![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Софисты
Главная тема – открытие мира человека и его сознания. Протагор (490 – 420 до Р.Х.) Горгий (480 – 380 до Р.Х.) Критика оснований традиций греческой цивилизации, ее нравственных обычаев, устоев. Их порок – в непосредственности традиций культуры и обществе. Право на существование должно быть обосновано, доказано субъективным сознанием. Смысл греческого просвещения – популяризация философии, науки, риторики. Софисты – первые стали получать гонорары за обучение. Исходный принцип – Протагор – «человек есть мера всех вещей». Критерий оценки – чувственная склонность индивида. В теории познания отд. Индивид. - главный субъект познания. Знание через органы чувств, но чувственное восприятие – субъективно. Следовательно, – всякое человеческое знание относительно. Объективное, истинное познание недостижимо – субъективный идеализм. (объективной истины не существует) Критерий истины – отдельный индивидуум и его органы чувств. Следовательно, мировоззрение с. – субъективизм, релятивизм, скептицизм. Если элеаты утверждали: мир мнения не существует, то софисты противоположное: только мир мнения и существует Бытие – это чувственный мир индивидуального восприятия. Главный принцип теоретического познания и этики – произвол индивида. Релятивизм теоретического познания обосновывает нравственный релятивизм: любые правовые нормы, государственные законы и моральные оценки – условны. Сократ Сократ сперва ученик софистов, затем их критикует. Основной вопрос, – что такое человек и его сознание? Любимое изречение – познай самого себя, – было написано на стене храма Аполлона в Дельфах. Сохранилось предание, – что дельфийский оракул, будучи спрошен о том, кто мудрейший из эллинов назвал Сократа. Задача Сократа – выявить не только субъективное, но и объективное содержание сознания. Если софисты считали 1-ое мерой и судьей всего, то Сократ – 2-ое, т.е. разум (надындивидуальный) – дает не индивидуальное мнение, а всеобщее общеобязательное знание на основе понятий и строгом определении предметов. Философия – как любовь к знанию – это нравственная деятельность. Знание – есть добро, основа добродетели. Безнравственный поступок – плод незнания истины – если человек знает, что хорошо – он никогда не поступит дурно. Дурной поступок – заблуждение, ошибка. Поскольку нравственное зло идет от незнания, следовательно, знание – источник нравственного совершенства. Философия, как путь к знанию – средство формирования добродетельного человека и справедливого общества. Жизнь и смерть Сократа символически раскрывают нам природу философии. Сократ пытался найти в сознании человека твердую опору для нравственности, права, государства. После того, как старые, традиционные основы были разрушены индивидуальной критикой софистов. «Я знаю только то, что ничего не знаю». 8. Онтология Платона: бытие и становление. Иерархия идей. Определение идеи.
|