Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии выбора поставщика услуг аутсорсинга
При изучении рынка услуг аутсорсинга, как правило, собирается детальная информация о каждом из возможных поставщиков услуг. Такая информация необходима для проведения как количественного, так и качественного анализа в ходе выбора конкретного партнера в рамках аутсорсинга. Основные проблемы выбора партнёра-аутсорсера заключаются, прежде всего, в тех качественных показателях, которые определяют решение об аутсорсинге, а также в количестве поставщиков, которые могут предоставить соответствующие услуги на условиях аутсорсинга. В этой связи необходимо учитывать факторы, от которых зависит выбор поставщика аутсорсинговых услуг. Дж. Б. Хейвуд определяет следующие факторы, определяющие выбор поставщика услуг аутсорсинга[87]: ñ Доверие. Насколько опытен этот поставщик услуг, то есть сколько у него клиентов в данный момент. ñ Надёжность. Удовлетворяет ли этот поставщик услуг требованиям своих клиентов. ñ Гибкость. Работает ли этот поставщик по одному образцу или он достаточно гибок, чтобы быстро удовлетворить потребности предприятия, а в дальнейшем корректировать свою работу в зависимости от того, будет ли предприятие расширяться или, наоборот, сворачивать свою деятельность. ñ База навыков. Есть ли у этого поставщика навыки в сфере информационных технологий и других областях, которые не нужны предприятию сейчас, но которые понадобятся в будущем. ñ Возможность экономии. Сможет ли этот поставщик услуг предложить большую экономию средств, чем другие поставщики. ñ Обслуживание. Насколько высок уровень обслуживания, предлагаемый этим поставщиком, по сравнению с тем, что предприятие получает сейчас, или с тем, что предлагают предприятию другие поставщики. ñ Навыки управления. Если предприятие расширяется или сворачивает свою деятельность, достаточно ли у поставщика услуг времени, умения и желания для того, чтобы удовлетворить потребности предприятия. ñ Кадровая политика. Какую политику в отношении кадров проводит поставщик услуг и как это скажется на сотрудниках предприятия. ñ Навыки перевода. Насколько эффективно поставщик услуг осуществил предыдущий перевод сотрудников: придерживался ли он установленного графика; как этот переход повлиял на переведённых сотрудников клиента. ñ Вопросы, связанные с заключением контракта. Захочет ли поставщик воспользоваться своим большим опытом и связать предприятие жестким контрактом или он позволит «внести поправки» либо заключить партнёрское соглашение. ñ Внутренняя квалификация и контроль. Позаботится ли поставщик услуг о том, чтобы предприятие не потеряло квалификацию и контроль, необходимые для поддержания и расширения деятельности предприятия. Оценивая потенциального поставщика услуг, необходимо представлять его возможности в отношении развития бизнеса, стремление к совершенствованию технологий, которые имеют непосредственное отношение к передаваемым функциям. Чрезвычайно важным представляются и такие факторы как: ñ опыт реализации аналогичных аутсорсинг-проектов; ñ взаимодействие с клиентами; ñ коммуникабельность; ñ адекватность понимания взаимных требований. Следует понимать, на каких условиях аутсорсер готов реализовать данный проект: кроме стоимости и качества услуг существенное значение имеют разделение собственности и контроля. Также необходимо убедиться в финансовой устойчивости партнёра, чтобы иметь гарантии, что в течение действия долгосрочного соглашения об аутсорсинге эта организация сохранит своё положение на рынке и будет способна выполнять взятые на себя обязательства. Все вышеперечисленные факторы трудно описать количественно, но стремление клиента наладить действительно долгосрочные эффективные взаимоотношения с аутсорсером должны служить достаточным основанием для детального изучения потенциальных партнёров. При необходимости для выбора партнёра используются специальные инструменты количественного и качественного анализа. По результатам такого анализа могут быть выбраны несколько поставщиков услуг аутсорсинга, наиболее соответствующих требованиям клиента. Среди отобранных кандидатур может быть проведён конкурс-отбор. По итогам такого конкурса могут быть выбраны один или несколько аутсорсеров, с которыми будет впоследствии заключено соглашение об аутсорсинге. Среди факторов, определяющих выбор поставщика услуг, также учитываются опыт аутсорсера в успешной реализации аналогичных аутсорсинг-проектов и рекомендации коллег. Основными схемами взаимодействия с внешними поставщиками услуг аутсорсинга в соответствии с целями и приоритетами заказчика являются: ñ полезность – приоритетными при выборе поставщика являются фактор цены и уровень сервиса; ñ улучшение – наряду с факторами полезности во главу угла ставятся интересы внутренних и внешних потребителей, возможности улучшения их обслуживания; ñ передний край – взаимодействие с поставщиком услуг является важной составляющей стратегии предприятия и позволяет приобрести конкурентные преимущества, где критерии стоимости и сервиса отходят на второй план. Р. Алдерс наряду с критериями, определяющими выбор поставщика услуг, выделяет также ключевые факторы успеха (КФУ) – некоторые характеристики аутсорсера, свидетельствующие о том, что он способен решить поставленные клиентом задачи[88]. Определив критерии оценки, клиент может составить список потенциальных поставщиков услуг аутсорсинга. От поставщиков услуг в результате информационного запроса должна быть получена необходимая клиенту информация: ñ Каков опыт работы аутсорсера на рынке. ñ Какова структура аутсорсера. ñ Краткое описание работ, выполняемых для предыдущих клиентов. ñ Какие конкурентные преимущества может предложить поставщик услуг. ñ Сколько будут стоить услуги. ñ Будет ли полезен опыт и ресурсы клиента. ñ Какое обучение и консультационные услуги предлагает поставщик. ñ Каковы возможные методы обеспечения гибкости в отношениях с клиентом. ñ Как будет учитываться и обеспечиваться потенциальный рост бизнеса клиента. ñ Количественные показатели, отражающие деятельность аутсорсера на рынке за последние три года. ñ Сведения о персонале, занятом в реализации аутсорсинг-проектов. ñ Сведения о страховании профессиональной ответственности. ñ Сведения о контрактах на аутсорсинг, прерванных по инициативе клиентов, и причинах разрыва отношений. ñ Список текущих клиентов (к которым следует обратиться за отзывами). Получая информацию от потенциальных поставщиков услуг аутсорсинга и обобщая её наряду со сведениями из других источников, клиент может выбрать двух-трёх партнёров для реализации аутсорсинг-проекта, с которыми будут проводиться дальнейшие переговоры. Несмотря на возможную привлекательность отдельных предложений, следует понимать, что аутсорсинг-проект является частью общей программы реструктуризации и развития бизнеса, что отказ от заранее определённых стратегических целей, ориентиров и интересов в результате получения «выгодного предложения» не может быть оправдан. Для квалифицированной оценки предложений аутсорсера клиенту необходимо определить следующее: ñ Достаточно ли доказательств того, что услуги, необходимые клиенту, являются частью основного бизнеса поставщика. ñ Вкладывает ли поставщик средства в развитие этих услуг. ñ Предоставил ли поставщик реальные доказательства профессионального и методологического подхода (подтверждение качества, такое, как стандарты ISO, предоставляет такую гарантию). ñ Использует ли поставщик общепризнанные системы показателей и проверенные методики. ñ Придерживается ли он отраслевых норм и правил и лучших методов организации производственных работ. ñ Владеет ли поставщик широким диапазоном управленческих и технических знаний и умений. ñ Возможно, ли предвидеть какие-либо трудности в предоставлении услуг, необходимых клиенту. ñ Демонстрирует ли поставщик понимание бизнеса клиента, а также текущих и, насколько это реально, будущих требований к обслуживанию. ñ Будет ли поставщик хорошим партнёром, имея ценности и культуру, согласующиеся с ценностями и культурой клиента[89]. Свидетельством важности информации, получаемой от потенциальных поставщиков услуг, является проведённый анализ факторов риска, лежащих в основе неудач существующих аутсорсинг-проектов. Другая проблема выбора заключается в определении количества поставщиков услуг. По данному вопросу есть разные мнения. Дилемма о количестве аутсорсеров неизбежна: ведь чем больше аутсорсеров – тем больше гибкости при работе с ними, но зато меньшее количество аутсорсеров легче контролировать. Клиенту важно приобрести дополнительную гибкость, которая достигается при взаимодействии с внешними подрядчиками, в частности, за счёт простоты изменения условий договора, но важно не лишиться при этом контроля. Некоторые считают, что поставщиков должно быть два-три. В этом случае исключается зависимость от одного поставщика услуг, между поставщиками рождается конкуренция. Сторонники же стратегии «стройного» производства предпочитают одного поставщика и рассматривают его как партнёра по бизнесу. В общем случае количество поставщиков услуг зависит: ñ от сложности поставленной задачи; ñ от количества отдельных компонентов предлагаемых решений. Если поставщикам услуг предстоит работать вместе, либо над взаимосвязанными задачами, необходимо убедиться в совместимости их позиций. В этом случае порядок контроля выполнения работ и распределение ответственности могут оговариваться условиями соглашения об аутсорсинге. Практика показывает, что правильнее начинать с частичного аутсорсинга и создавать условия для конкуренции между потенциальными аутсорсерами. Далее следует решить, с одним или несколькими аутсорсерами стоит работать в перспективе. Затем надо тщательно отобрать аутсорсеров и заключить краткосрочные контракты, чётко оговорив в них возможность постоянного контроля и условия, побуждающие аутсорсеров к качественному выполнению работы, такие, как премия и отказ от взаимодействия в случае неудовлетворения запросов. Затем, только убедившись в правильности выбора партнёра, можно переходить на долгосрочные контракты. Самое большое препятствие при выборе поставщика услуг аутсорсинга – неразвитый рынок услуг. Именно эта причина вызывает скептическое отношение многих специалистов к эффективности аутсорсинга как бизнес-модели. Безусловно, в отсутствие предложений со стороны заинтересованных предприятий невозможно выбирать поставщика на альтернативной основе и оказывать на него какое-либо существенное влияние. Поэтому возникает дополнительный риск попасть в зависимость от поставщика услуг, что влечёт за собой не желательные последствия как: ñ снижение качества продукции или услуг, поставляемых конечному потребителю; ñ нарушение сроков поставок; ñ нанесение вреда имиджу предприятия; ñ возникновение значительных финансовых потерь. Наиболее эффективным выходом в такой ситуации является: ñ поиск необходимой информации, так как отсутствие предложений со стороны потенциальных партнёров часто является следствием недостаточно развитой системы информационного обмена; ñ использование электронных информационных ресурсов; ñ создание объединений предпринимателей, заинтересованных в расширении контактов[90]. Целесообразно развивать и отношения на основе субконтрактации. Ибо при реструктуризации предприятия с переходом на аутсорсинг возникают следующие вопросы: ñ какие производства предприятие может сохранить и усилить, а от каких может отказаться; ñ как найти поставщиков аутсорсинговых услуг; ñ как организовать систему взаимодействия с аутсорсерами; ñ как обеспечить надёжность услуг с заданным уровнем качества. Аутсорсинг часто называют «феноменом XXв.», а также «величайшим открытием бизнеса последних десятилетий», так как лишь с конца 80-х гг. XX в. это понятие вошло в практику бизнеса и получило действительно широкое распространение. В то же время сама идея привлечения ресурсов специализированной фирмы для решения стоящих перед организацией задач отнюдь не является новой. Эта идея и механизм её реализации известны с тех самых пор как в экономической теории, а затем и в научном менеджменте сформировались понятия разделения труда, специализации и кооперации. Тем не менее, именно в условиях экономической глобализации разделение труда и производственная кооперация в мировом масштабе открывают совершенно новые перспективы для применения давно известных принципов организации производственной деятельности и управления ею. Практика показывает, что применение механизма субконтрактации позволяет найти ответы на эти и многие другие вопросы.
Вопросы для контроля и обсуждения: 1. Назовите основные элементы реструктуризации. 2. Как осуществляется выбор форм и видов аутсорсинга. 3. Назовите основные схемы взаимодействия с внешними поставщиками услуг аутсорсинга. 4. Каковы основные и дополнительные риски, с которыми связано использование аутсорсинга. 5. Сформулируйте основные требования к поставщикам услуг аутсорсинга. 6. Опишите процесс выбора поставщика услуг аутсорсинга. 7. Каковы критерии выбора поставщика услуг аутсорсинга. 8. Опишите порядок оценки предложений аутсорсера клиенту.
|