Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель отношения между понятиями.
(авт. Сорокина Л.В.) Цели: · обобщить знания о понятии «модель», как о подобии реальных объектов, акцентировать внимание на строгом порядке действий при построении модели; · сформировать понятие о том, что отношение может быть объектом моделирования; · рассмотреть виды моделей отношений между понятиями; · сформировать умение моделировать различные отношения между понятиями; · совершенствовать навыки работы на компьютере.
Педагогические задачи: · развивать понятийный аппарат обучающихся в части представлений о моделировании отношений между понятиями, их видовыми различиями; · развивать аналитические умения обучающихся при рассмотрении отношений между понятиями; · обратить внимание на специфику моделирования различных отношений между понятиями; · научить строить простейшие модели отношений между понятиями; · организовать изучение материала на основе увеличения самостоятельной работы ребенка с книгой.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока: · знать, что отношение, как и любой другой объект, может являться объектом моделирования; · понимать, что модель отношения между понятиями можно представить в виде текста и графически; · уметь соотносить тип модели с конкретными приметами; · уметь строить модели отношений между понятиями в виде суждений и диаграмм; · уметь определять порядок действий при создании модели отношений между понятиями; · уметь самостоятельно приводить примеры из жизни по предлагаемой модели отношений.
Ключевые понятия: модель отношения, текстовая модель, графическая модель.
Вспомогательные понятия: моделирование, понятие, суждение, отношение пересечения, отношение не пересечения, отношение равнозначности, отношение вложенности. Характеристика урока: · форма организации: эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт обучающихся; · тип урока: комбинированный. Материальное обеспечение урока: учебник, Р/Т № 2, демонстрационный ПК (или мультимедиа проектор и экран), ЭОР (бета-версия) к учебнику (или ЭОР на CD «Мир информатики» (3-4 год обучения) Кирилл и Мефодий), презентация к уроку, индивидуальные листочки с заданием для проведения этапа актуализации знаний.
План урока:
VII. Компьютерный практикум (8-9 мин). VIII. Обобщение и подведение итогов (3-4 мин).
Ход урока: Ι. Организационный момент, нацеливание на работу. (слайд 2) - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы примерим на себя роль «информационных модельеров». Мы продолжим изучение моделей, узнаем новые их виды, займемся самостоятельным моделированием, будем решать информационные задачи с помощью компьютера. Конечно, нам понадобятся внимательность, сосредоточенность, воображение. Вперед, друзья! К новым горизонтам знаний! Ι Ι. Проверка домашнего задания. - Чтобы двигаться дальше, необходимо проверить, как вы усвоили прошлую тему. Давайте обсудим домашнее задание (слайд 2, щелчок) Устная самопроверка задания № 2 в Р/Т на с. 3 (рис. 87) (задания появляются на слайде по щелчку) Рис. 87 Коллективный разбор задания № 14 в Р/Т на с. 10 с проверкой на слайде по щелчку (слайд 3) (рис. 88) Рис. 88 Защита выбранного порядка при создании моделей детьми. Пример защиты. (Я нарисовал кораблик. Это графическая информационная модель реального корабля. Создавая рисунок, я действовал в следующем порядке: 1 - определил цель – показать младшему брату, как выглядел корабль, на котором мы всей семьей плавали прошлым летом; 2 – вспомнил объект-оригинал и назвал части корабля, необходимые для рисунка; 3 – выбрал лист бумаги, на котором умещу корабль; 4 - выбрал цветные карандаши из коробки; 5 – нарисовал корабль на листе; 6 – показал маме для проверки точности передачи изображения)
Ι Ι Ι. Актуализация знаний с выходом на тему урока. - Для изучения новой темы нам необходимо кое-что вспомнить (слайд 4). Для этого мы выполним задание на листочках: соедини стрелкой левую и правую части (рис. 89). Рис. 89 (После самостоятельного выполнения осуществляется коллективная проверка каждой пары по щелчку на слайде 4) (слайд 5) - Что мы представляем, какими сведениями можем поделиться с окружающими, когда слышим слова «дерево», «береза»? (Дерево это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветками, образующими крону. Береза это лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями) - Вы сейчас что сформулировали? (понятия) (слайд 5, щелчок) - Правильно, понятие – это тоже объект, который имеет имя, свойства и отношения. - Какие отношения могут быть между понятиями? (род → вид; вид ↔ вид) - Какие отношения между понятиями «дерево» и «береза»? (Понятие «дерево» по отношению к понятию «береза» родовое) (слайд 5, щелчок) (рис. 90) Рис. 90 - Смоделируйте отношения между понятиями «дерево» и «береза». (Затруднение у детей) - Почему вы не смогли выполнить задание? (потому что мы этого еще не умеем делать) - Значит, чему мы сегодня должны научиться на уроке? (научиться моделировать отношения между понятиями) - Это и есть тема нашего урока. (слайд 6 с темой урока) (рис. 91) Рис. 91 Ι V. Изучение нового материала в ходе самостоятельной работы с книгой. - Прочитайте, пожалуйста, текст учебника на с. 108. и найдите ответ на вопрос (слайд 7): какие существуют формы моделей, отражающие отношение между понятиями? (отношения между понятиями можно представить в виде текстовой и графической модели) (слайд 7, щелчок) - Попробуем по аналогии с учебником составить текстовую и графическую модели отношения между понятиями «дерево» и «береза». (слайд 7, щелчок, щелчок) (рис 92) Рис. 92 Работа с выводом 1 на с. 109 (самостоятельное чтение, хоровое заучивание, фронтальный опрос части детей)
- Самостоятельно на с. 109 найдите ответы на следующие вопросы: (слайд 8) 1 Что мы получаем, читая суждение или рассматривая круги Эйлера-Венна? (информацию) (слайд 8, щелчок) - Как называется модель, которая несет информацию об отношении между понятиями? (слайд 8, щелчок) 2 Для чего нужно моделировать диаграмму или текстовую модели? (слайд 8, щелчок) (рис 93) Рис. 93 Работа с выводом 2 на с. 109 (аналогично выводу 1)
Физкультминутка (слайд 9)
V. Первичное закрепление с проверкой знаний (слайд 10 чистый) 1. Коллективное рассматривание примеров по теме урока в учебнике на с.110 – 112 с повторением видовых особенностей графических моделей (пересечение, не пересечение, подчинение) 2. Коллективное выполнение заданий в Р/Т на с.14 – 16 № 4 – 6. 3. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Цель работы: выявление уровня усвоения темы обучающимися, определение группы детей, имеющих затруднения для дальнейшей коррекции. (Задание № 8 на с. 17 в Р/Т) VΙ. Компьютерный практикум (слайд 11) Работу можно организовать следующим образом: класс делится на пары, пересаживается к компьютерам. Поочередно выполняются задания. Вариант 1. Используется ЭОР (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика и ИКТ», 4 класс, 2008 г., папка 14, задания № 1 (с комментированием), 5-6 – 1 ребенок, 7-8 – 2 ребенок. Вариант 2. Используется ЭОР на CD «Мир информатики» (3-4 год обучения) (Кирилл и Мефодий): 3 год обучения, задания к теме «Множества» - № 3 – 1 ребенок; № 4 – 2 ребенок; дополнительно – к графической модели записать текстовую. Вариант 3. Используется ЦОР с сайта «Единая коллекция ЦОР» https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/62179c51-6025-497a-ab4c-4ca86e6bfe78/? interface=pupil& class[]=45& subject[]=19 Устройство ввода «клавиатура», ресурс «Группа алфавитно-цифровых клавиш» (тренажер «Тренировка набора символов») VΙ Ι. Обобщение и подведение итогов (слайд 12) При подведении итогов обобщаются полученные знания по вопросам на с. 112-113 учебника. VΙ Ι Ι. Домашнее задание (слайд 13) 1. Прочитать текст учебника с 107 - 111. 2. Ответить на вопросы с 112-113. 3. Выполнить задания в Р/Т с. 16 № 7, с 19 № 11. Используемая литература: 1. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для второго класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 175с.: ил. 2. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для второго класса. Ч.1 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 78 с.: ил. 3. Матвеева Н.В. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 319 с.: ил. 4. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008, - 191 с.: ил. 5. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.1 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 79 с.: ил. 6. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 420 с.: ил. 7. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008, - 239 с.: ил. 8. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч.1 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 79 с.: ил. 9. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 79 с.: ил. 10. ЭОР (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика и ИКТ», 4 класс, 2008 г. 11. https://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_MatveevaNV.html 12. https://www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary/index.html 13. https://school-collection.edu.ru 14. https://www.cis.unibel.by/docs/SITE/uch_pr/inform/in_11.htm 15 https://www.cis.unibel.by/docs/SITE/uch_pr/inform/mir_inf.htm 16 https://www.rusedu.info/CMpro-l-s-2.html
|