![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь основных терминов⇐ ПредыдущаяСтр 111 из 111
Авторитарный стиль управления – стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения. Альтернативы принятия управленческих решений – любые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне. Анализ – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования управленческого решения по развитию объекта и оперативного управления его реализацией. Бюрократия – тип организации, для которой характерно специализированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы. Вертикальные отношения (коммуникации) – отношения между уровнями управления при иерархически построенной структуре. Власть – возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других людей. Власть, основанная на вознаграждении – власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его актуальную потребность. Власть, основанная на принуждении – влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его, затруднить удовлетворение его потребностей. Влияние – любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, ощущения, отношения, самооценку и так далее другого человека. Внешняя мотивация – совокупность побудительных причин деятельности, не связанных непосредственно с ее содержанием, лежащих вне ее. Внутренняя мотивация – совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности). Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) – общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов. Горизонтальные отношения – распределение работ и ответственности на одном и том же уровне. Групповая динамика – совокупность внутригрупповых отношений, социально-психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы. Данное понятие характеризует взаимодействие членов группы, которое базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. Делегирование – передача задач, властных полномочий и ответственности на более низкие уровни менеджмента. Деловая карьера – это продвижение работника по ступенькам служебной лестницы или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной фирмы, так и на протяжении жизни. Деловая карьера – один из способов стимулирования персонала к более эффективному труду, который сводится к проведению мероприятий, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и фирмы способом. Децентрализация – распределение полномочий по принятию решений по вертикали управления. Диверсификация производства – расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Дивизиональная структура – тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых линейно-функциональные структуры перестают быть эффективными. Включает в себя ряд скоординированных дивизионов, каждый из которых строится как функциональная структура. Единоначалие – принцип построения организаций, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним. Он в свою очередь несет всю полноту ответственности за функционирование системы в целом. Законная власть – влияние, основанное на праве и традиции. Исполнитель знает, что руководитель имеет юридическое и нормативное право отдавать приказания и верит в необходимость подчинения им. Имидж организации – образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Основу имиджа составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика – название, эмблема, товарный знак. Интеграция – процесс, приводящий к формированию целостных организационных образований из самостоятельно функционирующих предприятий. Интуиция – процесс порождения нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотрения. Канал связи – любое средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, электронной, экспрессивной. Коллегиальные решения – тип решений, реализуемых в непосредственном контакте членов группы друг с другом, а также в условиях ее иерархической организации. Комитет – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Коммуникативная структура – это совокупность позиций членов группы, в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Коммуникативные процессы – класс процессов, обеспечивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодействия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибуцию, вербальное и экспрессивное взаимодействие и др. Коммуникационные шумы (помехи, преграды, барьеры) − любое вмешательство в коммуникационном процессе, способное исказить смысл сообщения. Коммуникация – 1) обмен информацией и смыслом информации между двумя или более людьми; 2) одна из основных функций управления («связующая функция»), обеспечивающая координацию совместной деятельности в процессе деятельности организаций на основе обмена информацией между ее членами. Компетентность – интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сформированности системы профессиональных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать. Конкурентное преимущество – относительное преимущество организации над конкурентами по аспектам, которые рассматриваются клиентами как значимые. Конкурентоспособность менеджера – преимущество менеджера по отношению к другому менеджеру, характеризующееся умением разработать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы. Консенсус – метод принятия решения группой, в основе которого лежит принцип, что решение не принимается до тех пор, пока хотя бы один член группы имеет против него принципиальные возражения. Контроль – функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения. Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. в настоящее время существует два подхода к понятию «конфликт». Конфликтная ситуация − исходное положение, основа конфликта (столкновения), порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, в групповом поведении и межличностных отношениях. Конформизм − психологическая характеристика позиции работника относительно позиции группы: пассивное принятие им определенного мнения, свойственного группе; приспособленчество, уступка в конфликте. Коучинг – метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Критерий эффективности – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки. Либеральный стиль руководства (попустительский) – стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе рабочих задач и контроля за своей работой, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя. Лидерство – тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к общей цели. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт. Линейные полномочия – полномочия, которые передаются от начальника непосредственно к подчиненному и далее к другим подчиненным. Линейный руководитель – должностное лицо, несущее прямую ответственность за результаты работы организации или ее подразделения и наделенное властью и полномочиями отдавать распоряжения подчиненным. Малая группа – это социально устойчивое объединение индивидов, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках определенной организации. В группе на поведение и (или) деятельность одного члена воздействует поведение и (или) деятельность других членов группы. Матричная структура управления – структура управления с решетчатой организацией и двойным подчинением работников. Менеджер − 1) наемный работник, занимающий руководящую должность в организации; 2) профессиональный управляющий; 3) руководитель различного уровня (низового, среднего, высшего), занимающий постоянную должность в организации и наделенный полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Менеджерские характеристики – совокупность основных и наиболее типичных особенностей (личностных и социальных) «эффективного менеджера», выступающих в функции способностей к управленческой деятельности. Менеджмент – 1) междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения; 2) вид профессиональной деятельности людей по организации процессов достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора. Методы разработки управленческого решения − организационные, технологические, экономические, правовые и социальные мероприятия, направленные на формирование управленческого решения. Миссия – основная общая цель организации, ее предназначение, роль в определенной сфере деятельности и социальная роль в обществе. Модель – условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими. Мониторинг – непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования. Мотивация – создание внутреннего и внешнего побуждения к действиям. Набор персонала – это создание необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников. Неформальные группы – группы, создаваемые не распоряжениями руководства, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Норма управляемости – это оптимальное количество подчиненных, непосредственно замкнутых на руководителя. Обратная связь – связь, представляющая собой различную информацию, поступающую от потребителя к лицу, принявшему решение, или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы. Организационная культура – наличие у всех членов организации общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении общих конечных результатов организации. Организационная структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации. Организационное развитие – это научная теория, основанная на применении поведенческого подхода в сочетании с гуманистическими принципами, направленная на планомерное проведение изменений в рамках подразделений организации с целью повышения эффективности работы организационных систем. Организационные изменения – это формирование нового организационного устройства, адекватного характеру изменений внешней среды. Организационные изменения сопровождаются сломом привычных и разделяемых сотрудниками ценностей, норм и шаблонов действия, а также традиционных способов принятия решений, которые становятся препятствием в адаптации организации к темпу и направлениям рыночных изменений. Организация – функция менеджмента как процесса по реализации планов, суть которой – в координации действий отдельных элементов системы; форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной организационно-правовой формы. Органическая структура – тип организационной структуры, позволяющий гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающийся от бюрократической (механистической) структуры. Ответственность – принимаемые субъектом обязательства выполнять задания, обеспечивая их удовлетворительное завершение, а также быть подвергнутым санкциям в случае их невыполнения. Планирование – функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана. Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений организацией, регулирующие выработку и реализацию ее планов. Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Постоянный комитет (Standing committee) – это постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Потребность – один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Принятие решения – процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Проблема – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта. Прогнозирование – 1) одна из управленческих функций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации; 3) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Программа – результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразделениям и отдельным исполнителям, а также синхронизированную между ними по времени. Проектная структура управления – временная организация работ и управления, связанная с выполнением проекта. Развитие персонала – это комплекс мероприятий, направленных на повышение профессиональной и управленческой компетентности персонала компании для более эффективного достижения целей и задач организации. Разделение труда – один из главных принципов организации производственных и управленческих процессов, обеспечивший их автоматизацию и специализацию, на основе которых, в свою очередь, стали возможными современное массовое производство, повышение качества и экономия ресурсов. Релевантная информация для принятия решения − данные, отбираемые под конкретные задачи, лицо, цель и период времени. Реорганизация труда – изменение условий труда путем расширения объема или углубления содержательности работ в целях повышения внутренней удовлетворенности работников. Риск – вероятность достижения положительного или отрицательного проектного результата в зависимости от действий внешних и внутренних факторов, определяющих степень неопределенности объекта и субъекта риска. Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкого социального образования, в которую входит данная группа. Самовоспитание – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и помыслов. Самообразование – это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него. Саморазвитие менеджера – это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Синергия – 1) преимущество, возникающее, когда организация развивает новые виды деятельности, используя имеющиеся возможности; 2) эффект, достигаемый в результате объединения двух или более взаимодополняющих видов деятельности. Система менеджмента – система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений. Системный подход – методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, ее связь с внешней средой, обратную связь (первично); 2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы (вторично). Ситуационный подход − способ управления, решения проблем в зависимости от конкретной ситуации. Скалярная цепь – иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных работ (обозначается также как «цепь команд»). Слухи – специфический вид межличностных неформальных коммуникаций, в процессе которых сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Социально–психологический климат − эмоциональный фон межличностных отношений в группе, имеющий субъективную значимость для каждого члена группы. Специальный комитет – это временная группа, сформированная для выполнения определенной цели. Способ разрешения конфликта − совокупность характерных приемов (конфронтация, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс), отличающих стиль поведения, образ действий по устранению причины конфликтного столкновения. Среда косвенного воздействия – внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее. Среда прямого воздействия – внешняя среда, факторы которой оказывают немедленное и прямое воздействие на организацию. Статус – понятие, обозначающее либо нормативно регламентированное (формально устанавливаемое), либо неформально сложившееся положение человека в системе межличностных отношений, в групповой (организационной) иерархии, а также меру его влияния на них. Статусная (социометрическая) структура – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений, т.е. это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между участниками группы. Стиль руководства – это совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных при выполнении им управленческих функций. Это привычная особенность и манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, используемая для того, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей. Стратегический менеджмент – теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации и возложения ответственности за эту работу на ее руководителей. Стратегия – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов; набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Стресс – это состояние эмоционального (душевного), поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Структура – способ сочетания составных частей (компонентов) системы для наилучшего выполнения главной цели системы. Структура власти – это система взаиморасположения участников группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Тактика – методы, используемые для достижения стратегических целей. Темперамент – это устойчивое сочетание психологических и динамических свойств личности, постоянно проявляющиеся в её деятельности и поведении. Тенденция – 1) выявленные в результате анализа, наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие системе; 2) сложившаяся направленность процессов. Технология − средство, с помощью которого ресурсы производства преобразуются в конечный результат. Трудовые ресурсы предприятия (персонал) – это совокупность всех физических лиц, которые состоят с предприятием как с юридическим лицом в регулируемых договором найма отношениях. Убеждение – использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения – логическая аргументация фактов. Управление изменениями – это структурированный процесс, задача которого – предложить и внедрить изменения в соответствии с техническими и экономическими возможностями организации. Управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия минующего кризисные периоды. Управление организацией – это процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Управление персоналом – направление в современном менеджменте, связанное с систематизированным и комплексным решением всех кадровых проблем организации, с обеспечением кадровых функций управления. Управление риском – процесс изучения параметров объекта и субъекта риска, внешних и внутренних факторов, влияющих на объект и поведение субъекта риска, оптимизация риска, его планирования, учета и контроля, мотивации и регулирования выполнения работ по управлению риском. Управленческая деятельность – тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии. Управленческая решетка – схема, описывающая стиль менеджмента в зависимости от соотношения двух параметров: стремления к выполнению задания и внимания к отношениям между людьми. Управленческое решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Уровень руководства – принадлежность руководителя к одному из трех основных значений общего «континуума управления» – высшему, среднему или низовому. Фактор – частный показатель объекта или процесса, протекающего в системе, который оказывает влияние на функцию. Факторы гигиены – факторы, наличие которых снимает чувство неудовлетворенности работой, но само по себе не повышает удовлетворенности от нее. Факторы-мотиваторы – факторы, которые непосредственно связаны с содержанием самой работы, а их наличие прямо ведет к повышению удовлетворенности от ее выполнения. Формальные группы − группы внутри организации, которые создаются по воле руководства и обычно выделяются как структурные подразделения фирмы. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Функциональные обязанности – изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника. Функциональный руководитель – менеджер, ответственный за специализированную функцию управления, например маркетинг, персонал, производство и т.п. Функция управления – согласованная система качественно сходных задач, «направленных на обеспечение какого-либо важнейшего аспекта управленческой деятельности. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных свойств и особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в общении и деятельности. Харизма – свойства личности, позволяющие ей оказывать влияние на других в отсутствии иных способов воздействия. Целевое управление (management by objectives) – процесс, состоящий из четырех основных этапов: 1) выработка четкой цели; 2) разработка реалистических планов ее достижения; 3) систематический контроль качества и результатов работы; 4) принятие корректирующих мер для достижения результатов. Целеполагание – установление целей функционирования и развития организации и ее составных частей с учетом их взаимосвязей и непротиворечивости. Цель – выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы. Ценности – компоненты социальной системы, наделяемые особым значением в индивидуальном или общественном сознании и вследствие этого регулирующие общественное поведение. Централизация – условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшим уровнем управления. Экономические методы менеджмента – методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования организации, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента. Экономический эффект – разность между экономией, полученной в результате внедрения организационно-технического мероприятия, и затратами на разработку и внедрение этого мероприятия за срок его действия. Эффективность – показатель степени достижения организацией ее целей. Характеризуется оптимальным соотношением между параметрами производства, экономичности, исполнения обязательств, адаптивности и развития организации. Эффективность персонала – это свойство выполнять поставленную цель в заданных условиях и с определенным качеством. Показатели эффективности характеризуют степень приспособленности сотрудника к выполнению поставленных перед ним задач и являются обобщающими показателями оптимальности его деятельности. Эффективность управления − результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта, так и субъекта управления (собственно управленческой деятельности), причем эти показатели имеют количественные и качественные характеристики. Эффективность управленческого решения – степень достижения запланированного результата на единицу затрат путем реализации решения. Библиографический список
1. Бондаренко В.В. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие/ В.В. Бондаренко, В.А. Юдина, О.Ф. Алехина. – М.: КНОРУС, 2010. – 232 с. 2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов: [Электронный ресурс]. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. URL: https://www.knigafund.ru/books/149315. 3. Глухов В.В. Менеджмент: учеб. для студентов экон. специальностей / В. В. Глухов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 600 с. 4. Ефимов А.Н. Менеджмент. Практикум: учеб. пособие / А. Н. Ефимов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 119 с. 5. Зельдович Б.З. Менеджмент: учеб. / Б. З. Зельдович. – М.: Экзамен, 2007. – 575 с. 6. Коротков Э.М. Менеджмент. Учебник для вузов, 2-е издание: [Электронный ресурс]. Издательство: " Юрайт", 2011. URL: https://e.lanbook.com/view/book/1668. 7. Малюк В.И. Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование: практикум / В. И. Малюк. – М.: КНОРУС, 2009, 2010. – 293 с. 8. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2007. – 174 с. 9. Менеджмент: учебное пособие / ред.: Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин. – М.: КНОРУС, 2010. – 496 с. 10. Менеджмент: учеб. пособие для студентов обучения по специальности 080502 / БГТУ им. В.Г.Шухова; ред. С. В. Куприянов. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2008. – 194 с. 11. Менеджмент: Учеб. пособие / С.В. Куприянов, Е.Н. Чижова, А.А. Шаповалов и др.– Белгород: Изд-во: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2006. – 166 с. 12. Менеджмент: учебник / гос.университет управления; ред. М. Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2008. – 472 с. 13. Мескон М.Х. Основы менеджмента [учеб.]: пер. с англ. / М.Х.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2012. – 672 с. 14. Семёнова И.И. История менеджмента: учебное пособие: [Электронный ресурс]. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. URL: https://www.knigafund.ru/books/149262. 15. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие: [Электронный ресурс]. Издательство: Издательство МГОУ, 2010. URL: https://www.knigafund.ru/books/148935. 16. Цветков, А. Н. Менеджмент: учебник / А. Н. Цветков. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 251 с. ОГЛАВЛЕНИЕ
Учебное издание
Куприянов Сергей Васильевич Шаповалов Александр Анатольевич Божков Юрий Николаевич
|