Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы определения уровня конкурентоспособности продукции
Более полно, сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей оценки, которые характеризуют уровень конкурентоспособности продукции. Наиболее часто при оценке конкурентоспособности продукции применяются следующие методы: - прямые и косвенные; - методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции, и методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации товара; - расчетные; эмпирические (формализованные) и экспертные (интуитивные) методы; - матричные, графические и комбинированные (расчетно-матричные и расчетно-графические) методы и т.д. К прямым относятся методы, основанные на использование общего показателя конкурентоспособности товара. В зависимости от его значений товары ранжируют, присваивая первое место товару с наивысшим его значением (это самые распространенные методы оценки конкурентоспособности товара). К косвенным относятся методы, базирующиеся на анализе параметров отдельных свойств продукции, как правило, это технические или экономические параметры продукции. Эти методы позволяют косвенно и неполно судить об уровне конкурентоспособности товара. Применение косвенных методов оправдано в том случае, когда оцениваемые товары имеют одинаковые или близкие значения технических или экономических параметров. Основой расчета являются групповые показатели количественных характеристик технических параметров или цены потребления. В качестве критерия оценки конкурентоспособности товара может использоваться и степень соответствия его требованиям конкретных стандартов. Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции, основаны на определении уровня ее потенциальной конкурентоспособности. Методы используются для обоснования решения о целесообразности ее промышленного производства. Они употребляются, как правило, при сравнительном анализе проектируемого продукта с его наилучшим аналогом. Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации товара, в основном, привлекаются для обоснованного принятия решения о целесообразности модернизации или разработки новой продукции. Также данные методы широко применяются торговыми и потребительскими организациями. Расчетные методы оценки конкурентоспособности включают комплексный метод, метод соотношений качества (полезного эффекта от использования товара) и затрат, метод верхнего предела цены, и т.д. Комплексный метод предполагает определение интегрального показателя конкурентоспособности рассматриваемого товара по отношению к товару-конкуренту. При этом конкурентоспособность товара определяется через систему индексов. Метод может применяться на практике. Однако в случае привлечения для расчета разнонаправленных единичных показателей, входящих в определенный групповой показатель, этот метод не может дать однозначного представления об уровне конкурентоспособности товара. Метод соотношения полезного эффекта от использования потребителем товара и затрат -в основе этого метода лежит теория эффективности производства, исходя из которой показатели эффективности определяются соотношением полезного результата (эффекта) и затрат. При этом полезный эффект - это результат использования потребителем совокупных свойств продукции. Качество продукции -это потенциальный эффект товара. Полезный результат может быть равен потенциальному эффекту качества продукции, но, как правило, он ниже полезного эффекта, получаемого потребителем от качества. Метод радара определения конкурентоспособности товара относится к расчетно-графическим методам. Он основан на использовании показателей коммерческой, нормативно-правовой и технико-экономической конкурентоспособности. Радар конкурентоспособности товаров строится с соблюдением следующих правил: - все оценочные показатели имеют одинаковый вес, поэтому круг делится радиальными оценочными шкалами на равные сектора, количество которых равно числу оценочных параметров; - по мере удаления от центра значения показателя улучшаются - шкалы на радиальных прямых градуируются так, чтобы все значения показателей лежали внутри оценочного круга; - качественные показатели оцениваются экспертным путем, например по десятибалльной шкале (или в долях единицы); - для сравнения параметров оцениваемых товаров и товаров-конкурентов радары их конкурентоспособности строятся в одном и том же круге. Конкурентоспособность товара оценивается относительной площадью радара, построенного внутри оценочного круга по ряду показателей, которые, по мнению потребителей, являются наиболее значимыми для данного товара. Экспертные методы определения конкурентоспособности основаны на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Для оценки уровня конкурентоспособности данные методы используются в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно применить методы эмпирического определения значений единичных или комплексных показателей. Например, экспертный метод применяется для оценки продукции легкой и пищевой промышленности при анализе таких потребительских свойств, как мода, аромат, вкусовые качества продукции и т.п. На практике при оценке конкурентоспособности товара наиболее часто используется упрощенный метод балльных оценок, где баллы даются экспертами, а общий показатель конкурентоспособности определяют как среднее арифметическое значение экспертных оценок. При изучении покупательских предпочтений и конкурентоспособности товаров наиболее распространенным методомявляется социологический, который основан на устном опросе или на материалах анкет-вопросников, конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации и т.п. Рассмотрим пять наиболее распространенных расчетных методов оценки конкурентоспособности продукции. Первый метод. Критерием для определения конкурентоспособности товара является цена потребления этого товара, которая определятся по формуле:
, (22.3.1)
где ЦП – цена потребления; ЦПР – цена продажная; ИП – издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы. Для покупателя все расходы делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины (покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.) и переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание др. Величину переменных затрат (ИП) можно определить по формуле:
, (22.3.2)
где, ЗП – годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды; ИРЕМ – годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание; ИМР – годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники; А – годовая величина амортизации; ИПР – прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники; ТН – нормативный срок службы. Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид. Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все учитываются в стоимостных параметрах (продажной цене и цене потребления). Второй метод. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства товара и уровень его качества. Более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром-конкурентом. Третий метод. Этот метод основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены. На первом этапе определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле
, (22.3.3)
где, КП – комплексный показатель уровня качества товара; КПЭ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня; КПТ – комплексный показатель технического уровня; КПН – комплексный показатель надежности. На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения: , (22.3.4) , (22.3.5) где, ПКi, ПКб – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара эталона; КПi, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона; Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона. Если ПКi > ПКб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным. Если ПКi < ПКб – менее конкурентоспособным. Если ПКi = ПКб – конкурентоспособность одинакова. Наиболее наглядное представление дает относительный показатель конкурентоспособности (ОПК): (22.3.6)
Если ОПК ≥ 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового. Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т. е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации. Четвертый метод. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом рассчитываются единичные, сводные и интегральные показатели. Единичный параметрический индекс характеризует конкурентоспособность оцениваемого изделия при сравнении его с эталоном по одному конкретному показателю, например, мощности, скорости, эстетичности и т. д.; рассчитывается как процентное отношение (или индекс) величины параметра оцениваемого изделия к величине аналогичного параметра эталона (базового образца):
, (22.3.7) , (22.3.8) где ИЕi – единичный параметрический индекс, определенный по i-му параметру (i =1, 2, …n); аi – весовой коэффициент, учитывающий значимость i-го параметра; Бi – оценка в баллах i – го параметра сравниваемого товара; Вi – оценка в баллах i – го параметра товара – эталона. При проведении расчетов конкурентоспособности из формул выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя соответствует повышение конкурентоспособности. Например, при определении относительного значения показателя для производительности изделия применяется формула 5.8, а для расхода электроэнергии – 5.9. Сводный параметрический индекс характеризует группу однородных свойств изделия; определяется по совокупности единичных показателей, методом средней взвешенной величины:
, (22.3.9)
где ИСi – сводный параметрический индекс, рассчитанный по i – ой группе параметров; n – количество параметров в группе. При расчете сводного параметрического индекса значительную проблему составляет выбор весовых коэффициентов, поскольку разные потребители оценивают различные параметры товара неоднозначно. Например, одни отдают предпочтение дизайну, другие – эргономическим характеристикам. Здесь не обойтись без субъективизма, который можно снизить за счет проведения тщательных маркетинговых исследований. Интегральный индекс (ИИ)
, (22.3.10)
где Ип – сводный параметрический индекс по потребительским параметрам; Иэ - сводный параметрический индекс по экономическим параметрам; Если Ии > 1, то конкурентоспособность отечественного товара выше чем товара – аналога; если Ии = 1, то конкурентоспособность отечественного товара аналогична сравниваемому товару; если Ии < 1, то конкурентоспособность отечественного товара уступает товару – аналогу. Недостатки: 1) единичные показатели не дают однозначной оценки конкурентоспособности из-за своей разнонаправленности; 2) сведение единичных показателей в группу не дает однозначной оценки группы свойств, поскольку в результате усреднения могут возникать ошибки; 3) применение экспертных оценок делает оценку конкурентоспособности субъективной. Пятый метод. Представляет собой разновидность четвертого метода, но его использование имеет следующие особенности: 1) наиболее существенные показатели предлагается использовать как единичные; 2) второстепенные показатели должны быть сведены в группы, для каждой из которых необходимо определить групповой показатель; 3) на основе полученной совокупности групповых и единичных показателей определяется уровень конкурентоспособности аналогично вышерассмотренному методу.
|