Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Английская философия Нового времени - См. выше в 23 вопросе (первый абзац).






Философия Томаса Гоббса (1588-1679)

Был ближайшим учеником Ф. Бекона. Кеплер, Галилей и Бекон оказали наибольшее влияние на его философию. Повлияла и английская буржуазная революция (он стал идеологом). Гоббс был последователем эмпиризма, однако он хотел добавит к нему еще и геометрию и механику. Причем он перенес эти способы познания на человека. Человек – часть материального, физического мира. Его материализм носит отчетливо механистический характер. Мир – механизм. «Вся наука исходит из ощущений, нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально или частично в органах ощущения». Это позиция сенсуализма (чувственного опыта). Он материалист, эмпирик и номиналист. «Левиафан»: слабый ум не видит многозначности слов, он запутывается в них; для умных людей слова лишь мерки, которыми они пользуются для счета, для глупых – полноценные монеты. Согласно номинализму Гоббса, общего, универсалий, как объективных вещей не существует, существуют лишь единичные, чувственно познаваемые материальные вещи.

Гоббс признает существование Бога и то, что Бог является источником первоначального движения, но все последующее движение вещей происходит самостоятельно (деизм). Это учение можно назвать механистическим материализмом (все существующее – движущаяся материя или материя в движении).

Антропология. Гоббс подчеркивает эгоистическую природу человека. Он проповедует индивидуализм. Человек действует ради любви к себе, а не другим. Естественное состояние человека – «человек человеку – волк» (Левиафан). В Левиафане Гоббс касается не только антологии, но и социологии. «Счастье этой жизни состоит в постоянном успехе в осуществлении своих желаний». Человек руководствуется лишь природными законами самосохранения.

Левиафан – библ. образ. Гоббс использует этот образ в учении о государстве. Создание государства – единственный выход, чтобы прекратить войну всех против всех. Каждый, ради самосохранения, должен делегировать часть свободы государству (Левиафану), созданному путем общественного договора. Левиафан обеспечивает порядок и выживание. «Вне государства – владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество, в государстве – владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знание и благосклонность».

Джордж Бé ркли (1685-1753)

Также представитель английского эмпиризма, но в отличии от Бекона, Локка и Гоббса, которые были материалистами, был идеалистом. Работал миссионером в Европе и США. В конце жизни получил сан епископа Англиканской церкви. Умер в Оксфорде.

Главной задачей ставил критику материализма и защиту религии. В критики материализма он не признавал понятие материи. Для него материя это некая абстракция. Это наиболее абстрактная и непонятная из всех идей и заключает в себе противоречие. «Ее отрицание не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который никогда не заметит ее отсутствия, атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия». Существование качеств вещей обусловлено нашим восприятием. Быть – значит быть воспринимаемым. Беркли отрицает существование объективного, независимого от наших чувств материального мира. Это точка зрения субъективного идеализма. В крайней позиции он приходит к солипсизму (мир существует лишь пока человек его воспринимает). Нужно считать его родоначальником солипсизма.[5]

Девид Юм (1711-1776)

Очень разносторонний человек, оказал большое влияние на английскую культуру. Написал «Историю Англии» в восьми томах, «Трактат о человеческой природе», «Исследование о принципах морали». Был близким с Адамом Смитом.

Юм продолжил линию сенсуализма Дж. Локка. Главный труд «Исследование о человеческом познании». Мы не можем доказать не то, что мир объективно существует, не то, что мир не существует. Придерживался детерминизма, скептицизма (отвергал понятие субстанции, называя его иллюзией. «Наши доказательства истинности христианской религии являются более слабыми, чем доказательства наших чувств». «Первоначальная религия человечества порождается, главным образом, тревожным страхом за будущее». Юм отрицает возможность рационального обоснования религии и доказательства бытия Бога. Он отделяет разум от нравственности. «В моральной жизни человека большую роль играет чувственность, а не интеллект». Отрицает и свободу воли и более склоняется к утилитаризму[6]. Отрицал идею общественного договора. Общество развивается не через договор индивидов, а из семейных и родовых отношений на основе чувства симпатии, солидарности, благожелательности. Данный момент противоречит утилитаризму. Главной движущей силой развития общества является удовлетворение потребностей и стремление к достижению прибыли. Это является основой политической экономии Юма и оказало большое влияние на теорию Адама Смита.

Позиция Беркли и Юма несколько отличается от других английских философов.

25. Европейская философия Нового времени. Декарт. Принцип cogito.

