели. Определение зон строгого и нестрогого соперничества участников конфликта на основе сопоставления их целей. Критерии оценки сил участников конфликта. Формулирование прогностических заключений об основных направлениях развития конфликтного взаимодействия в рамках исследуемого конфликта.

· Особенности системного моделирования по сравнению с другими методами прикладного анализа социальной действительности. Отечественный опыт системного моделирования в сфере международных отношений.

· Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное прогнозирование динамики внешнеполитических событий. Планирование внешнеполитических акций и оценка степени политического риска, связанного с их реализацией.

· Отличие итоговых документов прикладных аналитических разработок от фундаментальных исследований международных ситуаций и процессов. Информационный и аналитический разделы прикладного проекта. Необходимость соотнесения предлагаемых действий с временными и материальными ресурсами потенциальных инициаторов внешнеполитических акций.

· Специфические особенности стиля написания аналитических документов, ориентированных на потребности внешнеполитической практики.

Кроме того, при проведении аналитической работы и принятии решений дип. работник опирается на такие методы и подходы.

Анализ процесса принятия решения. Метод сравнения. С точки зрения формальной логики всякое сравнение – это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений. Сравнительный метод предполагает обращение к тождественным, родственным, однотипным и иным близким ситуациям. Однако любая ситуация уникальна в своей основе, поэтому их тождество носит весьма относительный и условный характер.

Системный подход. Это метод изучения любой системы, заключающийся в выявлении закономерных связей между элементами системы и всестороннем анализе динамического развития системы, исходя из взаимодействия элементов системы между собой и внешней средой.

Исходным понятием для системного анализа является понятие “системы” – то, что составляет непосредственный объект изучения системного анализа. (Система состоит из элементов, которые вступают в определенные связи).

Системный анализ — это научный, всесторонний подход к принятию решений. Вся проблема изучается в целом, определяются цели системы и различные пути их реализации в свете возможных последствий. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

Одна из задач системного анализа заключается в раскрытии содержания проблем, стоящих перед руководителями, принимающими решения, настолько, чтобы им стали очевидны все основные последствия решений и их можно было бы учитывать в своих действиях. Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных факторов и моментов, которые могут быть неизвестны специалистам, готовящим решение.

Теория групп. Это общее название одного из распространенных подходов к политическому анализу. Артур Ф. Бентли и Е.Р. Херринг (США) выдвинули идею о том, что политика, в сущности, является борьбой групп. Концепция их соотечественника Д. Трумэна в принципе знаменует собой признание групповой парадигмы в политологии. В соответствии с его теорией, главное – это не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют члены группы. Это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов.

Групповую теорию политики кратко можно изложить следующим образом:

политика – процесс авторитетного распределения социальных ценностей – это достигается с помощью принятия решений; решения – продукт деятельности; многообразие видов деятельности обусловлено деятельностью групп, поэтому борьба между группами (за интересы) определяет принятие тех или иных решений. Группа и интерес неразделимы. Принятие решений является результатом деятельности организованных групп, вторгающихся в процесс выработки и принятия решений. Поэтому политическая реальность кроется в постоянной борьбе за власть и влияние между группами.

Рациональное решение и этапы его принятия. ациональное решение - это решение, которое основывается на базе аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта. роцесс принятия рациональных решений состоит из последовательности взаимосвязанных этапов, образующих так называемый процессуальный инвариант управленческих решений. К ним относятся следующие этапы:

1. Определение проблемы:

- определить тип решаемой проблемы (проблема функционирования или развития организации).

- определить симптомы проблемы.

- собрать информацию о факторах, влияющих на эффективность организации.

- установить причины возникновения проблемы.

- выявить управляемые факторы, которые могут повлиять на решение проблемы

2. Постановка цели принятия решения:

- Сформулировать глобальную цель управления, достижение которой решает проблему.

- Разделить глобальную цель управления на подцели и построить «дерево целей».

- Сформулировать цели принятия решений.

- Определить критерии выбора альтернатив.

3. Анализ факторов, влияющих на принятие решения:

- Определить перечень всех факторов (переменных), влияющих на принятие решения.

- Собрать информацию о значениях этих факторов и выявить среди них неопределенные факторы.

- Установить природу, источники возникновения и диапазоны возможных значений неопределенных факторов.

- Разработать модели влияния неопределенных факторов на организацию.

4. Разработка альтернатив:

- Сформировать исходное множество альтернатив (идей, гипотез, предположений), направленных на решение проблемы.

- Определить множество допустимых решений.

- Сократить число допустимых решений путем исключения «заведомо непригодных» альтернатив.

- Определить множество эффективных решений (если это возможно).

5. Оценивание альтернатив:

- Определить состав атрибутов (показателей эффективности или качества) для оценивания альтернатив.

- Определить тип шкалы для измерения каждого показателя.

- Определить количественные и качественные показатели.

- Тщательно продумать все возможные последствия каждой альтернативы и оценить их с помощью модели процесса реализации решений.

6. Выбор альтернативы:

- Определить тип задачи принятия решения.

- Выполнить постановку задачи и разработать методы ее решения.

- Сравнить все альтернативы между собой с учетом значений всех атрибутов и влияния неопределенных факторов

- Определить оптимальное или удовлетворительное решение.

7. Реализация решения:

· Согласовать решение с исполнителями и руководителями других организаций (или подразделений), заинтересованных в решении проблемы.

· Утвердить принятое решение у вышестоящего руководителя (владельца проблемы).

· Разработать план реализации решения.

· Сформулировать задачи исполнителям, распределить полномочия, ответственность и организовать взаимодействие между ними.

· Мотивировать исполнителей на выполнение поставленных задач.

· Осуществлять текущий контроль процесса реализации решения.

8. Контроль результатов:

· Измерить фактические результаты (значения атрибутов) принятого решения.

· Передать информацию о результатах руководителю, отвечающему за решение проблемы (если это необходимо).

· Сравнить фактические и требуемые результаты между собой с учетом масштаба допустимых отклонений.

· Оценить реальную эффективность деятельности организации

В общем случае степень развернутости процесса принятия решений, т.е. его расчленения на отдельные этапы, зависит от сложности и новизны проблемной ситуации. В относительно простых или повторяющихся ситуациях процесс принятия решений зачастую выглядит как «скачок» непосредственно от уяснения симптомов проблемы к собственно выбору альтернативы и не включает каких-либо промежуточных этапов. При усложнении ситуации или появлении новых ситуаций в процесс выбора неизбежно добавляются другие самостоятельные этапы, необходимые для решения проблемы.

Однако даже в этом случае должен соблюдаться принцип «разумной достаточности», т.е. число этапов должно быть не максимальным, а достаточным для принятия качественного решения за приемлемое время.

Р асхождение нормативного и реального процессов принятия решений состоит в наличии постоянных возвратов с последующих этапов на предыдущие и их коррекции с учетом поступления новой информации.

Другими словами, реальный процесс принятия решений носит итеративный характер, который объясняется тем, что каждый его этап неизменно сопровождается текущим контролем ситуации, позволяющим отслеживать динамику ее развития, а также оперативно реагировать на ошибки ЛПР и воздействия неопределенных факторов. Это возможно только путем возврата на предыдущие этапы, их переосмысления и проведения новой «итерации» в процессе принятии решения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал