![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аутсорсинг бизнес-процессов и его методология
Аутсорсинг бизнес-процессов представляет передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для предприятия основными, бизнес образующими. Из их числа на аутсорсинг могут быть переданы такие, как управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика. На рисунке 9 показана структура бизнес-процессов предприятия с учётом аутсорсинга и без него. Так, без аутсорсинга 50-60% от общего числа бизнес-процессов предприятия приходится на административно-хозяйственные. Использование аутсорсинга позволяет увеличить долю стратегических процессов в компании[38]. Рис. 9. Структура бизнес-процессов предприятия Аутсорсинг – это организационно-экономическое решение о выделении непрофильных бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании стороннему подрядчику, способствующее прозрачности бизнес-процессов, повышению инвестиционной привлекательности и соответственно, повышению конкурентоспособности бизнеса в целом[39]. Любая не основная функции в настоящее время может быть передана специализированным компаниям: управление кадрами, логистика, бухгалтерия и даже сборочное производство. Но на аутсорсинг не передаются те функции, в которых предполагаются инновации (рисунок 10)[40].
Рис. 10. Классификация сервисных операций по близости к основной деятельности и уровню ноу-хау
Аутсорсинг бизнес-процессов является необычайно динамично развивающимся видом, причём наибольший рост проявляет аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учёта. Как правило, принятию решения об аутсорсинге предшествует точный и достаточно глубокий анализ бизнес-процессов. Анализ бизнес-процесса осуществляется в основном по двум направлениям: ñ анализ результативности процесса; ñ анализ эффективности процесса. Анализ результативности проводится в основном по показателям качества продукта и степени удовлетворенности клиента. Анализ же эффективности процесса определяется по показателям времени прохождения процесса и его этапов, по стоимости процесса и его отдельных операций. При анализе бизнес-процесса могут быть выявлены следующие недостатки: ñ несоответствие результата процесса требованиям его потребителя; ñ неэффективные затраты ресурсов; ñ чрезмерная длительность процесса; ñ дублирование функций различных организационных единиц; ñ дублирование или отсутствие ответственности; ñ неиспользуемые выходы; ñ лишние или недостающие связи между исполнителями; ñ лишние или недостающие (неполные) документы и информация; ñ разрывы, несогласованность работы по этапам. На основе проведённого анализа разрабатывается система мероприятий по их устранению. В процессе анализа могут быть выявлены такие несоответствия: ñ процесс подготовки и производства нового вида продукции не предусматривает полной оценки эффекта от выпуска нового вида продукции; ñ отсутствие информационной обеспеченности в области оценки потенциальной доли рынка данного вида продукции; ñ отсутствие информации о потребностях потенциального потребителя в отношении условий доставки, упаковки, технических характеристик нового вида продукции; ñ квалификация персонала не соответствует занимаемым должностям. Как правило, оценивается компетентность, ответственность, полномочия и качество исполнения работ подразделением в рамках бизнес-процесса. Важно определить, какие подразделения участвуют в том или ином процессе; оценить вклад того или иного подразделения в интересующий процесс; целесообразность выполнения тех или иных операций тем или иным подразделением; оценить ответственность каждого подразделения за процесс в целом и конкретную операцию; оценить целесообразность распределения ответственности. В результате чего необходимо сделать соответствующие выводы и разработать план мероприятий, направленных на устранение несоответствий или принять решение об аутсорсинге. На основе проведённого анализа следует: ñ определить требования к процессу; ñ сформировать альтернативные сценарии, которые должны привести к необходимому результату; ñ оценить альтернативные варианты с точки зрения требуемых параметров результативности и эффективности. Затем осуществляется утверждение, моделирование и документирование бизнес-процесса. На основании изложенного выше, важно отметить, что модели принятия управленческого решения об аутсорсинге строятся по принципу процессного подхода к управлению. Бизнес-процессы в совокупности представляют собой сценарии: сценарий продаж, снабжения, планирования, бухгалтерской отчётности, производства, финансовой деятельности и другие. Аутсорсинг бизнес-процессов – эторезультат развития современного предпринимательства в целом. По мнению западных аналитиков, эволюция партнёрских взаимоотношений в условиях «рынка потребителя» может характеризоваться тремя группами факторов: ñ технологические (партнёрство в сфере совершенствования качества продукции и снижения затрат); ñ процессные (партнёрство в сфере совершенствования процессов создания стоимости); ñ предпринимательские (партнёрство в сфере реорганизации предприятия или рынка). Изменение конфигурации бизнес-системы является следствием изменения роли партнёра-аутсорсера в результате формирования новых, комплексных предложений на рынке услуг IT-аутсорсинга, что связано с возрастанием роли информации в развитиисовременного бизнеса. Качественно новый подход к организации деятельности предприятия на основе аутсорсинга бизнес-процессов и то влияние, которое он уже сегодня оказывает на глобальный рынок, позволили говорить об аутсорсинге бизнес-процессов как о самостоятельной форме аутсорсинга. В России аутсорсинг бизнес-процессов, несмотря на своё быстрое развитие, ещё не очень распространен. Однако полный аутсорсинг бизнес-процессов постепенно становится обычным делом для крупных международных компаний. Будет появляться всё больше поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач. В частности, Институт аутсорсинга (Outsourcing Institute, США) объединяет все виды услуг аутсорсинга в две группы: ñ аутсорсинг бизнес-процессов; ñ IТ-аутсорсинг [41]. Такой подход объясняется формированием рынка услуг аутсорсинга со стороны крупных поставщиков. Действительно, рынок услуг аутсорсинга эволюционирует в сторону расширения компетенции аутсорсеров: от простой специализации в определенной области до полной поддержки всей коммерческой деятельности клиента высокотехнологичными решениями на основе самых совершенных программных и технических средств.
Вопросы для обсуждения: 1. Дайте понятия бизнес-процесс, владелец бизнес-процесса, показатели бизнес-процесса, показатели эффективности бизнес-процесса, сеть бизнес-процессов предприятия. 2. Приведите классификацию бизнес-процессов. 3. Дайте характеристику современным системам управления бизнес-процессами. 4. Раскройте сущность аутсорсинга бизнес-процессов. 5. Обоснуйте причины использования аутсорсинга бизнес-процессов. 6. Дайте характеристикуPIQS (Process Integrated Quality System) – системы менеджмента качества, интегрированной с бизнес-процессами. 7. Опишите МС ИСО серии 9000 версии 2000, регламентирующие требования к системам менеджмента качества. 8. Обоснуйте преимущества полного аутсорсинга бизнес-процессов. 9. Опишите методологию анализа бизнес-процессов.
|