Декарт и Бекон – два главных основателя философии Нового Времени. Оба родоначальники новой философии и новой науки, основанных на отрицании или пересмотре всей предшествующей традиции. Если эмпирик Бекон апеллирует к опыту, то Декарт к разуму и самосознанием.

Рационалистическая философия Рене Декарта (1596-1650)

Направление в философии, которое основал Декарт, называется картезианством. Декарт – основоположник рационализма. В основу мышления положил принцип очевидности или достоверности. Этот принцип основан:

1. на проверке знания с помощью естественного света разума

2. на отказе от всех принятых на веру суждений.

«На истину натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ». Эта мысль относится к критике традиционных форм передачи знаний. Декарт – антитрадиционалист. Принцип субъективной достоверности означает у Декарта установку на создание собственных мнений. Скептицизм должен расчистить почву для постройки новой, рациональной культуры и цивилизации. Главное внимание Декарт уделял науки, ибо она – средство обладания природы. Для этого научное знание должно быть построено как единая система и важнейшей предпосылкой научного знания является принцип cogito (c o gito ergo sum). Мышление – субъективное человеческое самосознание. Самосознание не автономно в системе Декарта, а связано с Богом. «Истинность мышления, ясного и отчетливого знания гарантирована существованием Бога – существа совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума». Именно связь с Богом делает субъективное человеческое мышление объективным. «Все ясные идеи идут от Бога, а потому объективны». Важное место занимает учение о субстанции. Выделяются две субстанции: духовная и материальная (дуализм). Обе субстанции зависят от Бога. «Субстанция – вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. В строгом смысле Субстанцией можно назвать только Бога, который вечен, всеведущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, Творец всех вещей. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и поддерживаются Его могуществом». Субстанция – лишь то, «что нуждается для своего существования лишь в обычном содействии Бога, в отличие от того, что нуждается в содействии других творений и носит название атрибутов и качеств». Дуализм Декарта связан с представлением философа о Боге. «О Боге Творце мы узнаем из присутствия в нашей душе идеи Всесовершенного Существа, т. е. существование Бога удостоверяется через самосознание, но объективная значимость данных самосознания через Бога». Вывод: основой является человеческое «Я».

Принцип «c o gito ergo sum» обладает абсолютной ясностью и достоверностью, а она и есть критерий истины. Может ли только человеческое сознание быть гарантом истины. Нет, только в единстве с Богом, Который создал человеческое сознание именно таким. Вера во всемогущество Бога – залог значимости человеческого мышления.

«Порочный круг Декарта»: «о Боге мы узнаем из присутствия в нашей душе идеи Всесовершенного существа», т. е. существование Бога удостоверяется нашим самосознанием, но Он и является гарантом истины нашего самосознания. Следствие последователей Декарта: Бог отбрасывается, остается только человеческое самосознание. Декарт не был атеистом, не автономизировал человеческий разум (возможно потому, что боялся инквизиции).

Вся философия есть обоснование возможности истинного познания, точной и достоверной науки. Она, по Декарту, универсальная математика. Он основоположник математического естествознания. До него господствовала физика Аристотеля, она не была математической.

Александр Койре (русский эмигрант) выдвинул концепцию «разрушения космоса» Декартом. Ибо тот сделал физику математической и отождествил пространство и материю. Он сделал пространство абсолютно материальным и поддающимся математическому расчету. Мир, вселенная – материальная бесконечная субстанция. Природа – это механизм, машина (отсюда механицизм). Механистическое естествознание – тип науки созданной Декартом. Картина мира – механическая. Отсюда следует непримиримый дуализм (человек vs. природа). Человек – активный субъект, познающий и преобразовывающий природу, а она – пассивный объект, поддающийся любому экспериментальному вторжению. Создается субъект-объектный дуализм. Утверждался примат разума над бытием.

Декарт основал рационалистическое направление в философии. Последователями его были по сути все последующие философы, но конкретными учениками были континентальные философы (французские и немецкие): Ламетр и (не только мир, но и человек машина).

Рационализм Декарта достиг апогея в вульгарной материалистической и математической философии Г о льбаха, Ламетр и и Монтескье. Данная философия популяризировала идеи Декарта, сделала рационализм идеологией господствующего третьего буржуазного сословия.

Наиболее интересное развитие идеи рационализма получили в Германии (немецкая классическая философия).

26. Европейская философия Нового времени. Спиноза. Монизм. Детерминизм. Лейбниц. Теодицея.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал