![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 10. Аутсорсинг человеческих ресурсов
Основные понятия управления человеческими ресурсами предприятия
В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром.Отличие этого особенного товара от других товаров заключается в том, что он: ñ создаёт стоимость больше, чем он стоит; ñ без его привлечения невозможно осуществлять любое производство; ñ от него во многом зависит эффективность использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйствования предприятия в целом. Для предприятия, с позиции эффективного управления не безразлично, как и на каких условиях, должно происходить удовлетворение его потребностей в рабочей силе – пожизненный найм, как в Японии, или по мере необходимости, и как она должна использоваться в процессе производства товаров и услуг. Обеспечение предприятий рабочей силой следует рассматривать с позиции отношений, складывающихся на рынке труда. В современных условиях уровень социального партнёрства во многом определяют результаты организации труда, его эффективность, а соотношение занятости населения и безработицы, влияет на характер предложения трудовых ресурсов. Всё это предполагает разработку и проведение на каждом предприятии соответствующей политики в области управления человеческими ресурсами. Основными её направлениями являются: ñ определение потребностей в трудовых ресурсах как в количественном, так и в профессионально-квалификационном разрезах; ñ адаптация к условиям труда; ñ найм и другие формы привлечения; ñ обучение и повышение квалификации; ñ аттестация персонала; ñ планирование карьеры; ñ разработка эффективной политики мотивации; ñ разработка мероприятий по улучшению использования персонала; ñ повышение качества трудовой жизни; ñ обеспечение социальных гарантий; ñ гуманизация труда и другие. Мероприятия по улучшению использования персонала предприятия предполагают, прежде всего, создание условий для действия стимулов к высокопроизводительному труду со стороны каждого работника. Такую политику необходимо строить с учётом формирования существующего рынка труда и специфики бизнес-процессов на самом предприятии. Критерием её оценки является рост эффективности деятельности предприятия в целом и повышение его конкурентоспособности. Управление человеческими ресурсами предполагает определённую дифференциацию персонала на предприятии. Персонал на предприятии подразделяется на списочный, производственный персонал и персонал непроизводственных подразделений. Списочный состав работников предприятия – это работники, принятые на постоянную и временную работу, связанную с основной и не основной деятельностью, на срок один день и более. Списочный состав включает: ñ фактически работающих; ñ находящихся в простое и отсутствующих по каким-либо причинам (например, в служебных командировках) и ежегодных дополнительных отпусках; ñ не явившихся с разрешения администрации; ñ не явившихся по болезни; ñ выполняющих государственные и общественные обязанности; ñ надомников; ñ работающих неполный рабочий день или неделю; ñ находящихся в декретном отпуске; ñ находящихся в неоплачиваемом дополнительном отпуске по уходу за ребёнком. Производственный персонал – это работники, занятые производственной деятельностью и обслуживанием производства в основных и вспомогательных цехах, аппарате управления, лабораториях, научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделах, вычислительных центрах. Персонал непроизводственных подразделений – работники, занятые в жилищном, коммунальном и подсобном хозяйствах, здравпунктах, профилакториях, учебных заведениях и других. Принято выделять следующие категории персонала: ñ руководители; ñ специалисты; ñ служащие; ñ рабочие. Классификация персонала предприятия имеет важное значение для определения политики предприятия в области управления человеческими ресурсами. Директора, управляющие, мастера, главные специалисты являются руководителями – работниками, занимающими должности руководителей предприятия на различных уровнях управления. Агенты, кассиры, делопроизводители, секретари, статистики и другие – это служащие, осуществляющие подготовку и оформление документов, учёт и контроль, а также хозяйственное обслуживание. Основная категория персонала – это рабочие, которые участвуют в производстве продукции – создании добавленной стоимости, в ремонте и уходе за оборудованием, производят перемещение предметов труда, готовой продукции. Результативность и эффективность предприятия зависит от конкретного вклада каждой категории персонала. Основными функциями управления человеческими ресурсами являются: ñ определение потребности в рабочей силе, планирование численности, найм, набор и отбор, адаптация, обучение и аттестация персонала, планирование карьеры, разработка политики мотивации, повышение качества трудовой жизни, увольнение и другие. Функции управления человеческими ресурсами на современных предприятиях передаются в ведение специального подразделения, а в некоторых случаях внешней организации – аутсорсеру. Аутсорсинг функций управления человеческими ресурсами позволяет обеспечить: ñ существенное снижение расходов на содержание соответствующих отделов и подразделений; ñ повышение качества управления человеческими ресурсами; ñ повышение производительности труда; ñ повышение общего уровня организационной культуры. В современных условиях значительно изменились виды занятости людей, расширилась сфера охвата трудовыми договорами различных видов деятельности, возросло число разновидностей трудовых договоров, и получили распространение новые формы организации труда, которые открывают новые возможности, но одновременно таят в себе риски. Эти изменения оказывают непосредственное влияние на занятость населения и рынки труда и ставят под сомнение традиционные концепции управления персоналом и те понятия, которые давно укоренились в практике хозяйствующих структур. Однако они открывают новые возможности для трудоустройства и обеспечивают большую гибкость и работодателям и потенциальным работникам. Как известно практика показывает, что в основе трудовых отношений лежат такие понятия, как гарантии и защита права на труд и занятость. В современных условиях по мере того, как всё более широко распространяются и развиваются альтернативные понятия – независимый труд, различные формы самостоятельной занятости – размываются понятия гарантий и защиты занятости людей. В современных условиях появились новые технологии «заёмного труда» или «лизинга персонала». Наиболее значительное развитие такие технологии получили в американском бизнесе[69]. Конвенция МОТ признала легитимность заёмного труда[70]. В Конвенции определено, что в правоотношениях, возникающих в рамках заёмного труда, обязательно участвуют заёмный работник, предприятие-пользователь и третья сторона – это агентство занятости. Лизинг персонала в настоящее время рассматривается как необходимый элемент современной организации труда, который позволяет обеспечить повышение рентабельности производства, результативности и конкурентоспособности предприятия. Лизинг персонала используется как инструмент управления человеческими ресурсами в целях поддержания и расширения занятости населения. Лизинг персонала представляет собой одно из направлений работы частных агентов/агентств занятости – ЧАЗ.
|