![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные подходы к управлению процессом ресурсосбережения базируются на логистической теории. Ресурсосбережение и логистика рассматриваются как взаимосвязанные понятия.
Эффективная политика управления материальными потоками на основе логистики – мощный рычаг развития предприятия, оптимизации его структуры для решения задач с применением логистических подходов. Учитывая функциональную направленность, логистика является научной и прикладной базой товародвижения, инструментом антикризисного менеджмента. Логистика нацелена на использование системного подхода к проблемам бизнеса, который предусматривает взаимосвязь основных функциональных областей деятельности: информатизация, маркетинг, производство, транспорт, финансы и другие. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов: планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и другие. Понятие логистики многогранно, в самом общем виде логистика определяется как наука управления, планирования, организации, контроля движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков от первичного источника до конечного потребителя [44]. Логистика в сфере управления материальными потоками понимается как наука: ñ о рациональной организации производства и распределения, которая ñ о совокупности различных видов деятельности в целях получения необходимого количества продукции в установленное время и заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции; ñ о взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем – от производства до потребления; ñ об управлении процессом физического распределения продукции в пространстве и времени; ñ о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом; ñ об интеграции производственного и перевозочного процессов, включая ñ о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока и соответствующего ему информационного потока; ñ о планировании, управлении и контроле материальных, информационных, людских и энергетических потоков; ñ о физическом распределении материальных ресурсов, техническом, Предметом изучения логистики как науки является оптимизация потоковых процессов. Принципы логистики: синхронизация, оптимизация и интеграция – служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности, функционирования производственных систем. Методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию сложных производственных систем и позволяет эффективно завоевывать конкурентные преимущества. В предпринимательской деятельности выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, то есть управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое определение характеризуется более широким подходом и дополнительно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения. Логистика – это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения и представляет собой совершенствование управления материальными и связанных с ними информационными и финансовыми потоками. Целью логистики является удовлетворение потребностей потребителей на основе оптимального управления материальными потоками и сопровождающего его информационного потока. Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и прочее. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, также организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то товаропроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов различных предприятий, или же подразделений одного предприятия. В этой связи, возникшие функции снабжения материалами и сырьём, производства продукции, её хранения и распределения, трансформировались в самостоятельное направление науки и форму хозяйственной практики – логистику. Ключевым понятием в логистике является материальный поток. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьём, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование) и (или) технологических (механообработка, сборка и другие) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас. Материальный поток характеризуется определённым набором параметров: ñ номенклатура, ассортимент и количество продукции; ñ габаритные характеристики (объём, площадь, линейные размеры); ñ весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто); ñ физико-химические характеристики груза; ñ характеристики тары (упаковки); ñ условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки); ñ условия транспортировки и страхования; ñ финансовые (стоимостные) характеристики; ñ условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции. С каждым из указанных параметров связан определённый объём информации и со многими параметрами – финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует учитывать, что во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными. Материальный поток образуется в результате совокупности определённых действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Логистическую операцию сопровождает информация, документооборот и конкретное управленческое решение. Таким образом, для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относят к логистическим операциям. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком – это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек [45]. Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим её, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние. Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения. В научной и практической деятельности предприятий выделяют следующие виды логистики: ñ логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); ñ производственную логистику; ñ сбытовую (маркетинговую, или распределительную). Функции логистических закупок: ñ Определение потребности в необходимых материальных ресурсах. ñ Получение и оценка предложений. ñ Выбор поставщиков. ñ Согласование цены и заключение договоров. ñ Формирование заказов. ñ Контроль над количеством и сроками поставок. ñ Входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе. ñ Управление запасами и контроль. Распределительная (маркетинговая) логистика связана с товародвижением в сфере распределения, планированием и контролем за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест происхождения к местам их использования. Задача – довести товар до потребителя с минимальными издержками и в кратчайший срок. В распределительной логистике: исполнитель – «предприятие- изготовитель», в закупочной логистике – «покупатель». Функции распределительной логистики: ñ выгодно распределить; ñ выгодно реализовать; ñ выгодно продать. Цели распределительной логистики: ñ обеспечить постоянную готовность к расширению предложения товаров или услуг; ñ обеспечить конкурентоспособность товаров или услуг; ñ постоянно осуществлять поиск новых рынков сбыта и закреплять положение на старых рынках; ñ обеспечивать транспортировку товаров к месту назначения; ñ совершенствовать условия поставки; ñ устанавливать устойчивые контакты с потребителями; ñ следить за выполнением заказов на поставку; ñ создавать новые склады на рынках потребителя; ñ обеспечивать экстренные нужды потребителей; ñ создавать и поддерживать необходимый уровень товарно-материальных запасов; ñ обеспечивать максимальный сервис. Цели и задачи сервиса: ñ поддержание больших объемов товарно-материальных запасов; ñ безупречная система транспортировки; ñ наличие множества складов на разных рынках; ñ организация дополнительных точек сервисного обслуживания и консультирования клиентов. Затраты на сервис долговременные, поэтому эффект проявляется не сразу. Деньги на сервис, потраченные меньше определённой суммы также не обеспечивают эффекта от инвестиций. Это и определяет решение об аутсорсинге распределительной и закупочной логистики. Распределение одного предприятия тесно связано с закупкой на другом предприятии. Отличия логистики распределения от логистики закупок состоит в том, что процесс распределения продукции и процесс закупок проходят в разных звеньях сферы обращения, протекают неодинаково и имеют различные целевые задачи. В соответствии с современными задачами логистики различают её основные функции: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения, и мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям координации относятся: ñ выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; ñ анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков; ñ обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны: маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует. В рамках координационных функций логистики выделилось ещё одно из её направлений: оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятий.
|