Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная политика в области социальной зашиты
Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу, когда государство, учитывая климат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказания социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения. Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний. Модель национальной системы социальной защиты представлена в таблице. Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 году утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы. К ним относятся: Граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами. Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица. Труженики тыла во время Великой Отечественной войны. Одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и др. основаниям). Вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма. Лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные. Зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы. Лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний. Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно-воспитательного учреждения. Лица без определенного места жительства. Семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики. Семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет. Семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семьи с низким уровнем дохода. Многодетные семьи. Неполные семьи. Семьи несовершеннолетних родителей. Молодые, в т.ч. студенческие семьи. Матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Беременные женщины и кормящие матери. Самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости). Дети сироты или оставшиеся без попечения родителей. Безнадзорные дети и подростки. Дети и подростки с девиантным поведением. Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию. Разводящиеся семьи. Семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей. Граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам. В настоящее время в качестве объекта социальной политики выступают наименее социально защищенные и остро нуждающиеся категории населения. Среди них - пенсионеры (34, 8 млн.), злоупотребляющие спиртными напитками и больные алкоголизмом (более 20 млн.), употребляющие наркотики (2 млн.), страдающие психическими заболеваниями (4, 5 млн.), ежегодно совершающие самоубийства (50 - 80 тыс.), безработные (около 8 млн.), беженцы и вынужденные переселенцы (более 1 млн.) и др. Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социального обслуживания населения (через сеть учреждений). В настоящее время в России осуществляется более 80 федеральных программ, в т.ч. социальных: Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 г.г.; Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда 1998-2000 г.г.; Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»; Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 1997-1999 г.г. (продлена); Президентская программа «Дети России»; - Программа пенсионной реформы в России и другие. Система социального обслуживания населения формируется в рамках Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; геронтологические центры и т.д. Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений.
|