![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дата____
Урок (предмет)________________№ урока по расписанию_______ Класс________________________________________ Учитель______________________________________ Тип урока_____________________________________ Тема_________________________________________ Примерная схема наблюдения: Психическое состояние класса перед уроком (готовность, установка, настроение): - влияние предшествующих занятий, состояние возбуждения, вялости, утомления; - готовность учебных пособий в соответствии с темой урока. Внимание: а) внешние приемы организации внимания на уроке: - ритм и темп урока; - наличие и наглядность пособий; - интонация речи учителя, его мимика, пантомимика; б) внутренние приемы организации внимания на уроке: - ясность, последовательность изложения материала, его доступность, образность речи учителя; - установление взаимосвязи произвольного и непроизвольного внимания в разные моменты урока; в) умение учителя распределить свое внимание на уроке (в чем это выражалось); г) распределение и переключение внимания учащихся на уроке; д) проявление невнимания учащихся на уроке. Восприятие: а) учет закономерностей восприятия учащимися речи учителя и наглядных пособий (целостности и расчлененности, главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради); б) наблюдательность у учащихся на уроке – в чем она проявлялась? Память: а) организация и управление процессом запоминания; б) закрепление учебного материала на уроке (обобщение, сравнение, составление схем); в) использование установки на длительность запоминания; г) проявление кратковременной и долговременной, образной и смысловой памяти; д) в какой мере приемы, использованные учителем на уроке, содействовали развитию всех видов и типов памяти на уроке. Мышление: - характеристика урока с точки зрения активации мыслительной деятельности учащихся: а) создавалась ли проблемная ситуация в начале урока, побуждал ли учитель к формулировке задачи самих учащихся? б) какие ответы учеников были простым воспроизведением заученного, какие явились самостоятельным изложением, обобщением, конкретизацией, сопоставлением и т.д.? в) в какой мере обеспечена связь теоретических и практических знаний на уроке? г) логичность изложения учебного материала учителем (ясность, отчетливость, систематичность, доказательность). Использовались ли сравнения и сопоставления, выяснялись ли связи между предметами и явлениями? д) как формировались новые понятия? - использование учащимися мыслительных операций. В чем заключалась трудность при усвоении учащимися новых понятий? е) приемы по воспитанию самостоятельности мышления. Воображение: а) использование учителем воображения учащихся на уроке (воссоздающего и творческого); б) давались ли на уроке образные представления об изучаемом. Чувства: а) причины, вызвавшие то или иное настроение у учащихся на уроке; б) влияние учителя на эмоциональный тон класса; в) воспитание на уроке моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Навыки: а) характеристика урока с точки зрения формирования и укрепления школьных навыков; б) в какой мере применялись на уроке упражнения, их распределение в течение урока; в) анализ упражнений с точки зрения психологических требований к ним (знание конечной цели и т.д.); г) формы сочетания слова, показа и самостоятельной работы; д) перенос и интерференция навыков. Психологические особенности учителя: а) манера держать себя, жесты, мимика, пантомимика; б) в какой мере он учитывает индивидуальные особенности учащихся; в) были ли случаи нарушения детьми дисциплины на уроке, поведение учителя в этом случае; г) культура речи учителя; работа над культурой речи учащихся; д) наличие контакта между учителем и учащимися; е) умение мотивировать поставленные оценки; ж) характеристика урока с точки зрения воспитательного значения личного примера учителя.
|