Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Страхование занятости
Для регулирования ситуации на рынке труда в условиях безработицы была создана специальная служба занятости. Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1 образован государственный Фонд занятости населения. Фонд занятости представляет собой совокупность федеральной части Фонда занятости, фондов занятости, формируемых в республиках в составе РФ, автономных областях, автономных округах, краях, областях, городах и районах. Средства Фонда занятости направляются на: мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплаты пособий по безработице, компенсации материальных затрат граждан в связи с их добровольным пере ездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам; возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; мероприятия по созданию дополнительных или новых рабочих мест и др. Условия, размеры, продолжительность выплаты пособий по безработице определяются «Положением о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.11.1992 г. № 877 с последующими изменениями и дополнениями. В настоящее время действует «Порядок регистрации безработных граждан», утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458. В истории службы занятости можно выделить два этапа. Первый из них, относимый к периоду 1991-1992 гг., -«нулевой» этап становления и развития в основном местных служб занятости. Для него характерно довольно быстрое создание на базе прежних бюро по трудоустройству и отделов труда органов принципиально нового типа - бирж труда и центров занятости. Именно они взяли на себя практическую и методическую работу реализации Закона о занятости в условиях развала старых структур управления, центробежных тенденций в регионах страны и непоследовательной политики новой администрации. Итак, в середине 1991 года из Минтруда РФ выделился Комитет по занятости, к концу того же года он «влился» обратно, затем в 1992 году была вновь образована самостоятельная федеральная структура. С 1997 г. Федеральная служба занятости вновь входит в структуру Министерства труда и социального развития. Решающую роль в становлении службы занятости сыграли местные органы труда и занятости, действовавшие автономно от центра. Им в целом удалось справиться с новой ситуацией на рынке труда и принять на себя хлынувший поток легализованных безработных. С началом либерализации цен, а также с ростом числа высвобожденных работников ввиду промышленного спада и затянувшейся реорганизации органов управления в короткий срок были налажены регистрация и материальная поддержка безработных, созданы новые формы посредничества на рынке труда, облегчавшие поиск работы, сбор средств в фонды занятости. Невзирая на организационные и финансовые трудности начального этапа, отсутствие обученного персонала и практического опыта работы с безработными, в течение 1992 года были «освоены» основные гарантии занятости, такие как профессиональное обучение, создание новых рабочих мест, временные работы. Поэтому стартовый уровень безработицы был незначителен и, как правило, не превышал 1% трудоспособного населения. С 1993 года начинается новый этап развития государственной службы занятости. В законодательство внесены изменения и дополнения о ее статусе, гарантиях занятости, регистрации безработных, обеспечивавшие усиление централизации регулирования рынка труда. Были в два раза увеличены платежи предприятий в фонды занятости, возросли и нормы отчислений в пользу центра. Федеральная служба занятости превращается в ведомство с разветвленной системой подчиненных ей местных органов, солидной финансовой и материальной базой. Центр объявляет на всероссийском уровне борьбу с растущей безработицей. Одновременно начинается передел сфер влияния на рынках труда, а фактически - «тяжба» за деньги, аккумулированные в Федеральном и региональных фондах занятости. С самого начала правительственная политика занятости рассматривалась как часть «социального блока» и была призвана смягчить методы «шоковой терапии», снизить высокие социальные издержки на старте рыночных реформ. Каковы же ее итоги за шесть лет проведения? Можно утверждать, что в России создана вполне современная, сопоставимая с западными аналогами служба занятости. Она располагает значительными финансовыми ре сурсами, обученным персоналом, средствами сбора и обработки информации о рынке труда. Взятый на старте новой политики занятости курс на обслуживание незанятых граждан привел в действие механизм нового посредничества. В регионах были созданы информационные банки свободных рабочих мест с использованием компьютерных сетей, работают консультационные службы. С 1993 года были установлены компенсационные выплаты работникам, находящимся под угрозой увольнения, в том числе занятым неполный рабочий день (неделю) по независящим от них причинам или находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Таким образом Россия стала первой страной в мире, где заработную плату неработающим полное рабочее время выплачивают из фондов занятости. Особое внимание службы занятости было обращено на людей, уже потерявших работу и заработок ввиду низкой конкурентоспособности на рынке труда. Именно для них -фактических аутсайдеров - в первую очередь предпринимались меры по содействию трудоустройству, организовывалось при необходимости профобучение, создавались новые рабочие места. Однако большая часть вновь трудоустроенных безработных была занята низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом. Проводимая политика занятости сознательно была направлена против высвобождения работающих, то есть сокращения избыточной занятости. Предоставляемые государством дотации убыточным предприятиям позволяли сохранять завышенную численность персонала. Это привело к падению производства, снижению производительности труда, деквалификации простаивающих работников, получающих социальное пособие, потери безработными мотивации к труду. Резко возросли простои и потери рабочего времени вследствие полных или частичных остановок производства, дополнительных отпусков по инициативе администрации. Растущая из года в год неполная занятость на производстве увеличивает потенциал безработицы. Безработица в скрытой под видом неполной занятости форме и не учитываемая на рынке труда в 3-5 раз превышает официально зарегистрированный уровень. Содержание неработающих за счет государства обходится все дороже и дороже. Постепенно ведомство запрограммированного трудоустройства и трудоприменения начинает трансформироваться в организацию социальной защиты неработающих «занятых» и «прилаживания» безработных к предприятиям со всеми вытекающими последствиями. Ради этого проводятся дорогостоящие и обременительные для фондов занятости мероприятия. Опережающим темпом растут расходы на содержание бюрократического аппарата по борьбе с безработицей. За последние два года по мере нарастания кризиса социально-трудовых отношений началось размывание едва сложившихся рынков труда, а в отдельных случаях произошел их распад. Это выражается прежде всего в укреплении монопольного положения существующих предприятий, трудностей в развитии малого и среднего бизнеса и подрыве конкуренции, падении жизненного уровня трудящихся. Реальная заработная плата рабочих и служащих резко снизилась по сравнению со скудным прожиточным, а фактически физиологическим минимумом. Более того, даже урезанную зарплату на многих предприятиях не выплачивают по 3-4 и более месяцев, не индексируют в связи с ростом цен и инфляцией. Выдаваемая рабочим заработная плата превратилась в даруемое им «жалованье», она утратила связь с эффективностью и производительностью труда, не обеспечивая даже простого воспроизводства рабочей силы. Все большая часчь рабочих, как во времена сплошной коллективизации, работают за «палочки» под будущий расчет, получая зарплату затоваренной продукцией предприятий, натурой по бартерным сделкам, талонами на питание, другими суррогатами оплаты. Минимум оплаты труда, установленный и регулируемый государством, недостаточен даже для социальной поддержки неквалифицированных и малоимущих работников. На деле он служит лишь базой для вычетов из заработка, штрафов, поборов и платежей. Этот труд без меры, нормы и оплаты по иронии можно назвать воплощением труда коммунистического, но на новых хозяев. «Разгосударствление» политики доходов в пользу крупных монополий и увязанные с этим отраслевые перекосы (до 10 раз) в оплате труда в сочетании насаждением единой тарифной системы в бюджетной сфере, на «казенных» предприятиях, и замораживанием заработной платы на минимальном уровне ускорили процесс обнищания основной массы трудящихся. «Новые бедные» в России - это работающие, но незарабатывающие люди. Рост их бедности становится чрезвычайно разрушительным фактором экономики. Если рабочий получает все меньше и живет все хуже, он еще хуже работает и подрывает собственное благосостояние. Бедность работающих нарушает равновесие между трудом и капиталом, угрожает социальному миру, является причиной конфликтов и напряженности в обществе. В это же время недопустимо выросла «резервная армия труда». Скрытая под видом неполной занятости безработица на рабочих местах еще больше понижает цену рабочей силы, устраняя конкуренцию работников на открытом рынке. Разрушая механизм спроса и предложения, она угрожает распадом локальных трудовых рынков, деформирует отраслевую структуру занятости. Более того, искажая истинное положение дел на рынке труда и производстве, она накапливает потенциал обвальной безработицы. Монополизация рынков жилья и его непомерная по сравнению с заработками цена, особенно в столичных мегаполисах, препятствует трудовой мобильности мигрантов из депрессивных районов. Тем не менее центры занятости почти не занимаются переселением высвобождаемых работников и наборами по контрактам безработных в районы с благоприятной экономической конъюнктурой. На фоне общей разбалансированности спроса и предложения на рынке труда переподготовка кадров крайне слабо увязана с потребностями предприятий в квалифицированных работниках. Она имеет в основном социальную направленность на обеспечение занятости зарегистрированных безработных на доступных для них вакансиях без учета их реальной трудопригодности. В результате значительное число ра- бочих мест постоянно остается незаполненным. Социальные пособия стандартизованы по срокам, условиям и нормам для всей страны и предоставляются без учета трудового вклада и материального положения безработных. Большинство из граждан, стоящих длительное время на учете в центрах занятости подрабатывают на стороне. Но вместе с тем уровень пособий многих «мнимых» безработных завышен по отношению к реально утраченному заработку. Поэтому отсутствует заинтересованность безработных со «стажем» в профессиональном труде. Долговременная, оплачиваемая за казенный счет безработица принимает хроническую, иждивенческую форму. Службы занятости в регионах со сложной социально-экономической ситуацией, особенно в тех, где перенаселение и неучитываемую занятость путают с безработицей, просят дотаций из бюджета на программы, не дающие эффекта. Причем упор делается на дорогостоящие, престижные мероприятия. В результате создается видимость активности на рынке труда. Фактически теряется контроль за реальной ситуацией в социально-трудовой сфере, растут сверхэксплуатация и бедность работающих, ширятся потоки нерегулируемой трудовой миграции, вновь расцветают «черный рынок» и теневые структуры, которые мультиплицируют нелегальную занятость и неучитываемые налогообложением доходы. На фоне видимых ведомственных успехов в содействии занятости деградирует система наемного труда, без которой немыслима рыночная экономика. Чтобы вывести из кризиса отношения труда и капитала, достичь баланса эффективности и социальной справедливости, необходима целостная социально-трудовая политика как составная организационная часть рыночных реформ, способная создать сбалансированную систему наемного труда и страхования безработицы, сформировать свободный рынок труда. Нужно связать воедино заработную плату, трудовые отношения, эффективную занятость, рынок труда и социальное страхование. Необходимо пересмотреть отношение к безработице. Следует признать, что безработица - неотделимый элемент рынка труда. Более того, это оборотная сторона свободы тру да, а в условиях движения к рынку - постоянно возрастающий социальный риск, особенно при трансформации латентной безработицы в открытые формы. Пора, наконец, перейти от призывов к профилактике недопущения массовой безработицы к выработке профилактических мер, включающих ряд моментов. Рынки труда должны стать более гибкими в первую очередь за счет отмены административных ограничений на свободный перелив рабочей силы. Биржи труда обязаны оперативно информировать, предпринимать усилия по трудоустройству высвобождаемых работников за счет территориального их перемещения. Необходимы действенные меры в сфере профессиональной переподготовки рабочей силы для ее адаптации к структурным перекосам на рынках труда, которые должны стать составной частью федеральных и региональных программ. Представляется целесообразным дифференцировать по регионам России с учетом реального положения и перспектив единые в настоящее время для всей страны условия предоставления гарантий занятости, нормы и сроки выплаты пособий, материальной помощи безработным. Социальные гарантии по безработице целесообразно привести в соответствие с экономическими возможностями субъектов Федерации и ресурсами местных фондов занятости. Надо стремиться к большей открытости рынков труда и высокой трудовой мобильности безработных, нежели перераспределять средства фондов в порядке дотаций на консервацию архаичных и неэффективных структур занятости. Такой подход обусловливает изменения в самом понимании статуса безработного. В полной мере на него и на соответствующее пособие могут претендовать работники наемного труда, имеющие стаж, профессию, заработок, включенные в страховую систему. В условиях неизбежного роста структурной безработицы важно отделить вынужденно безработных, обеспечиваемых пособиями, от «профессиональных» бездельников, числящихся в гарантированных списках безработных. Чтобы надежно защитить трудящихся от угрозы и последствий вынужденной безработицы в эпоху болезненных для занятости пе- ремен, необходимо создать адекватную рынку труда систему социального страхования. Важно добиться реального выхода страховых фондов из-под контроля и управления исполнительных государственных органов и местной администрации, установления их финансовой самостоятельности на базе социального партнерства. Здесь речь идет об обязательном, предусмотренном законом страховании всех работников наемного труда. С введением дифференцированных страховых систем будет последовательно реализован принцип предоставления гарантий занятости и оплаченного трудом социального пособия по безработице. Он позволит отсечь социальных иждивенцев и направить мнимых безработных на биржи труда за работой, а не за государственной помощью. Страхование безработицы соответствует идеологии трудовых отношений рынка, где наем рабочей силы связан с риском потери рабочего места по экономическим причинам. Оно как бы компенсирует этот объективный риск за счет предоставления заработанных, а не дарованных государством гарантий работникам, включенным в страховую систему, и тем самым укрепляет связь труда и капитала, служит целям поддержания социального мира. В итоге расширяется социальная база реформ, растет авторитет администрации, осуществляющей рыночные преобразования. Страхование вселяет уверенность в надежность защиты при вынужденной безработице. Это понятная для трудящихся социальная защита, когда увязаны трудовой вклад и страховка по нему, размеры и сроки выплаты пособий, компенсации и льготы, дополнительная помощь и услуги. Оправдано и более широкое использование средств страховых фондов на структурные преобразования на рынке труда, мероприятия по повышению конкурентоспособности работников, а также их участие в финансировании специальных, социально значимых программ борьбы с застойной безработицей в кризисных регионах страны. Таким образом, создание в полном объеме системы социального страхования безработицы становится необходимым условием реформирования трудовых отношений, перехода к эффективной занятости и формирования цивилизованного рынка труда.
|