Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность цены в условиях рыночной экономики.
В рыночной экономике цена является наиболее важной категорией. Изучением цены и ценообразования, процессов их изменения занимается макроэкономика, микроэкономика и отраслевые экономики. Существует единая система цен, которая классифицируется по следующим признакам, предоставленным на рисунке 13.1.
Рис. 13.1 Виды цен
Статистика, прежде всего, изучает цены с учетом сферы товарного обращения: оптовые, розничные, цены и тарифы на услуги, сметную стоимость и закупочные цены. Оптовые цены – это цены, по которым предприятия реализуют производственную продукцию промышленно-технического и потребительского назначения другим предприятием или сбытовым организациям. Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению). Цены и тарифы на услуги населению являются особым видом розничной цены. Сюда входят тарифы связи и транспорта, цены на бытовые услуги. Сметная стоимость на услуги – это цена, по которой оплачивается продукция строительства. Закупочные цены – это цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных производителей, а также цены реализации этой продукции промышленным предприятием или фирмам для последующей переработки. В рыночной экономике основным видом цен являются свободные цены, при использовании которых учитываются факторы: спрос и предложение, полные и предельные издержки, конкуренция, ценовая эластичность спроса и др.
|