Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ цепочки создания добавленной стоимости
Особую важность при экономическом обосновании аутсорсинг-проекта имеет анализ добавленной стоимости, так как анализ бизнес-системы с выделением основных и вспомогательных бизнес-процессов для определения возможности и необходимости вынесения их на аутсорсинг не может обойтись без анализа добавленной стоимости. Как отмечалось выше, участие в цепочке создания стоимости для аутсорсера означает заинтересованность в конечном результате производственного процесса, а для клиента – определённые гарантии качества услуг аутсорсинга. Проведённый на начальных этапах согласования аутсорсинг-проекта анализ добавленной стоимости позволит в дальнейшем избежать значительных проблем в отношениях с аутсорсером (провайдером), особенно если со временем стратегические приоритеты партнёров изменятся под действием внешних обстоятельств. Данный метод анализа позволит также исключить из структуры бизнес-процессов те этапы, которые могут привести к удорожанию услуги для предприятия-клиента, но с точки зрения конечного результата не являющиеся необходимыми. Этот же метод в ряде случаев позволяет обосновать выбор из возможных организаций наилучшего поставщика или аутсорсера[79]. Добавленная стоимость в аутсорсинг-проекте – это разница между валовым доходом, полученным от продажи продукции или услуг конечному потребителю, и суммой затрат на приобретение услуг аутсорсеров. Иными словами, добавленная стоимость включает полную стоимость всех усилий предприятия на изготовление продукции, а также всю прибыль, полученную от этих усилий. Добавленная стоимость учитывает все ресурсы, которые предприятие вкладывает в конечный продукт, и оценку этих усилий с точки зрения рынка. Она является количественным выражением производительности системы, а её увеличение в результате реализации аутсорсинг-проекта свидетельствует о реальных количественных выгодах, связанных с сотрудничеством бизнес-партнёров. Однако добавленная стоимость не может отражать влияния качественных критериев, выбранных в числе приоритетных: имиджа предприятия, возможностей обучения и других. По мнению П. Друкера, «добавленная стоимость – это не волшебная палочка. Она может использоваться для анализа производительности только в том случае, если распределение затрат, которые в сумме составляют количественный показатель, содержательно с экономической точки зрения. Для этого может потребоваться радикальное реформирование системы бухгалтерского учёта: традиционных концепций, количественных показателей и методов. Мы должны отказаться от такой славной традиции, как равномерное распределение накладных расходов в процентном выражении, что делает реалистичный анализ затрат невозможным. Мы должны продумать, какова функция амортизационных отчислений: плата за использование капитала, показатель сокращения стоимости оборудования или же обеспечение его замены в случае необходимости; приблизительный подсчёт амортизационных отчислений в процентном выражении для этого не годится. Таким образом, мы должны переориентировать бухгалтерскую информацию в первую очередь на потребности менеджеров, а не на требования налогового инспектора или банкира, и не на бабушкины сказки, которыми инвесторов зачастую потчуют аналитики, изучающие финансовую деятельность их компании»[80]. Для проведения анализа цепочки создания добавленной стоимости каждый этап бизнес-процесса должен быть внесён в одну из следующих категорий: ñ добавляет реальную стоимость; ñ добавляет стоимость для предприятия («business value»); ñ никакой стоимости не добавляет. Этапы цепочки создания стоимости, которые добавляют реальную стоимость, непосредственно сказываются на окончательном результате бизнес-процесса и напрямую связаны с удовлетворением потребностей конечного потребителя. Это может быть собственно производство продукции, производство её комплектующих, предоставление необходимой информации о продукции/услуге или другие, без которых невозможны производство и реализация продукции, и оказание услуги. Этапы, добавляющие стоимость для предприятия, нужны заказчику, но не добавляют стоимости с точки зрения конечного потребителя. Это, например, сбор и хранение информации, которая используется отдельными подразделениями предприятия, заказ материалов, подготовка отчётов. Определяя содержание аутсорсинг-проекта, важно выделить именно те этапы бизнес-процесса, которые действительно имеют смысл с точки зрения предприятия-заказчика, так как любые виды работ, оправданные с точки зрения аутсорсера, но не имеющие смысла с точки зрения клиента, приводят только к нерациональному расходованию ресурсов и повышению стоимости услуги. В любом бизнес-процессе возможно существование этапов, которые никакой стоимости не добавляют, а приводят к увеличению фактической стоимости услуги аутсорсинга. К ним относятся всевозможные дополнительные согласования и утверждения, исправление ошибок, переделки, сбор и хранение информации, которая не нужна заказчику, хранение материалов и оборудования, которые не используются для выполнения условий соглашения, и множество других работ, возникающих при недостаточно эффективном или недостаточно квалифицированном управлении проектом со стороны аутсорсера, либо со стороны заказчика. Такие этапы бизнес-процессов могут быть исключены при составлении контракта об аутсорсинге, при определении уровня делегирования полномочий, при проектировании собственно бизнес-процесса, его входов и выходов, реструктуризации деятельности предприятия применительно к новым условиям функционирования. Конечными целями анализа добавленной стоимости при разработке аутсорсинг-проекта являются: ñ оптимизация бизнес-процесса; ñ минимизация времени и затрат; ñ определение степени полномочий и ответственности каждой из сторон аутсорсинг-проекта.
Вопросы для обсуждения: 1. В чём состоит цель экономического обоснования аутсорсинг-проекта. 2. Что Вы понимаете под предварительным экономическим обоснованием аутсорсинг-проекта. 3. Назовите методы, которые используются при экономическом обосновании аутсорсинг-проекта. 4. Какова цель анализа добавленной стоимости в аутсорсинг-проекте. 5. Что Вы понимаете под добавленной стоимостью в аутсорсинг-проекте. 6. Каковы этапы анализа добавленной стоимости в аутсорсинг-проекте.
|