Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение древнегреческой философии. Ионийская (милетская) школа: Фалес.Анаксимандр. Анаксимен. Итоги ранней греческой философии.






Основные этапы античной философии.

Традиционная классификация:

1. 7-5 вв. (300 лет) - Досократики

2. 5-4 вв. (200 – 150 лет) - Классика (Сократ)

3. 322 г. до Р.Х. – 529 г. по Р.Х. - Эллинизм.

Классификация А.Ф. Лосева: (см. работы: «История античной философии», «История античной эстетики»).

- Мифология

- Классика

- Эллинизм.

I Досократовский период (натурфилософия)

До Сократа философия направлена на космогонию, на миро-объяснение. Задача познать внешний мир, его строение и происхождение, причины и начало всего существующего.

Основная черта ранней греческой философии: наивный реализм мышления (т.е. не ставится вопрос о возможностях и условиях познания, - сущее мыслится как тело и вещество).

Итог натурфилософии – недостаточность и недостоверность чувственного восприятия. Как следствие – скептицизм софистов.

А.Ф.Лосев о досократиках: «в центре – учение об объективной субстанции, устанавливаемой при помощи абстрактно-всеобщих категорий».

II – Классический период (единство гносеологии и этики).

Сократ оставил физику и открыл этику – мир человеческой нравственности. Начало истинного познания и поведения – разум (логос). Высший идеал Сократа - Божественный разум – телеологичен. Он целесообразно устрояет природу.

Если Сократ впервые открыл область идеального (мышления, разума, понятий), то Платон создает науку об этом идеальном – учение об идеях – идеализм.

Аристотель хочет реализовать идеализм Платона, приблизить его к действительности, обратить науку об идеях в науку о действительности. Цель философии – в разумном объяснении действительности. Нет чистых идей, отрешенных от действительности. Принцип всех идей, всякого познания – разум. Разумное объяснение – телеологическое объяснение сути вещей посредством понятий. Для Аристотеля действительность, – это осуществленная идея, воплощенная форма.

III Эллинистический период (миф-логос-миф).

Философия эллинизма, или греко – римская философия менее склонна решать научные вопросы, но более – представляет собой популяризацию знаний и решает практические задачи, в рамках уже не полисной демократии, «вселенской империи» (Александра Македонского, Imperium Romanum). Эллинско – римская философия более уже не свободное искание истины, а ряд разнородных «догматических» учений, существующих на основе традиции (в основном сократических) философских школ. В центре – не общественная, а личная этика (индивидуальная). Т.к. политика потеряла нравственный смысл, и государство перестало быть высшей этической идеей. А.Ф. Лосев о Плотине: материально – чувственный космос, как миф.

 

Возникновение древнегреческой философии. Ионийская (милетская) школа: Фалес.Анаксимандр. Анаксимен. Итоги ранней греческой философии.

 

Пифагор: задача философа – уподобиться Богу, но не стать им, найти в себе меру божественности. Философия – «мирское богословие».

Философия вырастает из мифологии. Для мифа характерно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, пространственных и временных отношений, безразличие к логическим противоречиям. (у мифа своя логика: см. напр. Голосовкер Я.Э. Логика мифа, А.Ф. Лосев. Диалектика мифа)

В мифологии объяснение мира – лишь рассказ о происхождении и творении. Для мифа характерно разграничение сакрального и профанного времени, из чего можно заключить чувственный характер мифологического мышления.

В мифе происходит перенос характеристик субъекта высказывания на объект. Гегель: человек не выделяет себя из объекта (природы). Для такого выделения необходимо представление о естественно-причинной зависимости в природе.

Основание мифологического мышления – произвол (произвольное мышление) Мифическое сознание не знает никаких критериев, кроме произвола (пренебрежения к реальности). Миф становится актуальным, когда происходит разочарование в рациональном способе постижения мира. Когда разум исчерпывает себя, миф выходит из тени и бракосочетается с философией.

Древнегреческая мифология и ранняя натурфилософия находятся между собой в тесной связи: Огонь, Вода, Воздух и другие первостихии философов, прежде чем стать субстанциями в философии, уже имели субстанциальное значение внутри мифа. В философских понятиях дремлет мифопоэтическая сила. Миф – это не просто наивное объяснение мира, но способ видеть, понимать и жить в мире.

А. Ахутин пишет: миф преодолевался в размышлении над миром мифа, а не в свободном разглядывании естественных вещей. Для Фалеса и Гераклита «все полно богов». Учение об элементах – стихиях было извлечено ионийцами из размышлений над мифами и развито в форме космогонии.

Сходство мифологии и философии: Миф - конструирует мир, запредельный чувственному миру реальности. Философия также отыскивает первоначала и первопричины всего сущего, которые носят сверхчувственный характер.

Н.Бердяев писал: греческая мифология ставила жизнь человека в зависимость от судьбы, греческая философия хотела поставить жизнь человека в зависимость от разума. Здесь у Бердяева с одной стороны противопоставление, с другой стороны указание на общность: зависимость от темного и бессознательного возрастает до зависимости от сознательного и разумного, но при этом зависимость не возрастает до свободы духа.

Ионийская (милетская школа)

Фалес (625 – 547 до Р.Х.) – предприниматель, мореплаватель, математик, астроном, философ. Он впервые поставил вопрос: что является первоначалом – субстанцией (греч.), из которой возникли все вещи? Ответ: вода – основа всего сущего. «Вода есть наилучшее». Бертран Рассел высказывание Фалеса («все возникло из воды») считает первой научной гипотезой.

Анаксимандр (610 - 545 до Р.Х.). Первоначало – не вода, а беспредельное – апейрон (apeiron - предел, а – отрицание).

Т.к. все вещества чувственного мира находятся в постоянном процессе перехода друг в друга, круговорота, следовательно, ни одна из чувственных материальных вещей может быть первоначалом, которое по Анаксимандру отлично от всех стихий. Но сама идея архе (греч.) – начала, необходима для него и спасая ее, он вводит понятие апейрон – качественной беспредельности, тела, лежащего за пределом чувственного восприятия, недоступная ему вечная, вневременная субстанция, которая объемлет все миры», и превращается в известные субстанции.

В ранней греческой натурфилософии господствует идея космической справедливости – естественного закона, восстанавливающего равновесие всех стихий. Главный принцип – «не переступать установленных от века границ».

Доказательство: если бы один из элементов – стихий была главной, то поглотила бы все остальные. Существует вечное движение, в ходе которого произошло образование миров. Миры возникли в результате развития, а не творения. (Эволюция против творения).

Таким образом Анаксимандр выступает как первый защитник теории эволюции.

Анаксимен (588 – 525гг.) – согласно его учению субстанция – воздух. Это перводвигатель вселенной, начало движения, развития, формообразования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал