Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аутсорсинг человеческих ресурсов
Необходимость эффективного управления человеческими ресурсами на современных предприятиях вызвано тесной взаимосвязью проблемы обеспечения их эффективности и конкурентоспособности с политическими, демографическими, инновационными, информационными, социально-культурными факторами внешней среды предприятия. Аутсорсинг человеческих ресурсов («human resource outsourcing», или «HR» – «Outsourcing») приобретает для предприятия первостепенное значение в связи с распространением современных технологий менеджмента человеческих ресурсов (human resource management). Аутсорсинг человеческих ресурсов логически дополняет другие сферы применения аутсорсинга, так как среди рисков, связанных с использованием аутсорсинга, немаловажную роль играет человеческий фактор, а именно: ñ сокращение рабочих мест (важнейший социальный аспект, определяющий отношение к аутсорсингу как к элементу глобализации в большинстве экономически развитых стран); ñ «размывание» имиджа предприятия; ñ ослабление корпоративной культуры[71]. Проблема эффективного управления человеческими ресурсами в современных условиях является особо значимой с позиций использования аутсорсинга. Так как это связано, прежде всего, с тем, что аутсорсинг сферы производства или сферы услуг часто влечёт значительное сокращение персонала предприятия заказчика. При использовании аутсорсинга, как показывает практика, предприятиям приходится сокращать до 10-15%, а то и более процентов персонала.Сокращение персонала – это всегда процесс болезненный и для предприятия, и для самих работников. В этой связи именно аутсорсинг человеческих ресурсов позволяет найти приемлемое решение в случае изменения структуры предприятия вследствие стратегических решений, связанных с сокращением и децентрализацией. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим процесс самого аутсорсинга человеческих ресурсов. Аутсорсинг человеческих ресурсов представляет собой следующий процесс. Если нужны новые люди или необходимо сохранить старых сотрудников, предприятие находит кадровое агентство, специализирующееся на аутсорсинге, и заключает с ним гражданско-правовой договор на оказание услуг. Агентство подбирает необходимый персонал или переводом принимает к себе лишний персонал предприятия-клиента на постоянную работу. При этом оно несёт полную юридическую ответственность за нанятых людей, тогда как предприятие-клиент никаких обязанностей перед сотрудниками не имеет. Юридически эти сотрудники на предприятии не работают. Предприятие-клиент, таким образом, не платит заработную плату сотрудникам, не платит за них ни подоходный, ни социальный налоги. Предприятие-клиент лишь раз в месяц платит агентству-провайдеру за услуги, например, секретарей на телефоне или уборщиц. При этом предприятие может относить эти услуги к производственным затратам. Следует отметить ещё один положительный момент. Если человека берут на временный договор, а он работает долго, то, обратившись в суд, он может доказать постоянный характер своей работы. И суд может обязать предприятие взять сотрудника в штат. А в случае аутсорсинга это просто невозможно. Тогда все возможные заботы с расчётом зарплаты, уплатой налогов и социальных сборов, проблемы с больничными и отпусками, судебные разбирательства с персоналом агентства берут на себя[72]. Наряду с расширением спектра услуг кадровых агентств, необходимость в эффективном управлении человеческими ресурсами сформировала новые предложения на рынке аутсорсинга. Это привлечение персонала – человеческих ресурсов внешней организации (или «professional employer organization»). Даннаятехнология управления человеческими ресурсами получила название «аутстаффинг» («outstaffing», «out» – из вне; «staff» – кадры, штат, что означает внештатный)[73]. Аутстаффинг позволяет использовать персонал внешней организации и для решения проблем кадрового обеспечения. Появление на рынке аутсорсинга человеческих ресурсов специализированных фирм-провайдеров, предлагающих свои услуги для поиска эффективных решений в отношении персонала предприятия, в дальнейшем будет способствовать распространению методологии «аутстаффинга», а также и «аутплейсмента» («outplacement»). Аутплейсмент представляет собойтрудоустройство уволенного персонала предприятия-клиента силами специализированных агентств. Аутстаффинг имеет отличия от понятия аутсорсинг. Данное отличие заключается в том, что аутсорсинг понятие более общее и при этом заказчик услуг аутсорсинга платит за выполнение функций или работ. При аутстаффинге предприятие-заказчик платит за предоставляемый персонал. Аутстаффинг в современных условиях позволяет обеспечить предприятию: ñ возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка за счёт увеличения или сокращения объёма привлекаемого заёмного труда, так как предприятию не требуется содержать в штате лишних сотрудников; ñ сокращение численности вспомогательных подразделений, бухгалтерии, отдела кадров, отдела информационных технологий и других, вследствие передачи части объёмов работ этих подразделений кадровому агентству, что уменьшает объёмы работы с налоговой инспекцией и различными фондами; ñ развитие лизинга, который является одним из самых прозрачных видов бизнеса, где аккуратно платятся предусмотренные законом налоги и отчисления; ñ отнесение предприятием части операционных затрат на себестоимость; ñ повышение производительности труда за счёт выведения части персонала за штат предприятия; ñ сокращение рисков возникновения судебных тяжб с персоналом; ñ возможность минимизации налоговых выплат в некоторых случаях; ñ уменьшения числа получения травм на работе за счёт того, что часть работников является сотрудниками другого предприятия; ñ возможность отбирать их сотрудников агентств наилучших специалистов для перевода в основной состав предприятия, направляя все усилия на развитие своего персонала; ñ решение проблемы развития бизнеса за счёт заказа необходимых услуг у лизингового агентства; ñ возможность выстроить новую, более гибкую схему отношений с профсоюзами. Преимущества аутстаффинга для предприятия-клиента заключаются в следующем: ñ повышение конкурентоспособности предприятия; ñ сокращение затрат на содержание вспомогательных и обслуживающих подразделений; ñ обеспечение прозрачности бизнеса; ñ улучшение финансовых и экономических показателей деятельности предприятия; ñ улучшение имиджа предприятия; ñ улучшение кадрового состава основного персонала предприятия; ñ преодоление ограничений штатного расписания; ñ повышение эффективности работы профсоюзов. Для предприятия-заказчика главным мотивом использования заёмных работников является снижение рисков, которые возникают в результате некачественной работы собственной кадровой службы. Такими рисками могут быть: ñ возникновение неэффективной структуры кадров; ñ несоответствие кадров квалификационным требованиям; ñ возникновение конфликтных ситуаций в трудовом коллективе; ñ затягивание периода адаптации вновь принятого работника в сложившемся коллективе; ñ не прохождение принятым работником испытательного срока; ñ рост текучести кадров; ñ неполное использование знаний и умений работника. Вопросы для обсуждения: 1. Опишите современные принципы и методы организации труда и производства. 2. Охарактеризуйте новые способы использования трудовых ресурсов. 3. Рассмотрите истоки аутстаффинга. 4. Дайте понятия аутстаффинга и аутплейсмента. 5. Назовите отличия аутстаффинга от аутсорсинга. 6. Раскройте технологию «заёмного труда». 7. Существует ли законодательная регламентация «заёмного труда». 8. Изучите основные положения Конвенции и рекомендаций МОТ по «заёмному труду». 9. Охарактеризуйте ситуацию с «заёмным трудом» в России: примеры, перспективы развития.
|