Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализм и номинализм.






Сам спор реалистов и номиналистов породила эволюция аристотелизма на западной почве.

Реализм - подлинной реальностью обладают только общие понятия - универсалии, а не единичные предметы материального мира. Универсалии существуют до вещей - это мысли, идеи в Божественном разуме.

Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

 

В эпоху Средних веков начальное и среднее образование античной эпохи (тривиум и квадривиум). К этому добавлялось СП, христианское учение. Среднее и высшее образование состояло в том, что излагались богословские мнения. Т.о. христианское вероучение, Священное Писание составляли высшее образование.

В Средние века образование получали в монастырских школах и при епископских кафедрах. Школы были необходимы, т.к. христианское богослужение и доктрина — сложная вещь. По верному замечанию проф. прот. В.Мустафина «христианство было обречено на грамотность, это не старые языческие мудрецы, которые могли своё искусство передавать от одного к другому». Был силён институт папства, контролирующий школы. Учили, в первую очередь, христианскому вероучению в широком смысле и Св. Пис. Как тут могли себя проявить философы? В содержательном отношении никак, потому что СП содержало в себе всю истину, так что искать тут нечего; а в способе преподавания могли проявить себя через логику. Логика — умение придавать своей умственной жизни строгую определенность: определять понятия, строить суждения, в соответствии с христианским вероучением, осуществлять умозаключения, да и само начальное образование требовало овладения логикой. Так. что словесность + логика = начальное образование.

Противоположной реакцией на засилье схоластики была мистика — это индивидуальная религиозность, которая, будучи индивидуальной, находилась вне церковного контроля. Мистическое начало в богословской сфере проникло в Западную Европу в IX веке. Там был мыслитель Скотт Эриугена (810-880). Для того времени он был образованным человеком, потому что знал греческий язык, который к тому времени в Западной Европе почти никто не знал. Он перевел на латинский язык Дионисия Ареопагита, а Дионисий Ареопагит (т.н. «псевдо-Дионисий») — это произведение V-VI века, оно проникнуто неоплатоническими мотивами, а неоплатонизм — это и мистицизм. Экстаз — такой способ познания божественной реальности, который приносит максимальное знание о Боге. Эти неоплатонические мистические мысли проникли на Запад и стали одним из факторов стимуляции мистических переживаний, так что философская мысль на Западе в эту эпоху имела два источника: логика-схоластика и мистика. По мысли проф. прот. В.Мустафина «и то, и другое в авторитете не нуждается, потому что кто овладел логикой, тот не нуждается в диктате авторитета — он сам строит свои мысли и имеет своё мнение. Мистические переживания тоже в авторитете не нуждаются: если они есть, то они есть, и принудить к их получению или запретить их получать невозможно».

Номинализм - приоритет воли над разумом. Nomen - лат. имя. Общие понятия - лишь имена. Универсалии - существуют после вещей. Расцвет номинализма в XIVв.

Основные представители:

Росцелин (XII век).

Уильям Оккам ( 1285 - 1349)

Для XIV века — заката схоластикихарактерен Оккам. Уроженец Англии, францисканец. Оккам был диалектик, логик и рационалист. Его даже прозвали «doctor invicibilis» — «непобедимый». XIV век — знаменитые тяжбы между Филиппом Красивым и папой римским. У Филиппа Красивого Оккам и действовал в защиту его занял жесткую номиналистическую позицию. По верному наблюдению проф. прот. В.Мустафина в начале классической схоластики (XII-XIII) доминировали реалисты (Ансельм), а на закате схоластики (XIV) — номинализм.

Аргументы Оккама. Надо отвергнуть выдуманные сущности понятий (идеи), потому что сущности предметов не надо без нужды удваивать. Точно такая же аргументация была у Аристотеля, когда он отвергал существование идей, которые предполагал Платон — в удвоении мира нет нужды.

По Оккаму, общие понятия — это совокупности общих признаков предметов (повторение хорошо знакомой мысли, что общие понятия получаются, когда рассудок человеческий абстрагирует у сходных предметов сходные признаки).

Тем самым, рационалистическая схоластика пришла к своему саморазложению, потому что такая установка об общих понятиях ведет к упадку рационализма, значит, и вообще рационалистической философии, каковой была схоластика.

Схоластическая страсть к логике и онтологии надоела людям, потому что именно образованные священнослужители были профессиональными носителями схоластической учёности. Поэтому в XIV веке обнаружилось отвращение к школьной учёности среди образованных людей мистического склада. Именно XIV век считается расцветом мистики («рейнская мистика» — западная Германия).

И. Буридан (XIVв.)

Главное в номинализме - идея Божественного всемогущества. Творение - акт Божественной воли.

Дунс Скотт (1266 - 1308). Зависимость разума от воли. Воля причина вечного бытия.

Главный удар нанес Оккам: сначала Бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей.

Оккам - реально существует единичное.

Номинализм - отрицает онтологическую иерархию.

Интерес не к идеям, а к эмпирическим вещам. Познают не сущность вещи, а вещь в ее единичности. Знание - теперь установление связи между явлениями. Николай из Отрекура: ум – это не бытие, а представление о бытии. Здесь лежат истоки субъект-объектного разделения.(Субъективное истолкование ума).

В теологии номинализма: приоритет веры над знанием. Приоритет воли над разумом. Практически – нравственного начала над теорией.

В номинализме - истоки новоевропейского математического естествознания и материализма.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал