![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Онтология.
Бытие – вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Если Демокрит понимал бытие как материальный физический атом, то Платон, как идеальное, бестелесное образование – идею Бытие – это мир идей, вечных, неизменных, бессмертных. Миру идей противостоит мир становления, где все становиться, возникает и уничтожается, но никогда не есть. Платон писал: «Нужно отвратиться всей душой от всего становящегося, чтобы выдержать созерцание бытия». Идеи Платон называет сущностями (от греч. глагола «быть»). Видимые вещи существуют только в силу их причастности идеям.
Есть сходство с элеатами и пифагорейцами. Отличие от элеатов: идей много. Вопрос: как обеспечить их единство? Чтобы решить этот вопрос Платон обращается к понятию «единого», но толкует его иначе, чем элеаты. Единое – само не есть бытие, оно выше бытия (идей), составляет условие возможности мира идей. Единое – это высшее благо, к которому все стремиться, но оно недоступно разуму, о нем нельзя сказать ничего кроме отрицания, оно по ту сторон убытия. Впоследствии для обозначения единого возник термин «трансцендентное». Онтология. Мир идей – бытие – мужское начало. Материя и пространство – небытие – женское начало. Чувственно воспринимаемый мир – посередине, есть порождение идей и материи, кажущее бытие (детище). Иерархия идей: 1. Высшие идеи – блага, истины, прекрасного 2. Идеи физических явлений и процессов – огонь, цвет, движение. 3. Идеи отдельных единичных существ – человека, животных. 4. Идеи предметов. Определение идеи: 1. Причина – источник бытия вещей. 2. Принцип вещи – существует объективно в самой реальности (не понятия челов. ума и сознания). 3. Образец 4. Цель – к которой стремится все существующее. 5. Идея – не только реальное бытие, но и мысль, понятие о бытии, родовое понятие о сущности предмета. 6. Сущность всякой вещи. Отметим платоновское различие между сущностью и явлением с тем, что существует по истине и тем, что не имеет истинного бытия. «что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится и никогда не существует». 9. Гносеология Платона. Проблема души и тела. Отношение к материи. Этика и учение о государстве. Платон и святоотеческое богословие. Источник познания – воспоминание бессмертной души о мире идей. Восприятие чувственных вещей дает не знание, а мнение. Метод познания - диалектика – разумное постижение ис. сущ-х родов. бытия. – гипостезирование понятий – превращение в самостоятельную сущность, реальность общих понятий. Гносеология – принципы познания – идея, а не чувственное знание. Любовь к идее (эрос) – основа всей теории познания, так что любовь и познание оказываются неразрывным целым. Идея вовсе не оторвана от вещи, но является основанием осмысленного существования вещи и ее структуры. Идеализм Платона – учение прежде всего онтологическое, его гносеологический аспект вторичен. Но и с точки зрения гносеологии идеи – это идеи о формах бытия. А не сознания, сущности, а не явления Идеализм Платона – это телеологический идеализм. Мир идей – это мир целесообразности. Идея блага – как высшая идея – стягивает другие идеи в общее единство – единство цели – благой цели. Порядок мира целесообразен – все вещи стремятся достигнуть благо, хотя и не способны. Бог и есть благо – Разум - (Целесообразность – это есть соответствие вещи ее идее). Постигнуть идею – свести все многообразие чувства, причинно - обусловленных явлений и их сверхчувственному и целесообразному единству или закону. Бытие – мир идей
|