![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятия процесса аутсорсинга и аутсорсинг-проекта
Аутсорсинг как форма организации эффективной экономики предприятия имеет существенное значение для бизнеса, и с этих позиций важно рассмотреть процесс аутсорсинга. Процесс аутсорсинга – это комплексное стратегическое управленческое решение и его реализация. Процесс аутсорсинга состоит из нескольких основных этапов: ñ подготовка и разработка аутсорсинг-проекта; ñ заключение соглашения (контракта) об аутсорсинге; ñ выполнение контракта, то есть конкретная деятельность партнёров по реализации аутсорсинг-проекта; ñ заключительный этап процесса аутсорсинга, который является обязательным элементом. Каждый этап аутсорсинга требует тщательной подготовки и проработки. На заключительном этапе осуществляется оценка эффективности функционирования бизнес-системы и качества управления. Аутсорсинг-проект – целенаправленное изменение конфигурации бизнес-системы на основе методологии аутсорсинга – разрабатывается для конкретного предприятия с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности. На этапе разработки аутсорсинг-проекта должны быть: ñ выявлены все возможные «плюсы» и «минусы» использования аутсорсинга; ñ оценены потенциальные результаты использования аутсорсинга для отдельных или взаимосвязанных функций (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся предприятием самостоятельно; ñ определены возможные формы и условия сотрудничества с партнёрами-аутсорсерами, а также формы координации и контроля. Контракт или соглашение, об аутсорсинге определяет содержание передаваемых функций или видов деятельности и регламентирует отношения сторон – предприятия-заказчика и исполнителя-аутсорсера. Анализ результатов реализации аутсорсинг-проекта позволяет сделать выводы об эффективности принятого решения, а также выявить проблемы в развитии бизнес-системы и возможные пути их решения. Аутсорсинг-проект также можно представить в виде следующих этапов: ñ анализ фактического состояния предприятия (предваряет аутсорсинг-проект); ñ стратегическое обоснование аутсорсинг-проекта; ñ экономическое обоснование аутсорсинг-проекта; ñ принятие решения «производить или покупать» («make or buy»); ñ анализ рынка услуг аутсорсинга и поиска потенциальных аутсорсеров; ñ выбор партнёра-аутсорсера; ñ разработка контракта; ñ выполнение контракта. Анализ фактического состоянияпредприятия должен осуществляться на предпроектной стадии аутсорсинг-проекта. В этих целях необходимо использование методов управленческого анализа. Стратегическое обоснование аутсорсинг-проекта предполагает: ñ анализ целей; ñ анализ конкуренции; ñ анализ текущего состояния предприятия; ñ выбор стратегических приоритетов; ñ выявление проблем; ñ поиск путей их решения на условиях аутсорсинга. Проблема «производить или покупать» должна решаться путём: ñ структуризации основных и вспомогательных функций и бизнес-процессов; выявления ключевых компетенций; ñ анализа сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и рисков аутсорсинга; ñ качественного и количественного обоснования аутсорсинга отдельных функций или бизнес-процессов; ñ принятия стратегического решения об использовании аутсорсинга как альтернативы развитию внутренних ресурсов предприятия; ñ выбора формы организации отношений с аутсорсером (внешний, внутренний) с учётом стратегических интересов и возможностей предприятия. Поиск потенциальных аутсорсеров осуществляется на основе анализа рынка услуг аутсорсинга; запроса предложений потенциальных поставщиков услуг («request for proposals», RFP). Выбор партнера-аутсорсера предполагаетвыбор критериев оценки; оценку предложений аутсорсеров; запрос информации («request for information», RFI) у потенциальных поставщиков аутсорсинговых услуг; выбор партнёра-аутсорсера. Разработка условий контракта (соглашения об аутсорсинге) предполагает: ñ создание рабочей группы; ñ детальную разработку формы и условий совместной деятельности; ñ разработку и согласование текста контракта (соглашения об аутсорсинге). Выполнение контракта включает конкретное взаимодействие с партнёром-аутсорсером в рамках контракта; интеграцию в рамках контракта; координацию и контроль совместной деятельности. Для каждого предприятия аутсорсинг-проектносит индивидуальный характер. При этом отдельные этапы аутсорсинг-проекта могут иметь различную продолжительность: ñ в зависимости от развития рынка и отрасли; ñ актуальности проблемы передачи функций и бизнес-процессов; ñ стратегических и оперативных целей предприятия; ñ возможности их достижения при использовании аутсорсинга. Решения, принимаемые в рамках двух первых этапов аутсорсинг-проекта, носят стратегический характер и находятся в компетенции высшего менеджмента предприятия. Управление практической реализацией аутсорсинг-проекта включают активные контакты с потенциальными партнёрами, интенсивный информационный обмен, выявление и решение проблем текущего взаимодействия, планирование и обоснование конкретных шагов по организации взаимоотношений с партнёром, выбор методов контроля. В некоторых случаях допускаются ошибки, которые вытекают непосредственно из ненадлежащего исполнения контракта об аутсорсинге, но они могут быть также и следствием неправильного планирования на начальных стадиях подготовки проекта. Ошибки в управлении аутсорсинг-проектом должны быть обязательно исправлены. В этой связи особое значение на практике имеет стратегическое и экономическое обоснование аутсорсинг-проекта, базирующиеся на анализе фактического состояния предприятия.
