![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение Ф. Бекона об идолах
Учение связано с идеей познания. Идолы – препятствия на пути познания. 1. идолы рода (проявляются в теологическом (целесообразном) приписывании природа конечных целей, которые ей не свойственны). Бекон отказывает природе в целесообразности. 2. идолы пещеры (ошибки свойственные человеку в силу его субъективных симпатий и предпочтений). 3. идолы площади (ошибки, рожденные речевым общением). Они возникают потому, что слова только имена, знаки, они ничего не говорят о сущности вещей. 4. идолы театра (ошибки связанные со слепой верой в авторитеты). Например, система Аристотеля (была высочайшим авторитетом 2000 лет), схоластика Фомы Аквинского. Истина не дочь авторитета, а чадо своего времени. В конце жизни Бекон написал утопический трактат «Новая Атлантида» («Атлантида» написана Платоном). Бекон изображает свое государство, где главную роль играют наука и техника. Технические достижения способствуют улучшению жизни человека. Там описываются подводные лодки, зрительные приспособления, звукопередатчики, приспособления для оживления человека после смерти. Все это свидетельствует о том, что Бекон был технократом (технократия – вера во власть техники). «Легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более глубокие возвращают к религии». «Прогресс естествознания хотя и губит суеверия, но укрепляет веру». Не смотря на эти афоризму, философия Бекона была материалистичной. Джон Локк (1632-1704) Локк еще более развивает эмпирическую философию. Изучал медицину, проявил себя как политик, экономист, общественный деятель. Главное внимание заострено на теории познания или гносеологии. Это характерно для всех философов 17-18 веков. «Опыт о человеческом разумении» 1690. Основной сенсуалистический, гносеологический принцип Джона Локка: «Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в ощущениях». Все человеческое знание выводится из опыта. Как эмпирик, Локк отрицает идею Декарта врожденных идей и утверждает, что все наше знание не является врожденным, а имеет опытное происхождение. «Идеи и понятия так же мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки». Не существует так же и врожденных нравственных принципов, не существует и врожденной идеи Бога, она так же возникает опытным путем. У дикарей и детей нет этих идей. Важнейший принцип называется «tabla rasa» чистая доска. Человеческий ум представляет белую бумагу без знаков и идей. Теория познания Локка стала основой западно-европейского просвещения. Социальная и полит a «Два трактата о государственном управлении». Продолжает линию Гоббса. Существует непрерывная борьба индивидов за самосохранение, но делает шаг вперед в пользу большего либерализма и это проявляется в теме частной собственности. Она – неотъемлемое право каждого человека, которое определяется эгоистическими наклонностями присущими ему от природы. В отличии от Гоббса Локк ограничивает государство. Верховная власть не может быть не ограниченной. Она должна охранять свободу и собственность. Локк впервые выдвинул идею разделения властей на 3 ветви (законодательная, исполнительная, федеративная (судебная)). Только в условиях их независимости друг от друга можно обеспечить права личности. Все власти подчинены закону и праву. О Церкви и религии Локк писал, что нужно отделить Церковь от государства, а знание от Божественного Откровения. Он выдвигал идею веротерпимости. Все это, ставшее для нас реальностью, было сформулировано Дж. Локком. «Письма о веротерпимости» одна из книг философа. 24. Английская философия Нового времени. Гоббс: «Ливиафан» Природа человека и основы социальной философии. Беркли. Солипсизм. Юм.
|