11.2. Анализ фактического состояния предприятия
Анализ фактического состояния предприятия предваряет процесс разработки аутсорсинг-проекта. Любое предприятие является открытой системой, которая постоянно взаимодействует с внешней средой. Поэтому руководителям для принятия эффективного решения об аутсорсинге необходимо знать, что происходит внутри самого предприятия и за его пределами, какие внутренние и внешние факторы способствуют успешным результатам. Для руководителя также необходимо чётко идентифицировать факторы внутреннего и внешнего влияния. Решение всех этих проблем является основным назначением управленческого анализа. Управленческий внутренний анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем[74]. Конечная цель управленческого анализа – это комплексная информация о состоянии предприятия, способствующая принятию адекватных стратегических решений менеджерами, инвесторами, партнёрами по бизнесу и другими лицами, заинтересованными в успешной его деятельности. При этом следует знать, что «…великие стратегии начинаются с анализа и познания простых истин». Управленческий анализ обеспечивает три наиболее значимые выгоды для предприятия: ñ позволяет выявлять резервы и возможности предприятия, определять направления адаптации его внутренних возможностей к изменениям условий внешней среды; ñ собирает, систематизирует и анализирует информацию для руководителя, а также способствует принятию адекватного и обоснованного решения об аутсорсинге; ñ оценивает привлекательность предприятия для инвесторов, партнёров по бизнесу, контрагентов и других заинтересованных лиц и определяет позицию предприятия в международных, национальных, региональных рейтингах. В основе управленческого анализа деятельности предприятия лежат следующие принципы: ñ системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая из ряда подсистем; ñ комплексный подход, в соответствии с которым, предприятие должно быть рассмотрено как система, состоящая из подсистем и элементов, которые связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии; ñ динамический принцип и принцип сравнительного анализа, подразумевающие анализ всех показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в динамике и по сравнению с аналогичными показателями конкурентов; ñ учёт специфики предприятия, который предполагает анализ и интерпретацию показателей исходя из особенностей его финансово-хозяйственной деятельности. Конечной целью управленческого анализа является выявление стратегических проблем, а также поиск способов и средств их решения. Одним из таких способов может быть аутсорсинг. При этом под стратегической проблемой принято понимать несоответствие состояния управляемого объекта стратегическим целям, поставленным менеджментом предприятия. В теории и практике выделяют три основных типа проблем: 1.Сущностные проблемы. Онипо сути дела не решаемы, последствия их влияния можно лишь немного сократить. К наиболее распространённым сущностным проблемам относятся противоречия между стабильностью и необходимостью развития предприятия, а также противоречия между целями подразделений по горизонтали и вертикали. 2.Социокультурные проблемы обусловлены спецификой управления предприятием и отсутствием специальных навыков в решении тех или иных задач. Разрешить эти проблемы можно через обучение персонала, развитие организационной и деловой культуры, что требует огромных затрат времени и денежных средств. Социокультурные проблемы присущи большинству предприятий. 3.Ситуационные проблемы возникают в конкретном предприятии как следствие какой-либо управленческой ситуации. Такого рода проблемы индивидуальны для каждого предприятия, поэтому решать их необходимо с учётом характерных особенностей предприятия. Чёткая идентификация проблем является шагом к принятию адекватных тактических и стратегических решений[75]. В этой связи, в управленческом анализе первостепенное значение имеет полнота и правильное стратегическое видение предприятия в целом. С учётом современного состояния менеджмента исследователями рекомендуется следующая структура проведения анализа внутренней среды предприятия:
|